СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ игра ко Дню защитника Отечества для детей 11-13 лет

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенарий классного вечера «Посвящение в рыцари»

(ко Дню защитников отечества 23 февраля)

Цель мероприятия:

Создание условий для сплочения подросткового коллектива на основе совместного праздничного мероприятия

Задачи:

  1. Дать возможность самореализации, сплочению девочек класса в совместной деятельности в процессе подготовки и проведения вечера
  2. Дать возможность самореализации мальчиков в процессе индивидуальных соревнований на праздничном вечере
  3. «Открыть» в подростках друг для друга новые стороны своей личности в неформальной творческой обстановке

Данное творческое дело проводится в коллективах, где дружеские связи ещё некрепкие, а желание узнать друг – друга есть.

Мероприятие рассчитано на 2 часа, на возраст детей и подростков 5-8 классов, число участников 20-25 человек. При правильной организации помощь родителей на вечере не требуется.

 

Необходимый реквизит к вечеру: комплект штор (ширм), оборудование для каждого испытания, свечи, фонарики, шарфы, рыцарский шлем, игрушечные мечи или сабли, красная гуашь, текст «Клятвы», реквизит к аттракционам, конкурсам, «Удостоверения рыцарей», значки. Всё к праздничному столу, музыкальный центр (любой другой вариант музыки).

 

Сбор - подготовка

         Важнейшая часть проведения мероприятия – это подготовка к вечеру. Подготовка необходима самим девочкам, ибо выявляет лидеров и организаторов. По сути, большую результативность для коллектива приносят сборы – подготовки к мероприятию, чем проведение самого мероприятия. За неделю-две  до вечера все девочки класса остаются после уроков для обсуждения вопроса: «Как провести вечер для мальчиков?» Выслушиваются и записываются все мнения и предложения. Предложения обычно бываю однотипные – конкурсы, стол, игры. Далее предлагается сценарий вечера, как правило, учитывающий всё, что высказано на организационном сборе – подготовке. Разрабатывается план проведения вечера, распределяются роли организаторов, начинается индивидуально – групповая подготовка. Выбираются типы испытаний. Выбираются ответственные за: «испытательные комнатки», кто закупает всё к праздничному столу, кто играет роль «Главного рыцаря», кто и что вручает в какой последовательности, кто готовит приглашения, удостоверения, Указ, атрибуты, кто рисует плакаты, кто будет «разводящим», кто несёт шарфы, кто готовит и убирает помещение класса. Здесь большую роль играет умение классного руководителя подстраховать ответственность (всегда иметь запасной вариант). Как возможный вариант распределения ответственности – это часть реквизита девочки поручают изготовить классному руководителю или привлекают активных родителей. Покупки к вечеру осуществляют сами девочки на средства родительского фонда. Для чего я заранее оповещаю казначея из родителей, что к ней подойдёт группа девочек с просьбой выделить  им средства на классный вечер. В течение следующих дней подготовки проходят консультации девочек, как лучше оформить помещение, как осветить в темноте место «посвящения», как разгородить класс, что купить, вопросы по воинским званиям. Все эти «мелочи» имеют очень большое значение для успешного проведения мероприятия.

Диагностическая часть данного этапа: кто из девочек обладает организаторскими способностями, кто лучше выдумывает, кто ведомый?

Сценарий вечера

         В основе всего вечера процесс посвящения мальчиков в «Рыцари класса»  путём проведения для них маленьких испытаний в необычной обстановке с завершающей «рыцарской клятвой на огне» и росписью под клятвой «кровью». Далее развлекательная часть вечера и праздничный стол. Таким образом, весь вечер делится на  части: а) «Приглашение» б) «Посвящение» в) праздничный стол г) игровая часть

«Приглашение»

         В день проведения вечера в школе мальчикам класса вручается шифрованное послание, после прочтения которого, они узнают, что приглашены сегодня в … часов на вечер – «Посвящение в рыцари». Я предлагаю несколько вариантов приглашения.

