СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Буллинг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Буллинг" на материале кинофильма Р.Быкова «Чучело»

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Буллинг"»

Классный час на тему «Буллинг в школе» на основе фильма «Чучело»


Автор: Минебаева Р.Р.

МАОУ СОШ №1 г.Туймазы



Цель занятия: профилактика буллинга в классе

Задачи: Активизировать знания по теме «Буллинг», развивать уважение к различиям других, формировать доброжелательные взаимоотношения в классе, развивать навыки межличностного взаимоотношения.


Подготовительная часть: ребята дома предварительно смотрят фильм Быкова «Чучело»,


Основная часть

  1. Ребята, дома вы посмотрели фильм, который был снят в 1983 году по одноименной повести повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году.В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.

Инициирующие вопросы для учащихся:

  • Ребята, как Вы думаете, о чём этот фильм? (ответы учащихся)

  • Какой самый эмоциональный эпизод в фильме?

  • А какие эмоции Вы испытывали, когда смотрели этот эпизод?

  • Какие желания, побуждения у вас возникали?

  • Что вам захотелось сделать?

  • Какой эпизод в фильме по Вашему мнению самый важный? Почему?

2. Введение понятий буллинг и моббинг.

В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся. Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хотелось на примере известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело», который Вы и посмотрели.

Сюжет фильма: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.

Итак, буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников.

Выделяют несколько типов буллинга:

• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;

• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

Буллинг и моббинг – это проявление психологического насилия.

3.Инициирующие вопросы для учащихся:

  1. А какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фильма? (Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, жестокость подростков, унижение сверстников)

  2. Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини? Почему?

  3. Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

  4. Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей)

4. Введение понятия «круг буллинга».

Д.Олвеус описывает учащихся, участвующих в буллинге, или наблюдающих за ним в качестве исполнителей ролей в так называемом круге буллинга [10]:

  1. А. Учащийся, над которым издеваются – жертва.

  2. Б. Издевающиеся учащиеся (буллер) - начинают и лидируют в издевательствах.

  3. В. Последователи или приспешники - положительно относятся к издевательствам и принимают активное участие в них, но обычно не являются их инициаторами и не играют лидирующую роль.

  4. Г. Наблюдатели сторонники - активно и открыто поддерживают издевательства, например, смехом или привлечением внимания к ситуации, но они не включаются в них.

  5. Д. Наблюдатели пассивные сторонники. Этим учащимся нравится издеваться, но они не показывают явных знаков поддержки.

  6. Е. Безразличные наблюдатели - не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию. Они могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится»).

  7. Ж. пассивные защитники не любят издевательства и считают, что должны помочь, учащемуся, над которым издеваются, но ничего не делают.

  8. З. активные защитники не любят издевательства, помогают или стараются помочь учащемуся, над которым издеваются.

Рисунок 1 – Круг буллинга

 

 

Круг буллинга показывает, что зрители, находящиеся в начале процесса на нейтральных или протестующих позициях, имеют свойство сдвигаться влево, в сторону буллера.

Инициирующее задание представлено в таблице:





Попбробуйте распределить героев кинофильма по ролям «круга буллинга»

А. жертва

 

Б. издевающиеся учащиеся (буллер)

 

В. последователи или приспешники

 

Г. наблюдателисторонники

 

Д. наблюдатели пассивные сторонники

 

Е. безразличные наблюдатели

 

Ж. пассивные защитники

 

З. активные защитники

 

5.Подведение итогов.

Как получается, что дети, поначалу возмущенные «беспределом» буллера, через какое-то время вдруг начинают высказывать равнодушие к жертве или даже одобрение буллеру?

Почему это происходит? Это происходит по законам психологической защиты. Переживания насилия – травматизируют не только жертву, но и наблюдателя. Когда помощь извне не приходит, человек защищается, отбрасывая собственно человеческие качества: сострадание, жалость. Это правило касается любого слабого человека, но ребенок, подросток имеет право быть слабым, поскольку еще не вырос. Поэтому разомкнуть круг буллинга может только взрослый.

Итак, основное правило поведения в ситуации буллинга – это привлечь к ней взрослого. Необходимо обратиться:

- к родителям

-к учителю

-школьному психологу или социальному педагогу

Вывод. Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

4.1. Рефлексия.

Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бычтобы они поступали с тобой».

Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующие вопросы:

- Что на занятии мне понравилось или не понравилось?

- Что я узнал? (ответы детей)

Чему научило меня «Чучело»?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!