СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мои права, обязанности" (в 6 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мои права, обязанности" (в 6 классе)»

Классный час "Мои права, обязанности" (в 6 классе)

Хэно Вета Владимировна,

социальный педагог муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Школа-интернат среднего общего образования»

с. Самбург Пуровского района



Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».

Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей.

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • познакомить учащихся с Ковенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей;

  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность, показать их единство;

  • учить применять правовые знания в повседневной жизни;

  • формировать уважительное отношение к правам других людей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;

  • способствовать формированию активной гражданской позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовка сценариев сценок, «дерево прав и обязанностей», презентация для учащихся; компьютер, медиапроектор.

Домашнее задание: работа с Толковым словарем И. Ожегова

План классного часа

1. Игра «Имена».

2. Интерактивная беседа «Право на имя».

3. Ролевая игра «Юридическая консультация».

4. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

5. Подведение итогов (рефлексия).















I. Организационный момент.Вступительное слово

Социальный педагог:

Разыгрывание проблемной ситуации. Настрой на изучение темы.

После звонка заходит ученица, поверх формы – бусы, губы накрашены.

Примерный диалог:

- Анастасия, ты почсему опоздала?

- Спать хотела. А что? Нельзя?

- Нет, конечно. А как должны одеваться ученицы?

- Так бусики, они же красивые. И помаду новую испробовала.

- Хорошо, Настя, садись.

Далее диалог с учащимися класса:

- Правильно ли вела себя Настя? Почему?

- Что она нарушила?

- Как должна быть одета в школе?

- Она нарушила чьи-то права? А обязанности свои выполнила?

- Ребята, исходя из всего, о чем вы сейчас сказали, определите, пожалуйста, тему занятия.

- Правильно. «Мои права и обязанности». Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте эпиграф к нашему занятию.


Учащиеся:

- Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (Карл Маркс, немецкий философ, писатель начала 20 века).

Социальный педагог:

- А информацию о правах и обязанностях мы можем найти в Конвенции «О правах ребенка», где записаны права детей всего мира. Ее приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

- Что же такое Конвенция?

- Конвенция - это соглашение. То есть, все государства, которые подписали Конвенцию, согласились защищать права детей.


В этом документе сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста (статья 1). Поднимите руки, кому есть уже 18 лет. Значит, вы дети или взрослые?

- Дети.

- А у каждого взрслого есть свои права и обязанности. Квы думаете, у вас есть права? А обязанности?

- Попробуем разобраться в тех ситуациях, которые очень часто встречаются в жизни, выскажем мнение о том, важно ли соблюдать права и обязанности. Я часто слышу слова на уроках в школе или при индивидуальной беседе: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!»

Зачем нам вообще нужно знать какие-то права?

Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.

Как вы думаете, есть ли, например, в школе какой-либо документ, в котором прописаны ваши права и обязанности?

В каждом учреждении есть такой документ, и называется он «Устав». Вот так выглядит Устав нашей школы. Именно из него вы сможете узнать о правах и обязанностях учащегося школы-интерната.

У каждого из нас есть имя. Меня зовут Вета Владимировна. Я попрошу сейчас вас по очереди назвать свои имена.

Имя указывает на нашу индивидуальность. Но у вас в классе 2 Пети. Имели ли ваши родители право назвать вас одинаковыми именами? А как мы сможем определить, какой из вас Петя Иванов, а кто Петя Сидоров? Какой документ подтвердит ваши слова?


Это ваш первый документ «Свидетельство о рождении». Вот так он изменялся в течение 2 половины 20 века.

- что, кроме имени, записано еще в этом документе?

Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Социальный педагог. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.


Ролевая игра «Юридическая консультация»

Социальный педагог. Ребята, скажите, пожалуйста, ваши права когда-либо нарушал ктонибудь? А когда нарушаются права взрослого человека, к кому он обращается за консультацией? Да, правильно, к юристу! Что такое Консультация? Консультация - это совет, разъяснение. Кто такие юристы? А юристы - это люди, которые хорошо знают законы.

Предлагаю поиграть в игру «Юридическая консультация». Прошу выйти юриста, который хорошо знает права детей. К юристу на консультацию придут дети. Попробуйте разъяснить им их права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...»

1 ребенок. Совсем недавно я познакомился с одним мальчиком, его зовут Маугли. Так случилось, что он жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли он такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

1 ребенок. Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним, как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.

Социальный педагог. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь до другого героя.

2 ребенок. У меня есть друг, Гарри Поттер. Так как он очень далеко живет и видимся мы очень редко, то единственная наша связь – письма. Но его опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные ему. Нарушает ли опекун при этом права моего друга?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

Социальный педагог. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

- Не все знают права детей.

- Не считают детей полноправными людьми.

- Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

Социальный педагог. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают их, поэтому не соблюдают их прав.

Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Социальный педагог. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Социальный педагог. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Социальный педагог. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Социальный педагог. Кто разъяснит Иванову, прав он или нет?

Дети. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Социальный педагог. Правильно ли рассуждает Петров?

Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!

Социальный педагог. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Примерные ответы детей:

- Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести - за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Социальный педагог. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Социальный педагог. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Социальный педагог. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.

- Нельзя свои права ставить выше прав других людей.


Подведение итогов (рефлексия)

Социальный педагог. Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? А что еще есть кроме прав у детей? Обязанности? Права и обязанности тесно связаны.

У нас на доске «Дерево прав и обязанностей», а у вас на парте листочки. Предлагаю вам разделиться по двое в паре написать на каждом листочке по два права и две обязанности,

Ребята я считаю, что человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Рефлексия. Ребята, давайте еще раз оппределим наши основные права. Смотприте внимательно на слайды и попытайтесь определить, о каком именно праве идет речь?.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!