СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Что значит быть настоящим патриотом?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час-размышление «Что значит быть настоящим патриотом?» Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»; Задачи: дать представление о понятии «патриотизм», осмыслить значение понятия «патриот» на примерах из истории России, краеведческого материала; развивать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения; воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих Возраст участников: 7 класс Предшествующая работа: «мозговой штурм», создание творческих групп, подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала, сигнальных карточек двух цветов, создание электронной презентации Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал, памятки, сигнальные карточки Анкета Методика незаконченных предложений. 1. Моя Родина – это… 2. Я знаю, что моя Родина много… 3. Самыми трудными событиями моей Родины были… 4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… 5. Когда я вырасту, я хочу… 6. Я не хочу, чтобы моя Родина… 7. Я благодарен(а) своей Родине за то, что… Ход классного часа: Звучит песня «Отчего так в России берёзы шумят» группы «Любэ», Вступительное слово классного руководителя. Как часто пьянея средь белого дня Я шел наугад по весенним протокам И Родина щедро поила меня Березовым соком, березовым соком. Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России. Сегодняшний наш разговор, ребята, о ней, о Родине. Родина всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоту, дышишь ежедневно ее воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее, ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано. Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею. - Какого человека мы можем назвать патриотом? (Учащиеся дают определение слову «патриот»). - Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? - Можно ли быть патриотом вне своей родины? - Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле? -Как научиться проявлять уважение к труду предков, сохранивших для нас и этот мир, и эту страну? -Как научиться быть достойным их праху, их памяти Обо всем этом сегодня наш разговор. Стих - Ведин Андрей Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь! Русь, Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, что же такое патриотизм, определить, какие качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества. Надеюсь, вы активно будете участвовать в дискуссии. Для этого вам даны сигнальные карточки: при спорном вопросе вы должны будете поднять карточку того же цвета, что и афоризм, появившийся на слайде, который, по-вашему, наиболее точно выражает ваше мнение. Давайте вспомним правила ведения диспута (у учащихся на столах памятки, правила ведения диспута проецируется на слайде ) ЗАКОНЫ ДИСПУТА Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора. Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ! Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит …Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа - ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы. . Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом? (ответы учащихся) Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях (Слайд ): Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь. Словарь С.И.Ожегова Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Словарь Д.Н. Ушакова Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Поразмышляйте о том, что же является главной составляющей понятия патриотизм Давайте обратимся к высказываниям мудрых. Выберите тот афоризм, который, на ваш взгляд, более точно выражает ваше мнение. Обоснуйте свой выбор (Слайд ) Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать. Василий Розанов. Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом В.Г. Белинский Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. Теодор Рузвельт (Ответы учащихся) Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству. Первое качество истинного патриота – бескорыстие (Слайд № 6) Примеров бескорыстного служения родине российская история знает немало. В этом году мы будем отмечать 67-летие со дня Великой Победы над фашизмом. (Слайд ) Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года. - Как вы понимаете слово - "подвиг"? Учащиеся рассуждают. Учитель: Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. (Самопожертвование) (Слайд № 8) Учитель: Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во время Афганской войны. Накануне, 15 февраля, отмечали 23 годовщину со дня вывода советских войск из Афганистана. Долгое время Афганистан был колонией Англии. В 1978 году в результате апрельской революции Афганистан был объявлен Демократической республикой и был заключён советско-афганский договор о дружбе и сотрудничестве. Советский Союз снабжал Афганистан оружием и боевой техникой, посылал туда военных специалистов. 