  1. Игра по принципу «12 записок». После уроков мальчики ищут спрятанные на школьном дворе разрезанные части общей пригласительной открытки. После сбора всех кусков (не более 4-5), на обороте они читают приглашение
  2. «Собери части приглашений у девочек класса». Разрезанные части пригласительной открытки спрятаны у части девочек класса. Необходимо по описанию найти на школьной перемене девочку, сказать условный пароль, вежливо попросить передать необходимый кусок послания. И так по цепочке, пока не будет собрано всё послание.
  3. «Поиск по фотосюжетам». Части  шифрограммы спрятаны на школьном дворе. Имеется только фотография (принтерная ч\б фотография с цифрового фотоаппарата) участка двора с указанием точки, где спрятан очередной конверт с частью шифровки. После сбора всех пакетов мальчики расшифровывают послание- приглашение девочек на вечер.

За час- два до начала вечера девочки начинают готовить и оформлять класс. Накрывается стол (здесь важно научить детей эстетике и культуре оформления стола), ещё раз репетируются все роли.

Диагностическая часть данного этапа: кто из мальчиков возьмёт на себя организаторские функции по сбору шифрограмм?

«Посвящение»

  1. Приглашённые мальчики собираются в коридоре у класса. На двери плакат «Посвящение в рыцари». В классе – темно. Девочки по очереди по одному завязывают шарфом глаза ребятам и за руку вводят в затемнённое помещение. Здесь оформлены несколько «комнат» для различных испытаний. Проводница ведёт своего ведомого из «комнаты» в «комнату», где он выполняет некое задание,  ответственной за данный конкурс девочки. После каждого испытания опять завязываются глаза. Порядок прохождения испытаний произвольный. Часто он определяется свободной комнаткой. После прохождения всех испытаний мальчик отводится в место сбора всех прошедших испытание в углу класса и ожидает остальных в кругу на стуле. «Проводница» идёт за очередным посвящаемым. В зависимости от числа мальчиков класса задействованы до 3-4 проводников. Здесь очень важна оперативность «разводящих» девочек. «Комнаты» не должны пустовать, само испытание проходит не более 1-2 минут. Для этого необходимо отрепетировать с девочками процесс «развода» и проведения испытания перед началом вечера. Важно предоставить девочкам  инициативу самим оформить свою «комнату», свою атрибутику, реквизит, локальное освещение фонариком. Но при этом всегда необходимо иметь запасной вариант реквизита на непредвиденный случай. В зависимости от числа девочек класса готовится 4-5 «комнат», где они могут работать парами или по одиночке. Весь процесс прохождения испытания необходимо уложить в 25-30 минут во избежание потери интереса к мероприятию. Варианты испытаний: отжаться от пола 10 раз, попасть в мишень на стенке (дартс, пистолет с присоской….), вопросы на эрудицию, определить воинское звание по погонам, завязать мужской галстук, забить гвоздик с 3 ударов, сказать 10 добрых слов ведущей; шуточные – запеленать куклу, сервировать столик, вдеть нитку в иголку…
  2. Вторая часть начинается, когда все мальчики прошли «испытание» и сидят в кругу. Из темноты появляется «Великий рыцарь» со свитой (это всё роли девочек). В руках зажжённые свечи. На нём надет рыцарский шлем, склеенный из картона и покрытый серебристой краской. Свита «вооружена» пластмассовыми мечами. «Великий рыцарь» зачитывает «Клятву рыцарей». Предлагает скрепить эту клятву «огнём и кровью». Члены «свиты» проходят вдоль рядов мальчиков с зажжённой свечой и каждый, пронося свою руку над пламенем, говорит: «Клянусь». На плечо ему накладывается рыцарский меч (пластмассовый игрушечный). Другой член свиты проносит текст клятвы и каждый вновь посвящённый расписывается под ней «кровью» (обмакнув палец в красную гуашь). Одна из помощниц подаёт влажную салфетку или тряпку для стирания «крови». Следующая девочка проходит вдоль всех мальчиков и вручает красиво отпечатанные на бумаге «Удостоверения рыцарей  класса», другая – проходит и вручает значок «Щит и меч» (значки куплены в Военторге). Последняя девочка вручает каждому маленький сувенир, купленный на деньги из классного фонда родителей. Как правило, сувенир связан с военной атрибутикой 23 февраля. Включается общий свет, музыка.

Вариант «Указа» и  «Удостоверения рыцаря» в Приложении. На данном этапе вечера роль классного руководителя – фотографирование и тихие подсказки девочкам о последовательности действий.

 

Диагностическая часть данного этапа: будут ли мальчики подчиняться требованиям девочек на испытаниях, кто из девочек берёт на себя организаторские функции в критических ситуациях (забыли принести, перепутали последовательность, стесняются мальчиков и т.д.)? Принимают ли дети условности игрового действия?

