СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме "Сквернословие и здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен одной из самых актуальных проблем среди подростков - употреблению матерных слов в речи. В ходе мероприятия учащиеся узнают об истории возникновения матов и их значении на Руси, познакомятся с новейшими исследованиями ученых о влиянии нецензурной брани на человека, даже побудут в роли создателя антирекламы матерных  слов.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме "Сквернословие и здоровье"»

Классный час в 8 классе

Тема: «Сквернословие и здоровье»

Цели:

  • Выяснить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде, расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;

  • формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

  • побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.


Форма проведения: круглый стол.

 

Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, твор­ческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).


 Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Оформление:

- написать на доске:

 а) тему, эпиграфы;

б) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

 План классного часа:

1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

2. Информационный блок «Заразные слова».

3. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

4. Творческие задания. Памятка «Как избавиться от сквернословия?». 5.Антиреклама сквернословия.

6. Заключительное слово.


Ход клaсснoгo часа


Слайд 1

1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле - печаль И долговечней - царственное слово. А.Ахматова

Царственное слово - самое долговечное на земле.

??? Как вы думаете, ­что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар?

Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову.

Наши предки тоже придавали большое значение Слову, что нашло отражение во многих пословицах и поговорках.

??? Вспомните некоторые из них:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Ласковое слово и кость ломит.

Поля словами не засевают.

Слово – серебро, молчание – золото.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Воздух словами не наполнить.

Мы, жители сегодняшней Росс­ии, наследники этой традиции.


??? Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? Ответы детей…


Слайд 2

Я хочу сегодня с вами поговорить о сквернословии и о его роли в жизни человека. Итак, тема нашего классного часа « Сквернословие и здоровье».


??? Что такое сквернословие?


Слайд 3

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".


??? Как вы думаете, сквернословие – актуальная проблема для нашего общества?

Такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотече­ственников: взрослых, подростков и даже детей.



Слайд 4

Анализ анкет (приложение)

Как вы видите, данные анкетирования свидетельствуют о том, что сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явле­нием.


??? В чем причины употребления скверных слов подростками?

(Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них).


Слайд 5

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).


??? По вашему мнению, откуда произошел мат?


Слайд 6

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность.

Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Мат являлся языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Слайды 7 - 9

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы», которые и вызывают агрессию у человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

Слайд 10

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.


Слайд 11

??? Как вы считаете, так уж безобидно желание материться?


Слайд 12

??? Итак, что же такое мат, сквернословие – прихоть, вредная привычка или болезнь?


Слайд 13

В медицине существует редкое психи­ческое заболевание, которое называется «копролалия». Назва­ние происходит от греческого копрос - кал, грязь и lalia - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к ЦИНИЧНОЙ и нецензурной брани безо всякого повода.


Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».


Слайд 14

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются 3 стадии: первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали; третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъяснятся без мата, забывает другие слова. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».


Слайд 15

??? Как вы считаете, мат – болезнь тела или души?


Слайд 16 - 20

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.


Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Итак, вы ознакомились с безжалостными фактами.


Слайд 21

??? По вашему мнению, как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

Таким образом, причина матерщины в бездуховности нации.


??? Какие мы можем наметить пути избавления от матов? Составьте памятку «Как избавиться от матов?»



Слайд 22

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?


Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?




Есть ли у Вас зависимость от сквернословия?

Собираетесь ли Вы с ней бороться? Каким образом? (психологи утверждают, что достаточно перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию; избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова; читать русскую классическую литературу; запоминать стихотворения, афоризмы)

Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (ту­ризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?


Слайд 23

Антиреклама сквернословия (работа в парах)

рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

Например, Мат - это помоев ушат. - Мат - дорога в ад. - Мат уродует девчат. - Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться! - Сколько будешь материться, столько будешь и лечится! - Мат - это ядов концентрат! - В классе мы найдем управу на словесную отраву! - Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!


Слайд 24

??? Изменилось ли Ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от вредной привычки? (Ответы детей).


Слайд 25

Закончи предложение.

Я не хочу (не буду) материться потому, что…


Слайд 26 Заключение

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.






ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета "Сквернословие в моей жизни"


Класс_______ «___»
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________ Спасибо за откровенность!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!