СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: Природа не прощает ошибок

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему: Природа не прощает ошибок.   В содержании классного часа использованы данные  по Республике Бурятия. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: Природа не прощает ошибок»



ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



КЛАССНОГО ЧАСА




ПРИРОДА НЕ ПРОЩАЕТ ОШИБОК…



Выполнил: Перевалов В.М.,

куратор группы 0221
















Цель, задачи

Форма проведения

МТО

Методическая

организация

Содержание

Литература

Цель:

расширить представление обучающихся об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать

обучающихся к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Интерактивная беседа.


Мультимедийная система.

Электронная презентация.

Плакаты.

1.«Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».
И.С. Тургенев


2.Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко

3.«Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
Е.Л. Прасолова


4.Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить».

Ф. Жолио – Кюри


Памятки: Законы экологии.



1.Поиск и изучение литературы по теме.

2.Распределение участников классного часа.

3.Создание презентаций.

4.Музыкальное оформление.

5.Подготовка материала для оформления кабинета.


1.Организационный момент. Сообщение целей и задач классного часа.

2.Викторина Знаете ли Вы.

3. Информационный материал.

4. Подведение итогов (рефлексия).

5.Раздача памяток.



  1. Экологическое воспитание/ Сост. Н.С.Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2015. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

  2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 2006.

  3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 2008 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.)

Интернет – ресурс:


1.Развитие экологической культуры. http://ecoportal.su/view_public.php?id=3162 
2.Полиэтиленовые пакеты. Мировой опыт. http://ulnat.livejournal.com/19491.html 
3.Пластиковая Голгофа. Пакеты из полиэтилена грозят большим городам экологическим бедствием http://article.unipack.ru/23737/ 









  1. Организационный момент.

Куратор. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.

Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Эпиграф

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко



2017 год назван годом экологии.

Что означает слово экология?


Экология (от греч. Экос – дом, жилище, местопребывание и логос – наука) – наука об отношении живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» был предложен в 1866 году Э.Геккелем.



ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ «Мы не унаследовали планету от родителей, мы одолжили её у своих детей» 








  1. Индивидуальная работа .




Вопросы викторины «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»


  1. Знаете ли вы:

Эта наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.). Что это за наука?

- этнология;

- геология;

- экология.*


  1. Знаете ли вы:

Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь?

- биосфера;*

- ноосфера;

- стратосфера.


  1. Знаете ли вы:

Как и все подснежники, она спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Она регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Она занесена в Красную книгу. Какое растение называют живым светофором?

- медуница;*

- радиола розовая;

- пролеска лесная.


  1. Знаете ли вы:

Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?

- лава;

- нектар;

- вода.

  1. Знаете ли вы:

Когда этот металл впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.

- железо;

- алюминий;

- олово.

  1. Знаете ли вы:

Впервые День заповедников и национальных парков отмечался в 1997 г. по инициативе Центра охраны дивой природы, всемирного фонда дикой природы и экоцентра «Заповедник». Этот день выбран не случайно, именно в этот день в 1916 г. впервые в истории российского государства решением правительства был учрежден Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Их общая площадь составляет около трёх процентов от площади Российской федерации. В какой день празднуется День заповедников и национальных парков?

- 5 апреля;

- 11 января;

- 13 октября.

  1. Знаете ли вы:

Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое?

- наводнение;

- загрязнение*;

- землетрясение.

  1. Знаете ли вы:

Процесс начался в 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в этом море уменьшился. Поверхность этого моря стала втрое меньше. Вода стала более соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей. О каком море идёт речь?

- АЗОВСКОЕ

- Аральское;

- Каспийское.

  1. Знаете ли вы:

Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь

- нефть *;

- кислота;

- щёлочь.

  1. Знаете ли вы:

Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди7

- соляные;

- грибные;

- кислотные.*

  1. Знаете ли вы:

К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества?

- синтетические моющие средства;

- антибиотики;

- поверхностно активные вещества.

12 Знаете ли вы:

Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Солнечные лучи, действуя на его оксиды, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество?

- неон;

- озон*;

- азот.

13 Знаете ли вы:

В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?

- Книга редких видов;

- Экзотическая книга;

- Красная книга.

14. Знаете ли вы:

Этот материк считается самым большим заповедником. На его территории и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, там обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов) Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.). Какой заповедник считается самым большим?

- Антарктида;

- Арктика;

- Австралия.

15. Знаете ли вы:

Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка).

- нитраты;

- удобрения;

- пестициды.



  1. Информационный материал.


Куратор : Великий русский ученый В.И.Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли» И это предупреждение пророчески оправдалось. Вот результаты нашей экологической экспертизы. 