 

«Праздничный стол»

После всех подобных переживаний и таинств девочки приглашают мальчиков к праздничному столу. Сладости, газированная вода. Опыт показывает, что горячий чай на данном мероприятии неприемлем. Важная диагностическая педагогическая часть данного этапа, как дети распределят сладости: будут брать из общих тарелок по справедливости, разложат каждому по тарелкам? Берут только себе или предают товарищам? Не забудут ли  пригласить за стол классного руководителя? Как ведут себя за столом?

«Игровая часть вечера»

Игровая часть вечера организуется взрослым (классным руководителем) во избежание споров и недоразумений. Кроме того девочки тоже хотят поиграть. Происходит смена ролей – от организаторов вечера к участникам. Большое значение имеет неизвестность конкурсов, розыгрышей, сюрпризов от взрослого. Здесь проводятся всякие шуточные, комические эстафеты, конкурсы, соревнования, розыгрыши с вручением призов – сладостей. Описание подобных состязаний имеются в любых методических разработках и зависят от возраста и интересов школьников. В старших классах вечер может завершаться танцами.

Диагностическая часть данного этапа: кто из детей активный в развлечениях, кто не умеет играть, сторонится, конфликтует со сверстниками, кто любит быть организатором развлечений? Симпатии и антипатии подростков.

 

Просмотр содержимого документа
«ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ игра ко Дню защитника Отечества для детей 11-13 лет»

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ
игра ко Дню защитника Отечества для детей 11-13 лет


Участвуют:
Королева (учитель), Принцессы, Принцы (все ученики 6 класса). Перед началом мальчикам-Принцам вручаются эмблемы; одни эмблемы красного цвета, другие - синего, чтобы разбить всех мальчиков на две команды для соревнований.

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были 13 маленьких принцесс. Они были и серьёзные, и строгие, добрые и весёлые, послушные и озорные, разные. В том же царстве-государстве жили 15 смелых маленьких принцев. Учились они с принцессами в одном классе, сидели вместе за партами, вместе радовались и веселились.
Вот что произошло однажды.

(В зал входят принцессы)

Первая принцесса: Совсем скучно стало в нашем царстве-государстве. Нет ничего интересного.

Вторая принцесса: Что же придумать этакое разэтакое?

Третья принцесса: Может быть, войну объявим?

Четвёртая принцесса: Нет, война нынче не в моде.

Пятая принцесса: А как же мы узнаем, храбрые наши принцы или нет?

Первая принцесса: А может быть, объявим рыцарский турнир?

Вторая принцесса: Правильно! Пригласим на турнир всех мальчишек из нашего класса.

Третья принцесса: Проведём соревнования.

Четвёртая принцесса: Определим победителя.

Пятая принцесса: Посвятим всех в рыцари.

Первая принцесса (Разворачивает и читает свиток): Внимание! Внимание! Приглашаем всех на рыцарский турнир!

Вторая принцесса: Только сейчас и только у нас!

Третья принцесса: Все принцы, имеющие красную эмблему, становятся слева.

Четвёртая принцесса: Все принцы, имеющие синюю эмблему, становятся справа.

(Мальчики делятся на две команды, у одной команды синие эмблемы, у другой - красные. Мальчики выполняют задания. В конкурсах участвуют по 1-2 человека от команды или вся команда. Конкурсы проводят принцессы.)

Конкурс 1. «Кто быстрее»
Два человека по команде начинают накручивать верёвку на палку. Кто быстрее доберётся до середины, тот и победил.

Конкурс 2. «Пройди по трапу»
На полу - верёвка (или линия), нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться.

Конкурс 3. «Кто быстрее соберёт мозаику»
Ребятам раздают мозаику. Ребята на время собирают мозаику. Победит тот, кто быстрее.

Конкурс 4. «Меткий глаз»
Кинуть мешочек с песком и попасть на стул.

Конкурс 5. «Кто быстрее оденется»
На стульях висят пиджаки (куртки), вывернутые наизнанку. Кто быстрее вывернет пиджак, наденет его, сядет на стул и скажет: «Пожарный готов», тот победил.

Конкурс 6. «Ловкие охотники»
На полу стоят игрушки - домашние и лесные звери. Каждый участник сбивает «зверя» и кладёт в свой круг-обруч. Очко команде засчитывается, если сбит «лесной зверь».

