Классный час
"Добро открывает сердца"
8 класс
МКОУ «Ростошинская СОШ», 2022 г.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитание культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Задачи:
• формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
• развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формировать умение совместно работать в группе;
• способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование: компьютер, два видеоролика, листы бумаги, ватман, вырезанные из картона разноцветные лепестки, карандаши, клей, фломастеры, карточки со словами,
(https://www.youtube.com/watch?v=bSSLC0Zg6dw , https://www.youtube.com/watch?v=f3HaHZR1QNY, https://www.youtube.com/watch?v=cAeVBS1aVu).
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. И я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе. И для этого мы сначала посмотрим небольшой видеоролик.
Включается видео, ученики просматривают видео №1.
2. Вступительное слово учителя
Учитель:
Всю свою жизнь, с самого раннего детства, человек познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Мало того, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Одни люди уже в 15 лет понимают, что за всё, что для тебя делается хорошего, надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют благ для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить или трудом либо самой дорогой ценой - душевным теплом. В окружающей жизни мы часто наблюдаем как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и наших сверстников. Например, в общественном транспорте, на улице, в поликлинике, школе и, даже, дома. Ребята, приведите пример отрицательных поступков, которые вы наблюдали, за последнее время, или, может быть, вас кто-то обижал.
Учитель:
-Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах. Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. И тема нашего классного часа: " Добро открывает сердца». Ребята, что такое, на ваш взгляд, доброта?
Ученики:
- Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Рядом с добротой идёт и такое понятие, как щедрость.
Щедрость - это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям.
3. Работа в командах. Прежде чем настроиться для работы в команде мы послушаем одно стихотворение.
Ученик читает стихотворение:
- Давайте станем чуточку добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Учитель:
- Вот вы послушали стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да, доброте.
Мы разделились на 2 группы, ваша задача напишите, что, по-вашему, означает слово Доброта. С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?Какие, на ваш взгляд положительные качества можно назвать, когда мы говорим о добром человеке?
Учитель: - А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы разделите качества людей на две группы: положительные и отрицательные, и запишете их.
"Жизнь наша, как сама природа, непроста:
С жестокостью соседствует и доброта,
Сраженье мудрость с глупостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием, как тень,
Из века в век плетётся лень".
4. Мини-дискуссия
Учитель: - Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и сопереживание создают основу человеческого счастья.
-А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Доброта - это признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие – большую доброту, а слабый человек бывает добреньким на словах, и, как правило, бездеятельным в поступках. Давайте послушаем несколько основных правил, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают):
• Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
• Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
• Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
• Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Просмотр ролика №2
5. Работа с пословицами. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• Доброе слово и железные ворота открывает.
• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Учитель:
- А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания великих людей, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор.
"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других".
Л.Толстой
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям". Жан Жак Руссо
"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе". Вильям Шекспир
6. Доброе сердце
Учитель: -Ребята, вы заметили, что у нас есть прекрасное сердце – это сердце 8 класса. Но для этого сердечка доброты не хватает положительных качеств, ваших качеств, которые есть у каждого из нас. Сейчас я предлагаю вам выбрать цветной лучик, написать качество, которое вы считает самым главным для человека, или для вас в частности. Можете написать также ассоциацию со словом добро.
• аккуратный • доброжелательный • вежливый
• умеет прощать обиды • чуткий • отзывчивый
• помогает в беде • скромный • общительный
• ласковый • веселый• счастливый • внимательный
7. Рефлексия
Учитель: -Посмотрите, что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? Дети зачитывают свои записи и приклеивают их совместно с учителем.
Учитель:
-Ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Помните:
• Добрые слова - корни
• Добрые мысли - цветы
• Добрые дела - плоды
• Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто
Направь шаги тропою Доброты
И радость помоги найти кому-то.
9. Подведение итогов.
Учитель: - Как вы думаете, где находится сад или царство доброты у каждого человека?
Ученики: - В сердце!
Учитель: - Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добро открывает сердца.
Учитель: - Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и как заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе. На этом наш классный час окончен. Спасибо за работу. Желаю вам успехов и удачи.