Обучающийся:

Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров. 

Каждый год Земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель. 

Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров. 

А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса. 

Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми. 

За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете. Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть. 

Появляются растения и животные – мутанты: летом 2006 года сообщалось о появлении водорослей – убийц, медуз – убийц. 

Создается угроза существованию самого человека. Так, например, в России среди семилетних детей здоров только каждый четвертый, а среди семнадцатилетних – каждый седьмой. Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США. 

В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения. 

Обучающийся: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки.


Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место.

Продолжительность разложения отходов: 
Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет..

Стеклянная бутылка – 1 млн. лет

Резина – 50-80 лет

Кожа – 50 лет

Нейлон – 30-40 лет

Полиэтилен – 10-20 лет

Окурок – 1-5 лет



Куратор:
«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она. 

Обучающийся: Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше. Число автомобилей, зарегистрированных в масштабах всего мира, перевалило за миллиард.

На сегодняшний день в Госавтоинспекции России зарегистрировано более 44 миллионов "легковушек", свыше 6 миллионов грузовых автомобилей, 890 тысяч автобусов, 2,2 миллиона единиц мототранспорта и более 3 миллионов прицепов и полуприцепов. Бурятия занимает одно из последних мест в России по обеспеченности автомобилями на 1000 чел. приходится 243 авто.



Куратор: Республика Бурятия является одним из наиболее экологически чистых регионов Российской Федерации.

Основные виды негативных техногенных воздействий связаны лишь с небольшой частью территории республики, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам.

Основные экологические проблемы региона:

– загрязнение атмосферного воздуха, в том числе выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта;

– загрязнение поверхностных водных объектов;

– возрастающее количество отходов производства и потребления.



п.п.

Показатель, ед. изм.

2008

2012

1.     

Объем использования воды,

 млн. куб. м

565,6

507,56

2.     

Объем сброса сточных вод в водные объекты, млн. куб. м

606,81

547,80

2.1.

из них,  объем сброса загрязненных сточных вод, млн. куб. м

45,94

32,61

2.2.

нормативно чистых (без очистки)

555,45

501,45

2.3.

нормативно-очищенных

5,42

11,79

3.     

Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение, млн. куб. м

321,8

259,79

4.     

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, всего, тыс. т

231,6

187,7

4.1.

от стационарных источников, тыс. т (знаменатель – в %) 

126,44

54,6

99,7

53,1

4.2.

от автотранспорта, тыс. т

(знаменатель – в %)

105,18

45,41

88,0

46,9

5.     

Степень очистки атмосферных выбросов на очистных сооружениях, %

89,65

87,5

6.     

Объемы образующихся отходов, тыс. т

20085

29008

6.1.

из них, использовано и обезврежено, тыс. т (знаменатель – в %) 

6622

32,97

1585,8

5,5

7.     

Накоплено на конец года на предприятиях, тыс. т

66777

124155



 Наименование отходов

Образовалось в отчетном году, всего

Использовано и обезврежено (утилизировано)

Захоронено

Наличие на территории предприятий на конец отчетного года

Всего

%

Всего

%

Всего отходов, тыс. тонн в том числе:

29008,351

1585,787

5,5

2108,0

7,3

124154,721

1 класс опасности

0,033

0,030

0,0

0,0

0,0

0,018

2 класс опасности

0,080

0,032

0,0

0,002

0,0

0,089

3 класс опасности

119,290

93,408

0,3

0,061

0,0

0,836

4 класс опасности

96,882

42,09

0,15

249,405

0,9

146,744

5 класс опасности

28792,066

1466,268

5,05

1858,532

6,4

124007,034



Государственный экологический контроль осуществляется на территории Республики Бурятия Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия и  Республиканской службой по охране, контролю и регулированию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор).

В современных условиях наиболее реальный путь решения природоохранных задач это, прежде всего, развитие экономики на основе экологически безопасных и наукоемких технологий, плюс использование традиционных мало затратных видов природопользования.

ТОП-5 экологических происшествий в ушедшем году в Бурятии


До 2015 года из экологических проблем для Бурятии была действительно актуальной и острой, пожалуй, только одна тема – сохранение озера Байкал. Массовый "дикий" отдых на священном озере сопровождался горами отходов и мусора. Завершившийся год показал, что в Бурятии и помимо мусора на Байкале есть немало нерешенных или потенциально опасных экологических проблем. Самым страшным происшествием года, бесспорно, стали пожары, которые нанесли невосполнимый ущерб всей экосистеме республики.

