СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Профориентация"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для учащихся 9-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Класный час Профориентация»

Классный час для учащихся 9-х классов «Профориентация»

Время проведения: 40 минут


Тест №1

По методике Климова.

Инструкция к тесту:

1) возьмите чистый лист бумаги и сделайте пять колонок:

I - «человек - природа»,

II - «человек - техника»,

III - «человек - знаковая система»,

IV - «человек - художественный образ»,

V - «человек - человек»;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (II-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

Максимальное число баллов в каждом столбце 8.

Тестовый материал

  1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).

  2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).

  3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).

  4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1).

  5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).

  6. Охотно помогаю другим людям по уходу за животными и растениями (I-1).

  7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).

  8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).

  9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей или других людей (II-2).

  10. Даже незнакомые люди считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).

  11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).

  12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).

  13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).

  14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).

  15. Легко улаживаю разногласия между друзьями или другими людьми (V-2).

  16. Люди считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).

  17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).

  18. Люди считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).

  19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).

  20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь (V-1).

  21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди (II-1).

  22. Без особого труда усваиваю иностранные языки (III-1).

  23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям (V-2).

  24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. (IV-1).

  25. Могу влиять на ход развития растений и животных (I-2).

  26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов (II-1).

  27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения (V-1).

  28. Охотно наблюдаю за растениями или животными (I-1).

  29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику (III-1).

  30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.(IV-1).

2.Краткое описание типов профессий:

I. «Человек-природа».

Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

  • животные, условия их роста, жизни;

  • растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

  • выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

  • проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

  • развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

  • поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника».

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

  • технические объекты (машины, механизмы);

  • материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

  • хорошая координация движений;

  • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

  • развитое техническое и творческое мышление и воображение;

  • умение переключать и концентрировать внимание;

  • наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система».

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

  • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

  • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

  • чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

  • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

  • хорошая оперативная и механическая память;

  • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

  • хорошее распределение и переключение внимания;

  • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

  • усидчивость, терпение;

  • логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

  • художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

  • воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

  • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

  • художественные способности; развитое зрительное восприятие;

  • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

  • люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

  • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

  • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

  • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

  • защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

  • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

  • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

  • доброжелательность, отзывчивость;

  • выдержка;

  • умение сдерживать эмоции;

  • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

  • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

  • способность владеть речью, мимикой, жестами;

  • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

  • умение убеждать людей;

  • аккуратность, пунктуальность, собранность;

  • знание психологии людей.



Классификация профессий

Человек-человек

Профессии: Няня, дефектолог, воспитатель, вожатый, методист, преподаватель, тренер, врач, милиционер, адвокат, прокурор, судья, юрисконсульт, администратор торгового зала, гид-переводчик, культорганизатор, экскурсовод, бармен, бортпроводник, буфетчик, гардеробщик, горничная, кассир, контролер сберкассы, официант, парикмахер, повар, приемщик ателье, продавец, проводник, приемщик заказов, регистратор, социальный работник, телефонистка, швейцар, мастер участка, цеха, секретарь, предприниматель, организатор малого бизнеса, менеджер, журналист, корреспондент, психолог, следователь, социолог

Человек-техника

Профессии: Испытатель электромашин, кабельщик, машинисты, обмотчик электромоторов, сборщик электромашин, слесарь КИП и А, термообработчик проводов и кабелей, электрик, электромонтер, электромеханик, инженер, монтажник, оператор процессов, сборщик микросхем, слесари, радиоинженер-схемотехник, радиоинженер-тополог, инженер электросвязи, аппаратчик, бурильщик скважин, вышкомонтажник, газосварщик, газорезчик, моторист, трубоукладчик, арматурщик, бетонщик, взрывник, каменщик, кровельщик, маляр, отделочник, плотник, стекольщик, столяр, штукатур, шлифовщик, жестянщик, литейщик металлов и сплавов, модельщик выплавляемых изделий, строгальщик, термист, формовщик машинной и ручной формовки, наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик станков и КИП, токарь, фрезеровщик, формовщик, осмотрщик вагонов, техник-путеец железнодорожных путей, техник-электрик, водитель, матрос, моторист-рулевой, судовой электромеханик, судоводитель, авиамеханик, авиационный техник, бортрадист, техник-механик, бортинженер, пилот, вязальщица, обувщик, часовщик, швея

