СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Нравственность в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном занятии поднимаются вопросы нравственности.В процессе обсуждения ребята подходят к основному правилу нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Нравственность в современном мире»»



Классный час

Тема: «Нравственность в современном мире»

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма: мотивирующая беседа с элементами тренинга.

Цель: создать условия для формирования у обучающих нравственной культуры общения, обогащения духовного мира и мотивационного обеспечения жизни обучающихся, через поселение в нём светлых образов и мыслей.

Задачи:

Образовательные

- формировать у обучающихся представления о нравственных качествах личности, о доброте; учить прогнозировать последствия своих поступков и быть готовым к социальному взаимодействию.

Воспитательные

- воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим; способствовать процессу самовоспитания.

Развивающие

- развивать умения выражать свою точку зрения и умения слушать мнения других.

Использование современных образовательных технологий: элементы ИКТ технологии; личностно – ориентированная технология; технологии критического мышления.

Методическое оснащение: презентация, раздаточный материал, мотивирующий мультфильм «Подарок».

Подготовительная работа: при входе в класс воспитанники не выбирают, с кем они хотят сидеть (садятся парами); на доке эпиграф мероприятия: «Всё, что прекрасно – нравственно»



  1. Вступление.

  1. Введение в тему (предварительные сообщения)

Учитель: Сегодня я хочу поговорить с вами о таком понятии, как «нравственность» и о том, есть ли этому понятию место в современном мире. Давайте порассуждаем, над этим вопросом

- Что такое нравственность?

Ответы детей

Давайте попробуем разобраться (слайд 2)

- Что такое мораль?

Ответы детей

  1. Основная часть.


Перед вами написаны качества. Давайте посмотрим и разделим их на две группы: положительные и отрицательные. (слайд 3)

Давайте посмотрим, что у вас получилось

Ответы детей

Посмотрите, какие группы у меня получились (слайд 4)

Давайте подумаем, а кто или регулируем в жизни что хорошо, а что плохо. Кто говорит, что и на какую чашу весов поставить? (слайд 5)

Еще В. Маяковский задавался этими вопросами. (слайд 6)

Давайте послушаем, как он ответил на эти вопросы (слушаем стихотворение)

Обсуждение стихотворения.

  1. «Мозговой штурм».

Цель – дать возможность воспитанникам сформулировать своё представление о нравственном кодексе. Участники «мозгового штурма» должны включить в свои ответы то, что, по их мнению, является главной составляющей кодекса и кто, по их мнению, должен отвечать за соблюдением данного кодекса. Ответы должно быть краткими, конкретными. После обсуждения приходим к единому определению.

Вопросы для обсуждения: (слайд 7)

- Как вы думаете, существует ли нравственный  кодекс?

- Кто следит за его соблюдением?

- Каким образом он распространяются в обществе?

Обучающиеся приходят к выводу, что в отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы.

Учитель: Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни – труда, праздников, общения. Постепенно складывались представления, каким должен быть человек, какие нравственные качества помогают ему жить в социуме, правильно строить отношения, а какие качества наносят вред ему самому и окружающим его людям.

И, вот, что сами люди утвердили:

- Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

- Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя. (слайд 8)


2. Расширение темы. Предлагается выполнить несколько упражнений, которые помогут детям понять: Считают ли они себя нравственным человеком?

Упражнение №1.

Каждый ребёнок получает листик и честно сам себе отвечает на поставленные вопросы.

Вопросы для самостоятельной работы:

Способны ли вы, если никто не узнает:

1. Взять без разрешения понравившуюся вам, пусть даже самую незначительную, вещь товарища?

2. Съесть лишнюю конфету или печенье, которые были приготовлены всему классу на сладкий стол?

3. Бескорыстно помочь кому – либо?

4. Написать анонимное письмо или устно донести?

5. Поднять клочок бумаги и выбросить в урну?

6. Найти чужую вещь и вернуть законному владельцу;

7. Нечаянно испортить чужую вещь и не признаться.

Если нет добровольца, обучающиеся могут не зачитывать ответы вслух. Так как, они только учатся правильно думать и правильно принимать решение, главное, чтобы дети провели самоанализ своего морального облика.


2. Притча «ДВА волка» Слайд 9.

 Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

  Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

 - А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Провести обсуждение притчи.

3. Тест.

Цель: способствовать формированию у воспитанников умений выбирать правильные жизненные ценности, проводит самоанализ, делать правильный вывод.

Учитель: Представьте, что у вас в руках волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять. (Слайд№10)

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят и уважают

  2. Иметь много денег

  3. Иметь самый современный компьютер

  4. Иметь верного друга

  5. Мне важно здоровье родителей

  6. Иметь возможность многими командовать

  7. Иметь много товарищей, которые стараются тебе угодить

  8. Иметь доброе сердце

  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям

  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация: (слайд 11)

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

5 - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2 - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Это личностная диагностика, если есть добровольцы, рады их услышать.

Учитель: Спасибо за работу. Но, на один вопрос прошу ответить классу: Трудно было честно признаться себе в неправильных желаниях или действиях?

Ответы

Вы – герои! Если человек видит свои недостатки и старается с ними распрощаться, то он на правильном пути к совершенству нравственности.

А давайте посмотрим, а что же говорили о том, как же надо поступать в жизни (слайд 12)

КОНФУЦИЙ «Не делай людям того, чего не желаешь себе…»

БУДДА «..не делай другим того, что сам считаешь злом»

ПРАРОДИТЕЛЬ МАНУ «…не делай другим того, что причинило бы боль тебе»

ИИСУС ХРИСТОС «… как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

- Что общего у этих высказываний?

Мы можем сказать, что нравственности – это счастье наибольшего числа людей?

Давайте выделим основное правило нравственности…(слайд 13)

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Мы с вами, каждый из нас может сделать в жизни так, чтобы это правило работало?


Еще Л.Н. Толстой говорил о том, что каждый человек может сделать…

« Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше» (слайд 14)

А как научиться применять это правило в жизни?

Попытаться встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

Понять, каково будет мне, если со мной так поступят?

Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?


III. Заключительная часть

Работа с пословицами (слайд 15)

Какие пословицы соответствуют основному правилу нравственности, подумайте?


1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

4. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

5. Как аукнется, так и откликнется.


Учитель: Добрый человек – это нравственный человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтобы другие были счастливы, но и он сам непременно будет счастливым!

Творите добро и будьте счастливы во всех своих проявлениях!

Всё в ваших руках, спешите делать добро! (слайд 16)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!