Конкурс 7. «Сбор гороха»
На полу лежат шарики (или футляры от киндер-сюрпризов). Каждый участник по очереди получает лопатку, ведро, передник, косынку. По сигналу он надевает передник, косынку, берёт в правую руку лопатку, а в левую - ведро. Надо загнать шарик на лопатку без помощи левой руки, положить шарик в ведро, а затем всё передать следующему игроку. Победит та команда, у которой окажется больше шариков.

Принцессы: Итак, турнир закончен. Время подвести итоги. 

Принцессы (по очереди):

Время чутко движется вперёд,

Веет над полями и лесами.

Вот и наступает наш черёд

Доказать, чего мы стоим сами.

И шагают в грозные бои,

Прямо в бой со школьного порога

Дорогие сверстники мои,

Рыцари без страха и упрёка.

Сколько нужно сердца и души,

Сколько нужно силы и отваги,

Чтоб шагать в неведомой глуши

Через лес, болота и овраги!

Зажигают новые огни

От жилья привычного далёко,

И не знают сами, что они

Рыцари без страха и упрёка.

Ты бы много раз уже пропал,

Если бы не яростная вера,

Если бы не их сердец запал,

Их порыв и сила их примера.

Всё яснее дали на заре,

И легка нелёгкая дорога,

Потому, что живы и сегодня на земле

Рыцари без страха и упрёка.

Принцессы поочередно вызывают принцев и посвящают их в рыцари. Зачитывается указ: «Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю тебя в Рыцарский орден Отваги, Дружбы, Чести».
Рыцарь преклоняет колено, королева касается его плеча шпагой. Принцессы вручают ему грамоту.

Принцессы:

Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари без страха и упрёка,

Вы любите компьютеры и книжки,

Иногда сбегаете с уроков.

Манит море вас волшебною мечтою.

Вы всегда настойчивы, упрямы

И готовы вы пожертвовать собою

Ради девочки - прекрасной милой дамы.

И всегда на месте ваши шпаги,

Впору рыцарские вам доспехи.

С вами ваши верность и отвага

И победы ваши и успехи.

Вам желаем приключений не из книжки,

Чтоб в пути всегда вы были вместе,

Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари отваги, дружбы, чести!

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР

Когда-то в средние века 
Повсюду жили рыцари. 
И жизнь была их не легка 
В железной амуниции.

Гордились рыцари собой, 
Мечами и доспехами. 
Играли рыцари судьбой 
И на турниры ехали.

Но вот уж много лет назад 
Не стало их на свете. 
Но так лишь только говорят- 
Я не согласна с этим.

- В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи, были вооружены копьем и мечом. Мальчиков с раннего детства обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друг друга их беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине, девочке.

- Я надеюсь, что среди вас тоже можно встретить рыцарей: воспитанных, любезных, культурных, великодушных. Сегодня вам предоставляется возможность продемонстрировать это. Главное не забудьте, что ИГРА - это развлечение, проверка сил, дружеское соревнование, а не поединок, в результате которого побежденный умирает, но не от ран, а от злости. Желаю вам удачи! 
- Турнир объявляется открытым! 
- Внимание! Обязательный рыцарский ритуал – клятва! 
Клятва. 
Мы, рыцари без страха и упрека, перед всеми присутствующими торжественно даем клятву: быть мужественными и смелыми, отважными и благородными; быть честными и добрыми, правдивыми и верными. Клянемся! Клянемся! Клянемся! 
Клянемся рыцарями быть! 
Всегда спасибо говорить, 
Добрый день и до свидания, 
Нет в мире выше рыцарского звания!

Клянемся рыцарями быть! 
И лень, и грубость позабыть, 
Учиться этикету – 
Науку помнить эту.

Клянемся рыцарями быть! 
В борьбе со злом добро добыть. 
Невежу разить мечом волшебным 
И строгим словом, и целебным.

Клянемся рыцарями быть!

- Каждый рыцарь перед турниром проходит жеребьевку, за ним устанавливается порядковый номер. У нас рыцари еще и получают название своего ордена, который будут представлять и защищать.

(раздаются номера, названия орденов)

- Судьями на турнире у нас будут: Совет старейшин…. 
Совет прекрасных дам……… 
Совет товарищей…….