Человек-природа

Профессии: Агроном, обработчик-сортировщик овощей, обработка соков, овощевод, озеленитель, оператор по очистке, сушке, буртованию зерна, садовод, семеновод, ботаник, геоботаник, физиолог растений, ветеринарный фельдшер, зверовод, кроликовод, оператор животноводческих комплексов, оператор машинного доения, оператор кормоцехов, оператор птицефабрик, охотовед, пчеловод, рыбовод, тренер лошадей, чабан, гидробиолог, дрессировщик, зоотехник, зооинженер, зоолог, энтомолог, ихтиолог, биохимик, вирусолог, генетик, микробиолог, физиолог, цитолог, эколог, эмбриолог, лесник, садовник, наладчик с/х машин и тракторов, тракторист-машинист, мастер орошения, агрометеоролог, климатолог, метеоролог, рыбовод, гидролог, ихтиолог, океанолог, взрывник, замерщик, маркшейдер, техник-топограф, ботаникогеограф, геоморфолог, горный инженер, физикогеограф, аппаратчик по производству муки, вальцовщик, дозаторщик, машинист зернопогрузочных машин, тестовод, пекарь, прессовщик полуфабриката макаронных изделий, машинист поточной автоматической линии, мастер цельномолочной и кисломолочной продукции, маслодел-мастер, сыродел-мастер, аппаратчик производства пищевых продуктов, формовщик колбасных изделий, обжарщик колбасных изделий, варщик колбасных изделий, коптильщик колбасных изделий, аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза, аппаратчик нейтрализации, оператор выращивания дрожжей, техник микробиологического производства, инженер-технолог

Человек-знаковая система

Профессии: Библиотекарь, делопроизводитель, корректор, машинистка, наборщик, паспортист, почтальон, радиооператор, стенографистка, архивариус, библиограф, востоковед, историк, лингвист, нотариус, патентовед, переводчик, философ, банковский служащий, изготовитель трафаретов и плат, кассир, лаборант, оператор связи, печатник, табельщик, таксировщик, учетчик, агент по ценным бумагам, астроном, аудитор, брокер, бухгалтер, математик, метролог, налоговый инспектор, провизор, статистик, стандартизатор, фармацевт, физик, финансовый инспектор, химик, экономист, аэрофотосъемщик, дефектоскопист, диспетчер управления движением, чертежник, штурман, картограф, конструктор, маркшейдер, оператор ЭВМ, техник ЭВМ, инженер-программист, инженер-технолог АСУ, математик-программист, программист WEB-сайтов

Человек-искусство

Профессии: Артист, вокалист, дирижер, искусствовед, киновед, режиссер, композитор, концертмейстер, музыкант, музыкант-педагог, художник, декоратор-оформитель, маляр, лепщик, архитектор, дизайнер, реставратор, скульптор, вышивальщица, гравер, закройщик, кондитер, косметолог, кулинар, кружевница, парикмахер, портной, скорняк, гончар, стеклодув, витражист, резчик по дереву, ювелир, эмальер, печатник, наборщик, фотограф, ретушер, модельер



Тест №2

Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)


Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.


1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности 
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает 
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия 
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать 
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют 
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь 
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет 
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего 
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы 
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует 
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о 
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал 
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на 
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю 
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать 
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна 
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни 
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о 
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки 
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы 
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о 
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю 
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о 
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать 
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.


Обработка результатов.


Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.




Образец бланка

 

I

II

III

IV

V

VI

1

а

 

 

б

 

в

2

 

а

 

б

в

 

3

а

б

 

в

 

 

4

 

 

а

 

б

в

5

а

б

в

 

 

 

6

а

б

 

 

 

в

7

 

а

б

в

 

 

8

а

 

 

 

б

в

9

 

а

 

б

в

 

10

 

 

 

а

б

в

11

а

б

в

 

 

 

12

 

 

а

б

в

 

13

а

 

 

 

б

в

14

 

а

 

б

в

 

15

а

 

б

 

в

 

16

а

 

б

 

 

в

17

 

 

 

а

б

в

18

а

б

в

 

 

 

19

 

 

а

 

б

в

20

а

 

б

 

 

в

21

 

а

б

в

 

 

22

 

а

б

в

 

 

23

 

а

 

б

 

в

24

а

 

 

 

б

в

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 







Тест №3

Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный тест поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, то нажмите Да, если не согласны – Нет.

