Классный час на тему:
«Я и мои друзья»
Цель:
Создать условия для формирования нравственных качеств, умения дружить и дорожить дружбой;
Создать условия для развития коммуникативных умений - рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
Развивать творческие способности;
Помочь детям при выстраивании правильной личностной позиции при обсуждении понятия «настоящий друг».
Ход урока.
1. Введение в тему
2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия.
Слово «Друг»
Когда ещё никто не знал ни слова
Ни «здравствуй», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык.
Привык показывать кулак или язык
И корчить рожи, что одно и то же.
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово друг.
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей- людей, которых я люблю,-
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб встретив друга, я кричал:
«Дурак!» показывал язык или кулак
И корчил рожи, что одно и тоже. (автор не установлен)
«Требуется друг» А. Барто.
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Предлагаю Ильиной: « Ты дружи со мной одной»
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной- стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка - на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг
Напишу я объявление: « Срочно требуется друг»
- Как вы думаете, почему с героиней никто не хотел дружить?
-А вы стали бы с ней дружить?
-Кто же, по-вашему, настоящий друг?
3. Мозговой штурм «Дружба – это …». (5 мин).
1. Работа над понятием «дружба». «Дружба – это …». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Что означает слово «дружба»?
Сообщение ребёнка:
Владимир Иванович Даль в своём словаре дал следующее определение «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь»
Звучит песня «Дружба» (муз. В.Иванова, сл. В. Потоцкого)
На доске плакат « Друг – это тот, кто…..»
- Какое прекрасное слово «дружба» Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг – это старый плюшевый мишка с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе плохо.
Исполнение песни «Если друг не смеётся…»
Я стукнул Мишку по плечу, Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!» Слегка портфелем треснул
А я ему —щелчок по лбу, Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно. Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк! Так это верный дружбы знак!
А у меня — две шишки, Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю», Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю! Сурово! Как мужчины!
Законы дружбы
Первый закон дружбы:
«Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.
Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен»
Викторина:
Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, мартышке, удаве и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (слонёнок)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
- Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?
«Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: « Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (малиновое варенье)
- Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретёте себе друзей в лице литературных героев
Второй закон дружбы:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Жалоба
Тронь её нечаянно – сразу: «Караул!
Ольга Николаевна, он меня толкнул!»
«Ой, я укололась», - слышен Сонин голос.
«Мне попалось что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!»
-Почему с такими детьми не хотят дружить?
Третий закон дружбы:
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Сценка «Буратино и Мальвина»
Мальвина. – Здравствуй, Буратино!
Буратино. – Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. – Почему ты сегодня невесел?
Буратино. – Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему-то ушёл. А что я плохого сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было? Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (ответы детей)
Мальвина.
– Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь, нужно следить за своими словами.
Буратино.
- Я разве один так разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так?(шепчет)
Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал!. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами друзей.
-Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина.
- Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит» Запомните это.
- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Четвёртый закон дружбы:
Умей с другом разделить радость и горе.
Игра «Чей голос»
5.Работа с пословицами
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Друга на деньги не купишь.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
6. Кто же настоящий друг?
Друг напомнил мне вчера, Я с Петровой подружилась!
Сколько сделал мне добра. Я с ней сушкой поделилась.
Карандаш мне дал однажды, Мы с Петровой после чтенья
Я в тот день забыл пенал. Съели всё моё печенье.
В стенгазете, чуть не в каждой, Я конфету ей отдам
Обо мне упоминал. Всю! Не надо пополам!
Я упал и весь промок. Но вот Петрова убежала,
Он мне высохнуть помог. Когда закончилась еда.
Он для милого дружка А ведь вожатая сказала,
Не жалел и пирожка. Что дружба – это навсегда…
Откусить мне дал когда - то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Как вам нравится такая дружба?
Нужны ли такие друзья?
7.Дружба мальчика и девочки.
Мишка дёрнул за косичку
Вылил клей ко мне в рюкзак.
И сказала мне сестричка:
«Это всё не просто так».
Он поставил мне подножку,
Он толкнул меня рукой.
А подруга мне: «Возможно,
От тебя он сам не свой».
Он кидал в меня снежками,
Он тетрадку мне порвал.
А подруги мне сказали:
«Мишка на тебя запал!»
Он мне мелом стул измазал…
«Всё! Его я отлуплю!»
…У него синяк под глазом,
Шишка у меня на лбу…
А подружки все вздыхают
И твердят мне вновь и вновь:
«Ты счастливая такая,
У тебя уже любовь».
(А. Алексеева)
Качалась Галя в гамаке
И ела абрикосы.
Почуяв сласть в её кульке,
Слетелись злые осы.
Раздался плач, раздался крик,
Упал в траву кулёк.
И Галя вмиг на землю прыг –
И к даче наутёк.
Серёжа веткой помахал,
И разлетелись осы.
Кулёк поднял, плоды собрал,
Снёс Гале абрикосы.
А мог бы лечь в гамак и съесть...
Да, кавалеры всё же есть.
(О. Григорьев)
Кто же по-настоящему проявил себя как надёжный друг?
Действительно ли важно любым способом обратить на себя внимание?
Игра “Взаимное доверие”
Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…
Вопросы:
Как ты чувствовала себя, когда была слепой?
Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
А как ты ощущал себя в роли поводыря?
8. Заключительное слово учителя.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку. (автор не установлен)
9. Изготовление коллажа.
Дети обводят ладошки и пишут пожелания своему другу. Ладошки вырезаются и вывешиваются на доске.
Дети читают вслух правила дружбы:
- не оставляй друга в беде;
- будь требовательным в дружбе;
- будь бескорыстен в дружбе;
- не смейся над недостатками друга;
- умей прощать другу.
Так давайте, давайте дружить,
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится
Песня. « Круглая песенка».