- Попрошу рыцарей познакомиться с условиями турнира, полномочиями Советов. 
За победу в каждом туре начисляются баллы. Баллы можно получить и за правильный ответ, и за помощь товарищу. Совет может и отнимать баллы за неуважительное отношение к сопернику, судьям. Можно получить дополнительные баллы за волю к победе, за проявление типичных рыцарских черт: самоотверженность, благородство, удаль, за высокое искусство выражения чувств к даме сердца и т.д.

- Объявляется первый тур «Турнир герольдов». 
Вы должны представить свой герб (домашнее задание).

- Объявляется второй тур «Турнир смекалистых» 
Вы должны ответить на вопросы, заполнив таблицу.

- Объявляется третий тур «Турнир ловких» 
Игра «Дартс», кто больше выбьет очков из 5 бросков. Каждому дается по 1 попытке 
на пристрел.

- Объявляется четвертый тур «Турнир знатоков рыцарства» 
Вы должна определить соответствие символических значений рыцарским 
атрибутам и заполнить таблицу.

- Рано начиналось воспитание будущего рыцаря. Барон, граф, герцог обычно не радовался, когда в семье появлялась девочка: за ней, будущей невестой, надо было давать приданое в виде части земель. Мальчик же был наследником, будущим рыцарем. Сеньор, у которого родился сын, собирал всех своих вассалов и торжественно объявлял примерно следующее: «Радуйтесь и будьте отныне покойны. Родился ваш будущий сеньор, тот, кому вы будете обязаны вашими ленами, тот, кому вы будете верно служить». 
До семи лет мальчик обычно оставался на попечении женщин, потом начиналось суровое военное воспитание. По целым дням он пропадал в лесах, окружавших отцовский замок, учился сражаться на мечах, копьях, биться на палках, стрелять, ездить на коне, плавать, переносить походные тяготы. 
Учили его и охотничьим навыкам — обращаться с соколом, носить его на руке, напускать на птицу, охотиться с собаками. Охота была любимым развлечением рыцарства в свободное время. 
Однако о развитии ума, обучении каким-либо наукам заботились мало. Редко кто из рыцарей, чего греха таить, умел читать и писать. Грамота считалась, скорее, «женским делом» — девочка училась ей у домашнего священника и потом с удовольствием читала молитвенник или героические баллады. 
Мальчику оставалось лишь слушать песни бродячих жонглеров, забредших в отцовский замок, восхищаться подвигами их героев и давать себе обещания подражать им в течение всей жизни. 
К 12-13 годам начальное воспитание завершалось, мальчик вступал в новое качество. Отец отвозил его в замок сеньора или какого-либо знатного рыцаря, своего друга, где он становился оруженосцем. Забот у него было немало. 
В мирное время оруженосец ухаживал за лошадьми и собаками сеньора, встречал его гостей, помогал им сойти с коня, накрывал столы, прислуживал за обедом, подавал вино, разрезал мясо. 
Во время походов он неотступно следовал за своим рыцарем, возил его доспехи, копья и мечи. В сражении он был в двух шагах от господина, подавал ему оружие на смену, если была в этом необходимость. 
В эти же годы оруженосец усваивал «кодекс» рыцарства, те идеалы, которым должен был следовать каждый воин после посвящения в рыцари. О том, какими они были, сегодня можно судить и по историческим источникам, и по «рыцарской литературе» литературным памятникам времен средневековья — балладам, песням.

- Объявляется пятый тур «Турнир трубадуров» 
Вы должна написать стиха или красивые слова прекрасной даме. Даму вы можете 
выбрать заранее. Глядя на не, составляйте свое послание.

- Культ Прекрасной Дамы зарождался с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной. 
Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе. 
По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, — гласило одно из поучений, — если они не были влюблены». 
Идеальный рыцарь — честен, умен, скромен, щедр, набожен, смел, вежлив и непременно влюблен. 
Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей. 
Само же служение заключалось в постоянном ношении цветов ее герба, сражениях в ее честь на войне или на турнире, прославлении ее имени и готовности исполнить малейшую ее прихоть. 
При этом выборе, однако, рыцарь далеко не всегда руководствовался истинной любовью и привязанностью. Часто он лишь следовал принятому обычаю или тешил свое самолюбие, стараясь добиться расположения какой-либо знатной дамы или знаменитой красавицы. 
От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания. 
Но добиться расположения выбранной дамы было, как правило, нелегко. Нужно было совершить ряд подвигов во славу избранницы, одержать громкие победы на турнирах, и только тогда, когда подвигов по ее мнению набиралось достаточно, приходило время особого обряда: дама принимала воздыхателя в свои рыцари.

