СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по теме: «Природа не прощает ошибок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение темы занятия.

        Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об одной из важных тем, о природе – нашем богатстве: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг», а тема звучит «Природа не прощает ошибок».

       Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по теме: «Природа не прощает ошибок»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя школа Камышинского муниципального района

Волгоградской области






Классный час по теме:



«Природа не прощает ошибок»












Выполнила: Прусакова Е.А.

учитель русского языка и литературы













Таловка






Классный час по теме:

«Природа не прощает ошибок»

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В. Берестов



Цель: расширить представление детей об экологических законах;

Задачи:

- формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

- побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей;

- вовлечение подрастающего поколения в природоохраняемую деятельность.

Форма проведения:

- классный час,

- проблемная беседа,

- письма обращения

Форма организации деятельности обучающихся:

- беседа,

- работа в группах.

Оборудование:  плакаты и рисунки на экологическую тематику.


Написать на доске эпиграф и 4 закона экологии

  • Все связано со всем.

  • Все должно куда – то деваться.

  • Ничто не дается даром.

  • Природа знает лучше.

Форма проведения: 


План классного часа:

  1. Вступительное слово. Определение темы.

  2. Что мы называем природой, экологией?

  3.  «Законы экологии».

  4. Виртуальные экологические проблемы, «Какие законы нарушены?».

  5. Как мы загрязняем природу.

  6. Выступление детей с защитой своих природоохранных знаков.

  7. Заключительное слово «Убивай зверей».

  8. Подведение итогов.

Ход классного часа


Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

Определение темы занятия.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об одной из важных тем, о природе – нашем богатстве: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг», а тема звучит «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.


Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Учитель: Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говорил ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.


Интерактивная беседа

Учитель: Как вы думаете, какой урок дал Эвен рыбаку?


Примерные ответы детей:

  • Если не будет комаров, то рыбы не будут питаться насекомыми, а только травой. А людям и животным нужна рыба для пищи.

  • В природе все связано, есть цепи питания.

  • Природа сама знает, кто кого ест и сколько на Земле живых организмов.


Учитель: Да, взаимосвязь есть, и это изучает наука экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

Таблица взаимоотношений между организмами, а на самом деле пирамида, выглядит следующим образом:​​​​​​​Экологическая пирамида формируется за счет последовательности уровней питания. Представлять взаимоотношения в виде пирамиды удобно тем, что она наглядно демонстрирует, что чем выше уровень, тем меньшее там количество особей.








Данная пирамида показала нам, что все взаимосвязано в этом мире.


Информационный блок «Законы экологии»

Учитель: Как видим природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Баррри Коммонер. Эти законы мы написали на доске. (Читает)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закон мы уже увидели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда – то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев – вредители съели вес урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну, а человек создал и продолжает создавать громадное количество химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.


Виртуальный экологический рейд: «Какие законы нарушены?»

 Учитель: Сейчас если мы проведем рейд по улицам нашего села и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. Если мы с вами сейчас вспомним наш пруд за селом, в каком он состоянии? Чем это грозит водоему и нашим жителям? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?


Примерные ответы детей:

  • все вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке, которые идут от кошар с животными, а если еще химикаты с полей попадут в воду, то растения и водоросли живущие там в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Получается целая цепочка отравления.

  • Нарушены первый и второй экологический законы


Учитель: Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это наши люди сжигают листву, чтобы не вывозить ее за село. Чем это грозит нам, и какой экологический закон они нарушают?

Примерные ответы детей:

  • Листва деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

  • Типичное нарушение второго закона: люди думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая отравляют воздух, вызывая болезни людей.

  • Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за территорию города, села.

Учитель: В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено, из обыкновенного бытового мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация, читаем дальше! Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

  • Это наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

  • Тут соблюдается второй закон «Все должно куда – то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дают пищу червяку и становится ценным удобрением

  • А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк – существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.


Работа в группах «Обращение от имени природы»

Учитель:  Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

- А если бы природа могла говорить, чтобы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение бизнесменам, владельцам заводов, фабрик.

Вторая группа напишет взрослым людям.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(В течение 5 минут учащиеся пишут письма, а затем читают их у доски).


Заключительное слово

Учитель:  Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. (Читают)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

  • Нужно беречь природу.

  • Нельзя убивать зверей, уничтожать растения

  • Нужно любить нашу природу,

  • А иначе останемся одни!

Учитель:  Как вы считаете, какие качества человека мешают быть добрым и жить по всем правилам.

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, хитрость, и т.п.

  • Это все плохое, черное, что есть в человеке.

Учитель: Мне кажется, вы все правы. Есть люди звери – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно направлять таких людей в правильное направление, а если они не согласны , то убрать из своего сердца.

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:  Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли мы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

  • Запомнился рассказ об Эвине, который разрезал рыбу, и показал там комаров.

  • Знать законы легко, самое трудное – соблюдать их и быть добрым.


Ожидаемые результаты:

  • Предметные - уметь самостоятельно работать в поисках информации, формировать представления о биологических процессах, явлениях, закономерностях.

  • Метапредметные - уметь определять цели деятельности, составлять план. выделять необходимое из разных источников и включать в свою работу делая выводы и доказательства.

  • Личностные - осваивать правила, выводы, доказательства, принимать правила образа жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!