Краснодарский край Динской район станица Динская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»
Классный час
в 11»А» классе.
2021 год – Год науки и технологий в России
Классный руководитель: Суздальцева Н.В.
2021 год
Классный час в 11»А» классе. 2021 год – Год науки и технологий в России
Цель: формирование ценностного отношения к достижениям и великим людям отечественной науки.
Задачи:
воспитание у обучающихся уважения к людям, внесшим огромный вклад в развитие отечественной науки;
воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданской ответственности;
развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
формирование гуманистических качеств личности.
I. Вступительное слово классного руководителя
(Слайд 1)
Сегодня вы в последний раз
Встречаете у школы осень,
Пусть будет ярким этот год,
Пусть только радость вам приносит.
Желаю знаний и побед
И настоящей дружбы крепкой,
Пусть сбудутся скорей мечты,
А грусть пусть будет гостей редкой.
(Слайд 2)
С днем знаний вас, 11 класс!
Последний школьный год вас ожидает,
Пусть будет интересным он для вас,
Пусть каждый много нового узнает!
Деньки вам непростые предстоят,
У вас теперь особые задачи,
Ведь впереди ждет выпуск, аттестат,
Вперед, скорее к знаниям! Удачи
(Слайд 3)
С праздником, ребята. 10 лет назад вы, маленькими первоклассниками, впервые переступили порог школы. Сегодня вы уже взрослые, солидные одиннадцатиклассники, которые пришли на классный час, посвященный 1 сентября, последний раз.
Рада вновь встретиться с вами в стенах родной школы. Рада видеть вас красивыми, здоровыми, бодрыми и весёлыми. Ещё раз, а точнее, 11-й раз 1-го сентября мы испытываем знакомые нам чувства: приятное праздничное волнение, радостное возбуждение после долгой разлуки, некоторое беспокойство по поводу неизвестного будущего, смутные ожидания чего-то нового, но непременно хорошего и доброго. Да, всё это уже было, это мы ощущаем и сегодня, но всё это происходит с нами в последний раз. Оттого так трогательно сегодня звучат привычные вашему слуху стихи и песни о школе, оттого так взволнованно вы чувствуете себя в стенах родного кабинета среди своих одноклассников. Именно так и должно быть сегодня, в последнее школьное 1-е сентября и все слова и пожелания, которые вы слышали и услышите сегодня в свой адрес, по-настоящему искренни и добры.
Сегодня, здесь и сейчас. Эти понятия мы используем, когда говорим о настоящем. Сегодня нас собрала школа, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одноклассников. Сейчас мы кое-что выясним и узнаем скрытые подробности о каждом из присутствующих. А помогут нам в этом ваша активность и аплодисменты. Аплодирует тот, кто :
рад встрече с друзьями;
нисколько не соскучился по школе;
с радостью пошёл в школу;
прочитал всё, что задавали на лето;
настроился закончить школу на "4" и "5";
закончит школу с медалью;
не хочет уходить из школы;
уже определился со своей будущей профессией;
уже ждёт окончание учебного года;
хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
встретил сегодня любимого учителя;
встал не с той ноги;
уже побаивается предстоящих экзаменов.
II.Открытие темы классного часа.
С 2008 года по инициативе Президента России каждый год посвящается определенной социально-культурной сфере, историческому событию, географическому объекту и даже абстрактному понятию. Например: 2028 год прошел под эгидой Года добровольца (волонтера). 2019 – Год театра в России, 2020 – Год памяти и славы. А кто знает чему посвящен 2021 год?
Ответы детей: 2021 год объявлен в Российской Федерации Годом науки и технологий.
(Слайд 4).
Правильно ребята - 2021 год объявлен Годом науки и технологий.
Каждый месяц Год науки и технологий имеет актуальное научное направление. Давайте посмотрим, какие же темы будут затронуты в каждом месяце.
(Слайд 5). Видео1: Год науки и технологий.
Если вы внимательно посмотрели видео, то должны мне ответить, какое актуальное научное направление рассматривается в сентябре?
Ответы детей: Генетика и качество жизни.
Правильно ребята - Генетика и качество жизни.
Сейчас я вам предлагаю разбиться на 6 групп. Каждая группа получит свое задание. В течении 5 минут, вы должны его выполнить и выступить перед своими одноклассниками. Выступления должны быть краткими и лаконичными. Все записи для выступления необходимо делать на рабочих листах.
Итак. Первая группа получает задание № 1.
Задание 1. Проанализируйте высказывания великих людей, выполните задание.
(Рабочий лист № 1).
Как вы считаете, что общего в представленных высказываниях. Как определяют роль науки авторы высказываний?
Какое из представленных высказываний вам наиболее близко и почему?
Используя представленные высказывания, сформулируйте понятие науки. Можно и от себя добавить что-то.
Наука – это ...