- Объявляется шестой тур «Турнир знатоков народных изречений» 
Вы должны хорошо знать пословицы и поговорки своего народа. Заполните 
таблицу, впишите продолжение пословицы.

- Объявляется седьмой тур «Турнир мужественных» 
Вы должны с книгой на голове поднимать стул в одной руке, чтобы книга не 
упала. Учитывается правильность выполнения и количество подъемов.

- Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете. 
Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.

- Судьи подводят итоги. Объявляют результаты. 
Награждение участников: «Самый сильный» 
«Самый галантный» 
«Самый смелый» 
«Самый честный» 
«Самый ловкий» 
«Самый смекалистый» 
«Самый мужественный» 
«Самый решительный»

Рыцарские атрибуты Символические значения 
щит 
шлем 
панцирь 
копье 
шпоры 
кольчуга 
перчатка

рыцарское достоинство 
справедливость 
крепость духа 
правда 
сила воли 
защита от нечистого прикосновения 
олицетворение доблести предков

Второй тур «Турнир смекалистых»

№ вопрос ответ 
1 С какого возраста мальчики начинали обучение? С 7 лет 
2 С какого возраста мальчики производились в оруженосцев? С 14 лет 
3 Что обозначают скрещенные ноги статуи нормандского рыцаря? Крестоносец 
4 С какого возраста производили посвящение в рыцари? С 21 года 
5 Что для рыцаря дороже жизни? Честь 
6 Какой талисман, подаренный женщиной, носили рыцари? Шарф, перчатку, платок 
7 Кого называли трубадурами? Поэтов 
8 Кто мог участвовать в рыцарском турнире? Рыцарь знатного рода 
9 Какой вид спорта пришел на смену рыцарской рукопашной борьбы? Бокс 
10 Какой князь всея Руси стал знаменитым воином? Александр Невский 


Четвертый тур «Турнир знатоков рыцарства»

Рыцарские атрибуты Символические значения 
щит правда 
шлем сила воли 
панцирь рыцарское достоинство 
копье крепость духа 
шпоры справедливость 
кальчуга олицетворение доблести предков 
перчатка защита от нечистого прикосновения

Шестой тур «Турнир знатоков народных изречений»

1 За битого двух небитых дают, да не берут. 
2 Корень учения горек, зато плод его сладок. 
3 Готовь сани летом, а телегу зимой. 
4 Авось и небось — хоть вовсе брось! 
5 На вкус, на цвет товарища нет.





Сценарий классного вечера «Посвящение в рыцари»

(ко Дню защитников отечества 23 февраля)

Цель мероприятия:

Создание условий для сплочения подросткового коллектива на основе совместного праздничного мероприятия

Задачи:

  1. Дать возможность самореализации, сплочению девочек класса в совместной деятельности в процессе подготовки и проведения вечера

  2. Дать возможность самореализации мальчиков в процессе индивидуальных соревнований на праздничном вечере

  3. «Открыть» в подростках друг для друга новые стороны своей личности в неформальной творческой обстановке

Данное творческое дело проводится в коллективах, где дружеские связи ещё некрепкие, а желание узнать друг – друга есть.

Мероприятие рассчитано на 2 часа, на возраст детей и подростков 5-8 классов, число участников 20-25 человек. При правильной организации помощь родителей на вечере не требуется.



Необходимый реквизит к вечеру: комплект штор (ширм), оборудование для каждого испытания, свечи, фонарики, шарфы, рыцарский шлем, игрушечные мечи или сабли, красная гуашь, текст «Клятвы», реквизит к аттракционам, конкурсам, «Удостоверения рыцарей», значки. Всё к праздничному столу, музыкальный центр (любой другой вариант музыки).