ВОПРОСЫ:

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура, музыка.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений (регламент).

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанным словам.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле - радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное которых не существует в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел бы подчинить свою жизнь строгой системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние письмена.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.











ПОДСЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ:

В каждой колонке указаны номера вопросов. Каждый ответ "Да" на вопрос считается за 1 балл, ответ нет - "0". Посчитайте количество баллов в каждой колонке. 


Колонка 1 

Колонка 2 

Колонка 3 

Колонка 4 

Колонка 5 


1

2

3

4

5


6

7

8

9

10


11

12

13

14

15


16

17

18

19

20


21

22

23

24

25


26

27

28

29

30


31

32

33

34

35


36

37

38

39

40


результат 

П-Д

результат

А-С

 результат

С-Л

результат

Н-О

результат

К

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления.

  1. Предметно-действенное мышление 

  2. Абстрактно-символическое мышление 

  3. Словесно-логическое мышление 

  4. Наглядно-образное мышление 

  5. Креативность

Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:

  • 0-2 – низкий, 

  • 3-5 – средний, 

  • 6-8 – высокий. 



РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Предметно – действенное мышление свойственно людям дела. Про них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Эти мышлением обладают и многие выдающиеся танцоры, спортсмены.

2. Абстрактно – символическим мышлением обладают многие люди науки - физики – теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно – логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно – логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно – образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было и то, что будет и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно – образным мышлением.

5. Креативность – это способность человека мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.





Просмотр содержимого презентации
«Классный час Профориентация»

Профориентация Педагог – психолог МАОУ ОСШ №3 г. Нягань Татьяна Александровна Важенцева

Профориентация

Педагог – психолог МАОУ ОСШ №3 г. Нягань

Татьяна Александровна Важенцева

Тест №1 Интерпретация результатов теста  «Определение типов будущей профессии»

Тест №1

Интерпретация результатов теста «Определение типов будущей профессии»

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество баллов.  Название типов профессий: •  « человек – природа »  – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; •  « человек – техника »  – все технические профессии; •  « человек – человек »  – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; •  « человек – знак » - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; •  « человек – художественный образ »  – все творческие специальности.

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество баллов. Название типов профессий:

•  « человек – природа » – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

•  « человек – техника » – все технические профессии;

•  « человек – человек » – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

•  « человек – знак » - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

•  « человек – художественный образ » – все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий   I. «Человек-природа » . Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа « человек-природа » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек - природа » являются: •  животные, условия их роста, жизни; •  растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: •  изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); •  выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); •  проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа » . Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа « человек-природа » .

Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек - природа » являются:

•  животные, условия их роста, жизни;

•  растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

•  изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

•  выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

•  проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»: •  развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; •  поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Психологические требования профессий «человек-природа»:

•  развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

•  поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Краткое описание типов профессий   II. « Человек-техника » . Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями « человек-техника » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек - техника » являются: •  технические объекты (машины, механизмы); •  материалы, виды энергии.

Краткое описание типов профессий

II. « Человек-техника » . Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями « человек-техника » .

Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек - техника » являются:

•  технические объекты (машины, механизмы);

•  материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:   •  создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их); •  эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами); •  ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

•  создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

•  эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

•  ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:   •  хорошая координация движений; •  точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; •  развитое техническое и творческое мышление и воображение; •  умение переключать и концентрировать внимание; •  наблюдательность.

Психологические требования профессий «человек-техника»:

•  хорошая координация движений;

•  точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

•  развитое техническое и творческое мышление и воображение;

•  умение переключать и концентрировать внимание;

•  наблюдательность.