Обучающийся

1. "Фенольное озеро" ЛВРЗ

Скандальные фенольные воды ворвались в пространство республики уже давно, но год 2015 эту тему продолжил не менее остро. Самым неприятным для всех "зеленых" в республике и за ее пределами стало то, что фенольные воды тоже связаны с темой Байкала.

В 2005 году ЛВРЗ прекратил эксплуатацию газогенераторной станции, в результате деятельности которой образовывались фенольные, или нефтесодержащие, воды, отходы, имеющие II класс опасности. Фенольные воды сливались в отстойник-накопитель общей площадью 27,6 тысяч кв. метров, глубиной от двух до четырех метров, не имеющий герметичного дна и стен. В результате дренажных процессов фенольные воды загрязнили подземные воды, протекающие ниже дна отстойника-накопителя. Также из-за покатого рельефа местности загрязненные фенолами подземные воды смешиваются с водами реки Уда, впадающей в свою очередь в Селенгу – основную артерию озера Байкал.

Обучающийся

2.Вода — новая валюта?!

В последней декаде января 2015 года произошло еще одно важное событие, связанное с экологией региона. В течение года экологи напряженно следили за изменениями уровня воды, уже к апрелю уровень воды упал на 14 см. ниже критической отметки. По подсчетам ученых этот "рекорд" может быть побит в мае 2016 года, а уровень воды уменьшится еще на 28 см.

Между тем, вокруг Байкала разгорелись споры еще по одному вопросу: подписанию договора с китайской компанией на экспорт байкальской воды. При этом пекинские инвесторы намерены выйти в лидеры на китайском рынке питьевой воды за счет ценной байкальской жидкости. Проектная мощность предприятия – 2 млн тонн воды в год. К тому же, товарный знак "Колодец Земли" уже зарегистрирован на китайском и английском языках в 12 странах. В регионе уже начата работа по проектированию водозабора и производственных цехов. Решаются вопросы с электроснабжением, строительством железнодорожной ветки для отгрузки продукции на экспорт в Китай. Весь проект оценивается в 1,6 млрд рублей. Работать на предприятии будут около 500 человек, по большой части местные жители.

Также экологи обеспокоены намерением Монголии построить ряд гидроэлектростанций на Селенге, обсуждение этой темы вышло даже на государственный уровень в мае ушедшего года. Напомним, что Селенга поставляет в Байкал половину годового стока. Поэтому можно с уверенностью сказать, что переброска части стока и резкое возрастание расходов воды на испарение и подземную фильтрацию уменьшит и объем воды, поставляемой в Байкал. Это в свою очередь на фоне его обмеления приведет к масштабной экологической катастрофе.

Обучающийся

3.Горящий регион

В 2016 году в Бурятии было зарегистрировано около 1,5 тысячи природных пожаров на территории порядка 800 тысяч га , площадь, пройденная огнем, увеличилась в семь раз. По оценкам сотрудников Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, ущерб от лесных пожаров в Бурятии составляет более 200 млрд рублей.

Помимо лесов республику охватило пламя торфяных пожаров, они захватили территорию около одной тысячи га. Администрация Кабанского района Бурятии призвала на помощь специалистов "Гринпис России". Специалисты Гринпис примерно оценили ущерб экологии, нанесенный пожарами. Получилась сумма порядка 640 млн рублей.

Обучающийся

4."Мусорная феерия" ( Волшебное, сказочное зрелище)

За последние годы, количество несанкционных свалок на территории республики возросло в десять раз.

Правительство республики выделило 2 млрд рублей на постройку мусорных полигонов и мусороперерабатывающих станций. За 2011-2015 годы волонтеры "Байкальской Береговой службы" собрали и вывезли около 850 тонн мусора с берегов озера Байкал.

Обучающийся

5.И после мусора о свиньях…

В ноябре 2015 г. прошлого года республиканский Роспотребнадзор обнаружил значительные нарушения экологического и природоохранного законодательства в крупном свинокоплексе "Николаевский", расположенный в Тарбагатайском районе Бурятии.

Как сообщало ведомство, в результате деятельности предприятия образуются отходы производства и потребления, в основном — навоз свиней свежий (3-й класс опасности). Согласно годовому отчету 2-ТП (отходы) за 2014 год его количество составило чуть более 30 тысяч тонн.





Обучающийся: экологические проблемы Иволгинского района

 

Экологическая обстановка в районе имеет свои особенности в связи с его географическим положением к столице республики г. Улан-Удэ. В пригородной зоне ведется индивидуальное строительство, что приводит к изъятию из оборота сельхозугодий и самовольному занятию земель.

