Классный час на тему «Буллинг в школе» на основе фильма «Чучело»
Автор: Минебаева Р.Р.
МАОУ СОШ №1 г.Туймазы
Цель занятия: профилактика буллинга в классе
Задачи: Активизировать знания по теме «Буллинг», развивать уважение к различиям других, формировать доброжелательные взаимоотношения в классе, развивать навыки межличностного взаимоотношения.
Подготовительная часть: ребята дома предварительно смотрят фильм Быкова «Чучело»,
Основная часть
Ребята, дома вы посмотрели фильм, который был снят в 1983 году по одноименной повести повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году.В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.
Инициирующие вопросы для учащихся:
Ребята, как Вы думаете, о чём этот фильм? (ответы учащихся)
Какой самый эмоциональный эпизод в фильме?
А какие эмоции Вы испытывали, когда смотрели этот эпизод?
Какие желания, побуждения у вас возникали?
Что вам захотелось сделать?
Какой эпизод в фильме по Вашему мнению самый важный? Почему?
2. Введение понятий буллинг и моббинг.
В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся. Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хотелось на примере известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело», который Вы и посмотрели.
Сюжет фильма: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Итак, буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников.
Выделяют несколько типов буллинга:
• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.
Буллинг и моббинг – это проявление психологического насилия.
3.Инициирующие вопросы для учащихся:
А какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фильма? (Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, жестокость подростков, унижение сверстников)
Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини? Почему?
Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей)
4. Введение понятия «круг буллинга».
Д.Олвеус описывает учащихся, участвующих в буллинге, или наблюдающих за ним в качестве исполнителей ролей в так называемом круге буллинга [10]:
А. Учащийся, над которым издеваются – жертва.
Б. Издевающиеся учащиеся (буллер) - начинают и лидируют в издевательствах.
В. Последователи или приспешники - положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не играют лидирующую роль.
Г. Наблюдатели - сторонники - активно и открыто поддерживают издевательства, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но они не включаются в них.
Д. Наблюдатели - пассивные сторонники. Этим учащимся нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.
Е. Безразличные наблюдатели - не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию. Они могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится»).
Ж. пассивные защитники не любят издевательства и считают, что должны помочь, учащемуся, над которым издеваются, но ничего не делают.
З. активные защитники не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.
Рисунок 1 – Круг буллинга
Круг буллинга показывает, что зрители, находящиеся в начале процесса на нейтральных или протестующих позициях, имеют свойство сдвигаться влево, в сторону буллера.
Инициирующее задание представлено в таблице:
Попбробуйте распределить героев кинофильма по ролям «круга буллинга» |
А. жертва | |
Б. издевающиеся учащиеся (буллер) | |
В. последователи или приспешники | |
Г. наблюдатели- сторонники | |
Д. наблюдатели - пассивные сторонники | |
Е. безразличные наблюдатели | |
Ж. пассивные защитники | |
З. активные защитники | |
5.Подведение итогов.
Как получается, что дети, поначалу возмущенные «беспределом» буллера, через какое-то время вдруг начинают высказывать равнодушие к жертве или даже одобрение буллеру?
Почему это происходит? Это происходит по законам психологической защиты. Переживания насилия – травматизируют не только жертву, но и наблюдателя. Когда помощь извне не приходит, человек защищается, отбрасывая собственно человеческие качества: сострадание, жалость. Это правило касается любого слабого человека, но ребенок, подросток имеет право быть слабым, поскольку еще не вырос. Поэтому разомкнуть круг буллинга может только взрослый.
Итак, основное правило поведения в ситуации буллинга – это привлечь к ней взрослого. Необходимо обратиться:
- к родителям
-к учителю
-школьному психологу или социальному педагогу
Вывод. Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
4.1. Рефлексия.
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующие вопросы:
- Что на занятии мне понравилось или не понравилось?
- Что я узнал? (ответы детей)
- Чему научило меня «Чучело»?