МОБУ «Шахматовская ООШ»
Дорога к звездам.
Подготовил учитель:
Калинина Любовь Николаевна
с. Шахматовка
2021
««Дорога к звездам!»»
Цели: формировать знания обучающихся с первооткрывателем космоса. Вспомнить знаменательные даты космической эпохи нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
- развивать знания о космосе и об освоении космического пространства.
Развивающие:
- прививать у обучающихся любознательность, внимание, память,
- развивать зрительное, слухо-зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать гордость за свою страну, подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Оборудование: растяжка «День космонавтики», рисунки детей: ракета, солнце, планеты, звёзды; видеоролики.
Ход урока;
I .Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с хорошим настроением. Поделитесь им, со своим соседом. Улыбнитесь и скажите добрые слова.
- Молодцы! Думаю, в конце мероприятия оно у вас останется таким же радостным и веселым.
- На улице весна. А календарь показывает, что уже наступил апрель. О чем же сегодня мы будем говорить. Предлагаю вам отгадать загадку.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный
И необычайный.
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (космос)
- А кто знает, какая знаменательная дата связанная с космосом, отмечается в апреле?
- Молодцы. Вы правильно сказали. Наша встреча сегодня посвящена 60-летию первого полета человека в космос. Мы с вами пройдемся по историческим страницам освоения космоса человеком.
А единый урок мы проведём под названием «Космос - это мы".
День космонавтики — большой в праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты, космические корабли, искусственные спутники Земли.
Учитель
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться вселенной!
II. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ЧТО ТАКОЕ КОСМОС»
III. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТОВ В КОСМОС.
4 октября 1957 был году запущен первый искусственный спутник Земли. (слайд 20)
-Чтобы доказать, что живые существа могут жить в космосе 3 ноября 1957 году – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка. (слайд 21)
После Лайки в космос отправились другие четвероногие разведчики. 20 августа 1960 году был запущен первый космический корабль, на борту которого были собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые мыши и крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим учёные доказали, что живые существа могут жить в космосе. (слайд 22)
Первый полёт в космос.
И вот 12 апреля 1961 г. был начат отсчет новой эры - космической эры человечества. На корабле "Восток" стартовал первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!». Впервые в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на землю. Первый человек, проникший в космос, - летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Мир тогда затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось слово «космонавт».
IV .СТИХИ О КОСМОСЕ
1.Сказал "поехали" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
2.В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
3.Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
4.Герои к звездам устремятся вновь
И будут жить от века и до века.
Он – Первый, словно первая любовь,
И в памяти и в сердце человека.
Давайте проверим свои знания, что вы знаете о первом полете и о космосе в целом. Участник должен добежать до ракеты, взять письмо и ответить на вопрос.
- Кто такой Юрий Гагарин?
- Что произошло 12 апреля?
- Что произошло 4 октября 1957 ?
- Сколько всего планет?
- Что такое вселенная?
- Как вы думаете, космонавт - это только мужская профессия?
-Космос покоряется и женщинам. Через 2 года в 1963 г совершила первый в мире полёт в космос женщина-космонавта - Валентина Терешкова на космическом корабле Восток-6.
- Через 2 года в 1963 г совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2.
В 1975г –был осуществлен первый международный космический полёт - "Союз-19" осуществили космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов и американские астронавты на корабле "Аполлон" )
В 1987 -1988 г – зафиксирован рекордный по длительности космический полёт (1 год) Владимира Титова и Мусы Манарова на научной станции "Мир"
V. «Космос на службе народа»
УЧИТЕЛЬ: Развитие космической отрасли даёт, самое главное, новые технологии. Представьте, если бы космонавтика так и осталась разделом фантастики, чего бы мы тогда лишились?
Космическая навигация и связь. - это самый очевидный пример присутствия космоса в нашем быту. Мы смотрим спутниковое телевидение, используем спутниковый интернет, и ориентируемся по навигаторам. Без них даже привычная сотовая связь во многих случаях была бы невозможной.
Спутниковые карты. Спутниковыми картами пользуются многие строительные и монтажные организации для определение границ участков и расстояний, МЧС использует спутниковый мониторинг для контроля стихийных бедствий и пожаров. Карты "Яндекс" и Google закачаны в любой смартфон.
Тефлон был создан еще в 1938 году, но только использование в качестве теплоизоляции космических кораблей, открыло его как отличное покрытие для сковородок.
Молния была изобретена в 1914 году, а липучка в 1948. Оба изобретения так и пылились бы на полках патентных бюро, пока не были использованы в одежде космонавтов, после чего они стремительно вошли в повседневный обиход.
Любимое спортсменами и экстрималами термобельё изначально разрабатывалось как часть зимней экипировки космонавтов.
Строительство спутников дало огромный толчок к развитию технологии производства солнечных батарей. Теперь они есть в каждом калькуляторе, их устанавливают на крышах зданий для автономного энергоснабжения.
Самый большой процент космических изобретений используется в современных медицинских приборах. Например, коррекционные костюмы для детей больных ДЦП созданы на основе костюмов, используемых космонавтами для поддержания тонуса мышц.
Фильтры для воды с ионами серебра сейчас есть на многих кухнях. Изначально такие фильтры устанавливались на Международной космической станции.
Может быть, цифровые фотоаппараты появились бы и сами по себе, но без огромных телескопов и спутников-шпионов, которым нужны самые современные камеры, это произошло бы нескоро. Сейчас цифровые камеры есть практически в каждом мобильном телефоне.
VI. КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
VII. КОСМИЧЕСКАЯ ПЕСЕНКА
VIII. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА
Не много отдохнем, если я буду говорить слова про космос вы хлопаете в ладоши. Если слова не относятся к космосу вы садитесь.
( Планета, спутник, ветер, Юпитер, орбита, собака, ракета, луна, гвоздь, Юрий Гагарин, волк)
Ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».
2-й ведущий. Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
IX. СТИХИ О КОСМОСЕ
1.Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
2.Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
3.На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают
4.Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется…
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели свой добьется!
X. КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.
XI. КРУТАЯ ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА «КОСМОС» И ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЯМ ОТ КОСМОНАВТОВ.
XII. Итог урока.
Учитель:
- Вот и вы, надеюсь, будете первыми в учёбе, в работе, первыми в развитии технологий, внесёте большой вклад в развитие и процветание нашей прекрасной Родины - России.
- Наш урок был посвящён истории покорения космоса человеком, истории развития космонавтики. И закончить урок хочу словами Ю.А. Гагарина, которые он написал после возращения на Землю : «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»