Краткое описание типов  профессий   III. « Человек-знаковая система » . Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа « человек -знаковая система » . Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации. Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек знаковая система » являются: •  тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); •  цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик); •  чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист); •  звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Краткое описание типов профессий

III. « Человек-знаковая система » . Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа « человек -знаковая система » . Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек знаковая система » являются:

•  тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

•  цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

•  чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

•  звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий  «человек-техника»: • хорошая оперативная и механическая память; • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; •  хорошее распределение и переключение внимания; •  точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; •  усидчивость, терпение; •  логическое мышление.

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая оперативная и механическая память;

• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

•  хорошее распределение и переключение внимания;

•  точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

•  усидчивость, терпение;

•  логическое мышление.

Краткое описание типов профессий IV. « Человек-художественный образ » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек знаковая система » является: •  художественный образ, способы его построения. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: •  создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф); •  воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик); •  размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Краткое описание типов профессий

IV. « Человек-художественный образ » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек знаковая система » является:

•  художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

•  создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

•  воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

•  размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек - художественный образ»:   •  художественные способности; развитое зрительное восприятие; •  наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; •  знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Психологические требования профессий «человек - художественный образ»:

•  художественные способности; развитое зрительное восприятие;

•  наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

•  знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Краткое описание типов профессий V. «Человек-человек » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек человек » являются:  •  люди. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности: •  воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); •  медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня); •  бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер); •  информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор); •  защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Краткое описание типов профессий

V. «Человек-человек » . Предметом труда для представителей большинства профессий типа « человек человек » являются: •  люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

•  воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

•  медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

•  бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

•  информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

•  защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:   •  стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; •  устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; •  доброжелательность, отзывчивость; •  выдержка; •  умение сдерживать эмоции; •  способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; •  способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; •  способность владеть речью, мимикой, жестами; •  развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; •  умение убеждать людей; •  аккуратность, пунктуальность, собранность; •  знание психологии людей.

Психологические требования профессий «человек-человек»:

•  стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

•  устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

•  доброжелательность, отзывчивость;

•  выдержка;

•  умение сдерживать эмоции;

•  способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

•  способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

•  способность владеть речью, мимикой, жестами;

•  развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

•  умение убеждать людей;

•  аккуратность, пунктуальность, собранность;

•  знание психологии людей.

Тест №2 Интерпретация результатов теста «Опросник профессиональных склонностей»

Тест №2

Интерпретация результатов теста «Опросник профессиональных склонностей»

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.  10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности. 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена. Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми.  Профессии, связанные с  управлением, обучением,  воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным).  Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

1 - склонность к работе с людьми.

Профессии, связанные с

управлением, обучением,

воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным).

Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.  Профессии, связанные с научной деятельностью.  Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью,  независимостью суждений, аналитическим складом ума.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе.

Профессии, связанные с научной деятельностью.

Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью,

независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности.  Круг этих профессий очень широк:  - производство и обработка металла;  - сборка, монтаж приборов и механизмов;  - ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования;  - монтаж, ремонт зданий, конструкций  - управление транспортом;  - изготовление изделий.

3 - склонность к практической деятельности.

Круг этих профессий очень широк:

- производство и обработка металла;

- сборка, монтаж приборов и механизмов;

- ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования;

- монтаж, ремонт зданий, конструкций

- управление транспортом;

- изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности.  Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.  Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности.

Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности.  Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно - розыскной деятельности, службой в армии.  Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности.

Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно - розыскной деятельности, службой в армии.

Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово -экономическим видам деятельности.  Профессии, связанные с: расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист);  схематическим изображением объектов (чертежник, топограф).  Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

6 - склонность к планово -экономическим видам деятельности.

Профессии, связанные с:

  • расчетами и планированием (бухгалтер, экономист);
  • делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист);
  • схематическим изображением объектов (чертежник, топограф).

Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Тест №3  Интерпретация результатов теста  «Тип мышления»

Тест №3

Интерпретация результатов теста «Тип мышления»

Обработка результатов.   Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — высокий).

Обработка результатов. 

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — высокий).

Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов, танцоров, артистов.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Креативность  — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

Удачи в выборе профессии!

Удачи в выборе профессии!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!