Разработка классного часа в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»
Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Цель: Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»; Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции; Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам. Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.
Ход занятия
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем. Любое занятие начинается с приветствия.
Упражнение «Поздороваемся»
Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров!
Психологический смысл упражнения
Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Упражнение "Строй".
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по алфавиту имен, но сделать это молча, по дате рождения.
«Ребята, сегодня важный день в нашей жизни. Ваш класс – это большой корабль, совершающий увлекательное плавание в волшебный мир открытий и знаний. Но чтобы корабль этот плавно плыл по волнам, не попадал в бури, необходимо, чтобы на нем царила дисциплина, правили мир и порядок. И сегодняшний тест поможет нам наладить отношения в команде. Но очень важна честность, ведь неправильные ответы совершенно бесполезны. Поэтому смело отвечайте честно, ведь ваше мнение навсегда останется между мной и вами. Удачи!»
Социометрия
Выявить лидера в классе и составить «рейтинг» учащихся.
1. Кого ты выберешь в качестве соседа по парте?
Определение партнерских взаимоотношений и психологического благополучия класса в целом.
2. «С кем бы ты хотел пойти погулять после уроков?
3. А с кем бы не хотел?
Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
Время: 5 минут
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)
Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь вы понимаете важность учиться в школе осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии.
Тренинг «Автобусная остановка»
Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебу
Время: 5 минут
Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркера
Процедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
На тренинге я приобрел много новой информации | |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно | |
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем | |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. | |
В ходе тренинга я задумался о том, о чем раньше не думал | |
Мне просто понравилось | |
«Я желаю тебе завтра…»
Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать что-нибудь в руки. Все стоят в кругу и, по очереди, дарят ….и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.
Заключение
На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!
Мы показали, какие все сплоченные, дружные.
Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т. д. ).
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
На тренинге я приобрел много новой информации | |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно | |
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем | |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. | |
В ходе тренинга я задумался о том, о чем раньше не думал | |
Мне просто понравилось | |
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
На тренинге я приобрел много новой информации | |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно | |
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем | |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. | |
В ходе тренинга я задумался о том, о чем раньше не думал | |
Мне просто понравилось | |
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
На тренинге я приобрел много новой информации | |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно | |
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем | |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. | |
В ходе тренинга я задумался о том, о чем раньше не думал | |
Мне просто понравилось | |