Сбор - подготовка

Важнейшая часть проведения мероприятия – это подготовка к вечеру. Подготовка необходима самим девочкам, ибо выявляет лидеров и организаторов. По сути, большую результативность для коллектива приносят сборы – подготовки к мероприятию, чем проведение самого мероприятия. За неделю-две до вечера все девочки класса остаются после уроков для обсуждения вопроса: «Как провести вечер для мальчиков?» Выслушиваются и записываются все мнения и предложения. Предложения обычно бываю однотипные – конкурсы, стол, игры. Далее предлагается сценарий вечера, как правило, учитывающий всё, что высказано на организационном сборе – подготовке. Разрабатывается план проведения вечера, распределяются роли организаторов, начинается индивидуально – групповая подготовка. Выбираются типы испытаний. Выбираются ответственные за: «испытательные комнатки», кто закупает всё к праздничному столу, кто играет роль «Главного рыцаря», кто и что вручает в какой последовательности, кто готовит приглашения, удостоверения, Указ, атрибуты, кто рисует плакаты, кто будет «разводящим», кто несёт шарфы, кто готовит и убирает помещение класса. Здесь большую роль играет умение классного руководителя подстраховать ответственность (всегда иметь запасной вариант). Как возможный вариант распределения ответственности – это часть реквизита девочки поручают изготовить классному руководителю или привлекают активных родителей. Покупки к вечеру осуществляют сами девочки на средства родительского фонда. Для чего я заранее оповещаю казначея из родителей, что к ней подойдёт группа девочек с просьбой выделить им средства на классный вечер. В течение следующих дней подготовки проходят консультации девочек, как лучше оформить помещение, как осветить в темноте место «посвящения», как разгородить класс, что купить, вопросы по воинским званиям. Все эти «мелочи» имеют очень большое значение для успешного проведения мероприятия.

Диагностическая часть данного этапа: кто из девочек обладает организаторскими способностями, кто лучше выдумывает, кто ведомый?

Сценарий вечера

В основе всего вечера процесс посвящения мальчиков в «Рыцари класса» путём проведения для них маленьких испытаний в необычной обстановке с завершающей «рыцарской клятвой на огне» и росписью под клятвой «кровью». Далее развлекательная часть вечера и праздничный стол. Таким образом, весь вечер делится на части: а) «Приглашение» б) «Посвящение» в) праздничный стол г) игровая часть

«Приглашение»

В день проведения вечера в школе мальчикам класса вручается шифрованное послание, после прочтения которого, они узнают, что приглашены сегодня в … часов на вечер – «Посвящение в рыцари». Я предлагаю несколько вариантов приглашения.

  1. Игра по принципу «12 записок». После уроков мальчики ищут спрятанные на школьном дворе разрезанные части общей пригласительной открытки. После сбора всех кусков (не более 4-5), на обороте они читают приглашение

  2. «Собери части приглашений у девочек класса». Разрезанные части пригласительной открытки спрятаны у части девочек класса. Необходимо по описанию найти на школьной перемене девочку, сказать условный пароль, вежливо попросить передать необходимый кусок послания. И так по цепочке, пока не будет собрано всё послание.

  3. «Поиск по фотосюжетам». Части шифрограммы спрятаны на школьном дворе. Имеется только фотография (принтерная ч\б фотография с цифрового фотоаппарата) участка двора с указанием точки, где спрятан очередной конверт с частью шифровки. После сбора всех пакетов мальчики расшифровывают послание- приглашение девочек на вечер.

За час- два до начала вечера девочки начинают готовить и оформлять класс. Накрывается стол (здесь важно научить детей эстетике и культуре оформления стола), ещё раз репетируются все роли.

Диагностическая часть данного этапа: кто из мальчиков возьмёт на себя организаторские функции по сбору шифрограмм?

«Посвящение»

  1. Приглашённые мальчики собираются в коридоре у класса. На двери плакат «Посвящение в рыцари». В классе – темно. Девочки по очереди по одному завязывают шарфом глаза ребятам и за руку вводят в затемнённое помещение. Здесь оформлены несколько «комнат» для различных испытаний. Проводница ведёт своего ведомого из «комнаты» в «комнату», где он выполняет некое задание, ответственной за данный конкурс девочки. После каждого испытания опять завязываются глаза. Порядок прохождения испытаний произвольный. Часто он определяется свободной комнаткой. После прохождения всех испытаний мальчик отводится в место сбора всех прошедших испытание в углу класса и ожидает остальных в кругу на стуле. «Проводница» идёт за очередным посвящаемым. В зависимости от числа мальчиков класса задействованы до 3-4 проводников. Здесь очень важна оперативность «разводящих» девочек. «Комнаты» не должны пустовать, само испытание проходит не более 1-2 минут. Для этого необходимо отрепетировать с девочками процесс «развода» и проведения испытания перед началом вечера. Важно предоставить девочкам инициативу самим оформить свою «комнату», свою атрибутику, реквизит, локальное освещение фонариком. Но при этом всегда необходимо иметь запасной вариант реквизита на непредвиденный случай. В зависимости от числа девочек класса готовится 4-5 «комнат», где они могут работать парами или по одиночке. Весь процесс прохождения испытания необходимо уложить в 25-30 минут во избежание потери интереса к мероприятию. Варианты испытаний: отжаться от пола 10 раз, попасть в мишень на стенке (дартс, пистолет с присоской….), вопросы на эрудицию, определить воинское звание по погонам, завязать мужской галстук, забить гвоздик с 3 ударов, сказать 10 добрых слов ведущей; шуточные – запеленать куклу, сервировать столик, вдеть нитку в иголку…