Сельхозугодия находятся в катастрофическом состоянии. 35% от общего количества поражено эрозией, пашни 68%. Снижение потенциального плодородия почв на пахотных угодьях принимает необратимый опасный характер. Идет тенденция к снижению содержания гумуса и на других сельхозугодиях. На пашне почти 100%, а на лугах 61% составляют малогумусные почвы. Баланс питательных веществ также неблагоприятен.

Среди техногенных загрязнителей почв - тяжелые металлы, мышьяк 2-3 ПДК, свинец 1,3 - 1,7 ПДК. Среднее содержание цинка и марганца не превышает фонового уровня. В целом уровни загрязнения тяжелыми металлами невысокие и продукция растениеводства экологически чистая.

Радиационный фон в среднем составил 10,5 МКР рентген/час, что почти в 3 раза ниже допустимого.

В четырех сельхозпредприятиях хранится 11 тонн ядохимикатов с просроченными сроками хранения и непригодные для дальнейшего использования.

Особенности рельефа местности предрасполагают к образованию селевых потоков в период ливневых дождей. Этому подвергаются земли населенных пунктов с.Иволгинск, Нижней Иволги и Сотниково. В районе с. Иволгинск на пути селевых потоков расположена свалка бытовых отходов, перенос которой невозможен из-за отсутствия земельного участка соответствующего требованиям природоохранного законодательства. Экологически важные объекты это очистные сооружения с.Иволгинск и пос.Тапхар. На очистных сооружениях с.Иволгинск оборудование физически и морально устарело, иловые карты пришли в негодность, требуется очистка и капитальный ремонт биопрудов, здание песколовки в ветхом состоянии, бетонные лотки разрушаются, ведомственный контроль за работой очистных не ведется т.к. лаборатория не работает.

На очистных сооружениях пос. Тапхар необходим капитальный ремонт. Из-за отсутствия резервного электроснабжения при отключении электроэнергии в сточные воды сбрасываются по аварийной линии на рельеф местности. С очистных с. Иволгинск и пос. Тапхар ведется сброс недостаточно очищенных сточных вод.

На территории района имеется 12 предприятий и организаций, которые имеют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - котельные.

Предприятия не имеют проектов норм предельнодопустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и разрешения на их выбросы. Основной вклад в выбросы загрязняющих веществ вносится от котельных ЖКХ - 84% от валовых выбросов в атмосферу по району. Средняя степень улавливания выбросов вредных веществ по району золоулавливающими установками составляет 47,2%.

В районе произведен отвод 16 земельных участков под организованные свалки бытовых отходов. Работы по обустройству и организованному размещению отходов на этих участках не проводятся, фактические размеры земельных участков занятых под свалками превышают размеры отведенных. Имеется 15 самовольно организованных свалок бытовых отходов.

На предприятиях и организациях нет проектов норм и лимитов образования отходов производства и потребления, лимитов и разрешений на их размещение.


Куратор: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Куратор: Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Куратор:. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

  1. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми.




«ПРИРОДА НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ЛОГИКОЙ,


С НАШЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

ЛОГИКОЙ;


У НЕЕ ЕСТЬ СВОЯ,


КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОНИМАЕМ


И НЕ ПРИЗНАЕМ ДО ТЕХ ПОР


ПОКА ОНА НАС,


КАК КОЛЕСОМ, НЕ ПЕРЕЕДЕТ»




И.С. ТУРГЕНЕВ



БЕРЕГИТЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, ЭТИ ВОДЫ,

ДАЖЕ МАЛУЮ БЫЛИНОЧКУ ЛЮБЯ.



БЕРЕГИТЕ ВСЕХ ЗВЕРЕЙ ВНУТРИ ПРИРОДЫ,



УБИВАЙТЕ ЛИШЬ ЗВЕРЕЙ ВНУТРИ СЕБЯ!



Е.ЕВТУШЕНКО






«Я СОРВАЛА ЦВЕТОК – И ОН УВЯЛ.


Я ПОЙМАЛА МОТЫЛЬКА

И ОН УМЕР У МЕНЯ НА ЛАДОНИ.


И ТОГДА Я ПОНЯЛА,


ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ


К ПРИРОДЕ МОЖНО


ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ»


Е.Л. ПРАСОЛОВА



НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ,


ЧТОБЫ ЛЮДИ


НАПРАВЛЯЛИ НА

СВОЕ


УНИЧТОЖЕНИЕ


ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ,


КОТОРЫЕ ОНИ


СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И


ПОКОРИТЬ


Ф. ЖОЛИО – КЮРИ






Памятка


ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ


I закон

ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ



II закон

ВСЁ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают.

Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.



III закон

НИЧТО НЕ ДАЁТСЯ ДАРОМ

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.



IV закон

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!