12 декабря 1979 года в Афганистан были введены Советские войска. Выполняя свой интернациональный долг в Афганистане погибло более 15000 человек. Стих- Яноров Дмитрий Мы в горы делаем бросок, в желудке пусто, в фляге пусто, А на зубах скрипит песок, как будто ем я что-то с хрустом. Но зубы сжав, и автомат, от пота вытерев лицо, Шепчу себе, что путь назад свободен лишь для подлецов. И я иду в безмолвье ада, раз надо Родине – мне надо! Учитель: Сегодня неоднозначно относятся к этой войне. Воинский подвиг советских воинов в Афганистане назвали политической ошибкой… И наш учитель физкультуры, Федотов Анатолий Тельманович, участвовал в этой войне. Я прошу вас определиться, какое мнение вам ближе (Слайд № 14): -В этом не было смысла, надо рисковать жизнью, защищая своё Отечество -Это воинский долг, и это не обсуждается. Мнения учащихся Учитель: Наши солдаты оказались в чужой стране, это была чужая война, но они выполняли интернациональный воинский долг, помогали афганскому народу отстоять свою независимость, спасали детей, стариков и женщин от кровавой расправы наёмных убийц и террористов Мы с вами подошли к ещё одному качеству настоящего патриота – чувство долга. (Слайд № 15) Долг – это обязанность, и патриот – это человек, честно, по совести выполняющий свои обязанности по отношению к Родине. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Мне хочется рассказать о подвиге Леонида Рошаля (Слайд ) Эти события происходили не так давно. Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. После “Норд –Оста” Рошалю была вручена премия “Национальный герой”. Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тыс.операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. Страшная трагедия в Беслане в сентябре 2004 года. Леонид Рошаль все 3 дня провел у стен захваченной террористами школы вместе со страдающими родителями. Террористы появились как из-под земли. Около школы остановился военный грузовик, из кузова посыпались люди, стрелявшие в воздух и кричавшие “ Аллах Акбар!”. Террористы согнали перепуганную толпу людей на задний двор, из которого не было выхода, а затем в спортзал. “ Это захват. Вы взяты в заложники! Всем молчать”- сказал один из террористов. Двое других начали доставать из рюкзаков провода и тросы, бомбы разных размеров. Подвешивать заряды террористы заставили самых высоких среди заложников. Систему подвесов разработали со зловещей изобретательностью: между баскетбольными кольцами были натянуты тросы, а уже к ним были на крюках привешены бомбы. Тянулись страшные, вечные часы плена. Леонид Рошаль всю ночь 2 сентября вел переговоры с террористами, однако бандиты отказывались принять воду и медикаменты. На следующий день удалось освободить 26 женщин и детей. Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала 333 жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе. Размышление. - Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим патриотом? - Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать? Фильм, созданный группой учащихся в программе Movie Maker (Слайд) Минута молчания И хочется пожелать чтобы никого из нас никогда не коснулась беда, чтобы над нами всегда светило яркое солнышко и весело пели свои звонкие песни птицы. Стих читает - Васильева Дарья Дети Мира, за руки возьмитесь! Дети Мира, за руки возьмитесь! Шар земной обнять под силу вам. Войны на Земле остановите! Мир подвластен детским голосам. Милые мальчишки и девчонки, Научите взрослых мирно жить. Детские, прекрасные ручонки, Постарайтесь Мир наш сохранить. Дети наши, будьте-ка смелее! Занимайте место у руля! Станете командой вы, взрослея, Нашего Земного корабля. Поплывёт он по волнам вселенной, Счастьем, освещая всё вокруг. Ужасы уйдут поры военной, Все несчастья, беды и испуг. Станет Мир и лучше и светлее В разноцветье милых детских глаз, Люди станут чище и добрее. Дети! Мы надеемся на вас! Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич Учитель: Патриотизм проявляется в неравнодушии к тому, что происходит в стране, в активной гражданской позиции (Слайд ) Качество патриота – активная гражданская позиция - сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей, стремление направить свои способности на благо других людей, а значит, на благо своей Родины Но не только в экстримальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь? Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? Ситуация 4. Чаще всего учащимся на вопрос о том, какой персонаж из художественной литературы вам нравится больше всего, дети отвечают: «Гарри Поттер». Когда учитель просит учащихся привести примеры из отечественной литературы, учащиеся отвечают, что таких персонажей они не знают. Ты можешь им возразить? Ситуация 5. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав? Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату. Учитель: Настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор и никогда не бросает бумажки на землю. Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к родине. Выступления учащихся. Учитель: Настоящий патриот бережно относится к родному языку, русской культуре. Ребята, наш разговор подходит к концу. Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Давайте прочитаем, что у нас получилось… Эти качества мы должны в себе воспитывать. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас Стих читает -Терентьева Алла У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. И ей, одной - единой, В любые времена Не спрячешься за спины, Хоть широка страна. Наша встреча закончена. Спасибо за работу! Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества: 1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная. 2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. 3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. 4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь. 5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных. 6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность. 7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь. 8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе. 9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. 10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!