  2. Вторая часть начинается, когда все мальчики прошли «испытание» и сидят в кругу. Из темноты появляется «Великий рыцарь» со свитой (это всё роли девочек). В руках зажжённые свечи. На нём надет рыцарский шлем, склеенный из картона и покрытый серебристой краской. Свита «вооружена» пластмассовыми мечами. «Великий рыцарь» зачитывает «Клятву рыцарей». Предлагает скрепить эту клятву «огнём и кровью». Члены «свиты» проходят вдоль рядов мальчиков с зажжённой свечой и каждый, пронося свою руку над пламенем, говорит: «Клянусь». На плечо ему накладывается рыцарский меч (пластмассовый игрушечный). Другой член свиты проносит текст клятвы и каждый вновь посвящённый расписывается под ней «кровью» (обмакнув палец в красную гуашь). Одна из помощниц подаёт влажную салфетку или тряпку для стирания «крови». Следующая девочка проходит вдоль всех мальчиков и вручает красиво отпечатанные на бумаге «Удостоверения рыцарей класса», другая – проходит и вручает значок «Щит и меч» (значки куплены в Военторге). Последняя девочка вручает каждому маленький сувенир, купленный на деньги из классного фонда родителей. Как правило, сувенир связан с военной атрибутикой 23 февраля. Включается общий свет, музыка.

Вариант «Указа» и «Удостоверения рыцаря» в Приложении. На данном этапе вечера роль классного руководителя – фотографирование и тихие подсказки девочкам о последовательности действий.



Диагностическая часть данного этапа: будут ли мальчики подчиняться требованиям девочек на испытаниях, кто из девочек берёт на себя организаторские функции в критических ситуациях (забыли принести, перепутали последовательность, стесняются мальчиков и т.д.)? Принимают ли дети условности игрового действия?



«Праздничный стол»

После всех подобных переживаний и таинств девочки приглашают мальчиков к праздничному столу. Сладости, газированная вода. Опыт показывает, что горячий чай на данном мероприятии неприемлем. Важная диагностическая педагогическая часть данного этапа, как дети распределят сладости: будут брать из общих тарелок по справедливости, разложат каждому по тарелкам? Берут только себе или предают товарищам? Не забудут ли пригласить за стол классного руководителя? Как ведут себя за столом?

«Игровая часть вечера»

Игровая часть вечера организуется взрослым (классным руководителем) во избежание споров и недоразумений. Кроме того девочки тоже хотят поиграть. Происходит смена ролей – от организаторов вечера к участникам. Большое значение имеет неизвестность конкурсов, розыгрышей, сюрпризов от взрослого. Здесь проводятся всякие шуточные, комические эстафеты, конкурсы, соревнования, розыгрыши с вручением призов – сладостей. Описание подобных состязаний имеются в любых методических разработках и зависят от возраста и интересов школьников. В старших классах вечер может завершаться танцами.

Диагностическая часть данного этапа: кто из детей активный в развлечениях, кто не умеет играть, сторонится, конфликтует со сверстниками, кто любит быть организатором развлечений? Симпатии и антипатии подростков.



«Подведение итогов»

Подведение итогов мероприятия следует отложить на другой день. Хорошо, если оно пройдёт после просмотра презентации вечера через компьютерный проектор. Здесь важны совместные воспоминания, положительные эмоции. Здесь же обсуждаются промахи вечера, варианты лучшего сценария. Подведение итогов есть начало следующего праздника. Начинается тайная подготовка мальчиков к ответному вечеру для девочек.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!