Сформулируйте, о чем пойдет речь на классном часе.
Каковы цель и задачи нашего занятия?
Аргументируйте свой ответ.
Вторая группа получает задание № 2.
Задание 2. Отличие инженерного класса от социального.
(Рабочий лист № 2).
Предлагаю подробнее разобраться, какие сферы охватывает наука. Где заканчиваются точные науки, начинаются гуманитарные и наоборот. В нашем классе есть ребята из инженерно-математического класса и социально-педагогического. Вы должны выступить с информацией о точных науках и гуманитарных. Объяснить в чем их отличие, т.е. чем инженерный класс отличается от социального.
Третья группа получает задание № 3.
Задание 3.Рассмотрите изображения у вас на столах и выполните задание.
(Рабочий лист № 3).
Чем прославились российские ученые, изображенные на листках?
Что общего между учеными, изображенными на втором слайде?
Ответ: Нобелевские лауреаты Жорес Алферов, Петр Капица, Леонид Канторович, Константин Новоселов, Григорий Перельман..
Используя интернет и изображения, заполните таблицу.
Как вы понимаете выражение «Гордость российской науки»?
Четвертая группа получает задание № 4.
Задание 4. Реклама наук.
(Рабочий лист № 4).
Вам необходимо сделать социальную рекламу: «Зачем человечеству нужна наука?».
Пятая группа получает задание № 5.
Задание № 5. Образовательные и развивающие научные центры существуют для школьников.
(Рабочий лист № 5).
Вам необходимо перечислить и кратко рассказать об образовательных и развивающих научных центрах существующих для школьников?
Шестая группа получает задание № 6.
Задание 6. Генетика и качество жизни.
(Рабочий лист № 6).
Вам необходимо рассказать, что такое генетика и как знания и открытия в области генетики повлияли на качество жизни людей?
Пять минут на подготовку. Можно включить видео.
Слайд 6. Национальные проекты России – поддержка молодых ученых.
Слайд 7. Национальные проекты.
https://www.youtube.com/watch?v=7iCI_85M_f0 Школьники про учебу, интернет и будущее.
Выступления учащихся.
Выступает группа № 1.
Слайд 8.
Науку двигают ученые,
Мечтой и знаньем окрыленные
Идеи их берут разбег:
Изобретения, открытия,
Летят сквозь время так стремительно,
Исток – ученый человек.
Выступает группа № 2.
Подсказки для учителя.
Точные науки – отрасли, в которых изучают количественно точные закономерности и используют строгие методы проверки гипотез.
Проверка и доказательства гипотезы могут быть основаны на экспериментах и строгих логических заключениях.
Какие науки можно отнести к точным? (математика, физика, химия и информатика, а также некоторые разделы биологии).
А знали ли вы, что точные науки могут быть и фундаментальными, и прикладными?
Фундаментальные науки – информационный базис, теория и экспериментальные гипотезы.
Прикладные науки – практика и область применения.
Как вы думаете, а гуманитарные науки бывают прикладными и фундаментальными?
Ответы ребят.
В целом, в современном научном знании имеется как узкое понимание гуманитарных технологий (например, PR или политтехнологии и методики манипуляции ресурсами), так и широкое, размывающее понятийные границы, – например программы, ориентированные на человека.
Гуманитарная технология – разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.
Поэтому под гуманитарными технологиями можно понимать технологии влияния на общество, на человека.
Какие науки можно отнести к гуманитарным? (история, обществознание, философия, литературоведение, психология, социология, политология, экономика).
Выступает группа № 3.
Слайд 9.
Слайд 10.
Нобелевская премия – одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру и развитие общества.
Выступает группа № 4.
Выступает группа № 5.
Слайд 11.
Все это помогает развиваться и реализовывать научно-технический потенциал, внедряя эффективные модели образования, доступные везде.
Также существует огромное количество научных олимпиад, гранты и привилегии для победителей.
Выступает группа № 6.
https://www.vesti.ru/article/2585777 С помощью генетики: молодые ученые делятся опытом. Сириус.
III. Окончание классного часа.
Спасибо ребята за прекрасные выступления. Вы большие молодцы.
Занимайтесь наукой, изобретайте и делайте нашу жизнь лучше! Наука ближе, чем ты думаешь!
Наука – это ты!
Без науки не прожить в двадцать первом веке.
Стоит ею дорожить, как учили греки.
Чтоб открытья совершать, надо быть ученым,
Той наукой навсегда очень увлеченным.
О науке с детских лет думал Ломоносов.
Этот гений осветил множество вопросов.
Он историк и поэт, физик и геолог,
И художник, и эстет, химик и филолог.
Сделать сказку былью в жизни может каждый,
Если к знаниям всерьез не проходит жажда.
Если думать и решать сложные задачи,
То ученым сможешь стать. Милый друг, удачи!