СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Лесные пожары".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети узнают, что такое пожар. Научатся действовать при пожаре. Узнают виды пожара.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Лесные пожары".»

Классный час: «Опасность лесных пожаров»

Цели:

   Образовательные: ознакомить учащихся со значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями; подготовить детей к каникулярному сезону.

   Развивающие: развивать умения у учащихся тушить пожары, умения соблюдать правила безопасности при выходе из него;

   Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, храбрость и решительность при пожарах.

  

Ребята прошу внимания!

   Послушайте стихотворение и догадайтесь, какова тема нашей сегодняшней беседы?


С огнем не шути

Об этом нельзя говорить без волненья:

То дом загорелся, то клуб, то амбар…

Врывается вдруг в города и селенья

Короткое страшное слово: «Пожар!»

Но кто виноват, что беснуется пламя?

Виноваты мы сами!

Взлетает в прозрачное небо дымок –

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком пронеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул, загорелась трава.

И лес запылал, как сухие дрова.

А рядом деревни, стога возле хат,

За ними – детсад, под горой – нефтесклад.

Три долгих опасных мучительных дня

В лесу укрощали стихию огня.

Не выключат плитку беспечные лица,

И спички дадут карапузу «любя».

Жестоко тому довелось поплатиться,

Кто вызвал «случайно» огонь на себя.

Настало горючее долгое лето

Пожарам везде перекроем пути.

Беспечность, небрежность, халатность – к ответу!

С огнем не шутите! С огнем не шути!

 

   Тема нашей сегодняшней беседы «Лесные пожары».

 

Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.

К этой теме не можем мы быть безучастными.

Огонь сметает все на своем пути –

Вовремя эту опасность предотврати!

Для этого нужны умения и знания,


 С давних пор огонь был другом человека. Наши давние предки знали немало хитростей и секретов добывания огня. Они считали огонь живым существом, «приручали» его, поселяя в своих пещерах. Огонь помогал людям бороться за жизнь. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе с хищниками – отпугивал их от пещер и жилья.


   Сегодня, ребята, мы поговорим о лесных пожарах, т. к. скоро наступит время наступления пика пожарной опасности, а для этого нам нужно обладать определенными знаниями.

   Лес – это основа стабилизации экологической обстановки страны, это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очищающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву - от эрозии. Сберечь его - это задача всех.

   Лесной пожар - самый страшный враг леса. Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

   Возникший вдруг огонь уничтожает всё живое. При обычном низовом пожаре повреждаются деревья, гибнет подрост и подлесок, напочвенный покров. Выгорает органическое вещество почвы. Лишённая гумуса земля сможет восстановить плодородие через многие десятилетия Повреждённые огнём деревья ослабевают, на них нападают насекомые-вредители, дереворазрушающие грибы, и дерево, которое могло жить десятки лет, через 3-4 года погибает. Но особенно опасны верховые пожары, когда горит весь древостой от почвенного покрова до крон деревьев.

   Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек. А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу.

Давайте рассмотрим виды лесных пожаров:

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

   Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

   Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

   Торфяные пожары движутся медленно - до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Как вы думаете из-за чего возникают пожары?

Причины пожара:

Молния;

Человек:

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,

затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

   Давайте соблюдать правила ПБ в лесу, чтобы сохранить наш лес.

 

-Не разжигай в лесу костер!

Огонь коварен и хитер,

Он уничтожит все кругом!

А лес – он для животных дом.

Стать может пеплом этот дом.

Не навреди игрой с огнем.


Вопросы для закрепления:

Рассказать о причинах возгорания лесов.

Рассказать о последствиях пожара.

Виды пожара.

Рассказать об особенностях горения торфа.

Что надо знать при тушении лесного пожара.


    А сейчас послушайте стихотворение о правилах, которые мы должны соблюдать.

Читает подготовленный ученик.


Много бед пожар наделал…

Кто виновник, кто всё сделал?

Мы в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли,

А огонь не потушили:

Про него мы и забыли.

Ветром пламя разметало,

И вокруг как в печке стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Чтоб не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться –

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась –

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно…

Что с огнем шутить опасно!

 

Чтобы в наш лес

Не пришла беда,

Будьте, ребята, с огнем

Осторожны всегда

Домой вы получите памятки и ещё раз вместе с родителями повторите правила

поведения при лесном пожаре.

Памятка.

 Действия населения при лесном пожаре.

Ввиду начала пожароопасного сезона обращаем внимание на меры пожарной безопасности. В лесу недопустимо

— пользоваться открытым огнем

— выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

— разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса

— употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов

— оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

— заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых гор

— оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линз

Виновные в нарушении этих правил несут дисциплинарную,

административную или уголовную ответственность

Действия населения в зоне лесного пожар

— окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

— для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

— определите направление ветра и распространение огня

— выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня

— приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт

— при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

— небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потух.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!