СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Буллинг: травля в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить защищаться "жертв, и что делать с преследователями?

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Буллинг: травля в классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 17

Классный час в 8 классе

«Буллинг: травля в классе»

Классный руководитель

Жирненкова Нина Юрьевна

Характеристика класса

Состав разнородный. Ученики не конфликтуют с учителями, готовятся к урокам в меру сил и способностей. Есть "двоечники", "середнячки" и "отличники". В целом, класс "звезд с неба не хватает", но и особых проблем учителям не доставляет, по крайней мере, на уроках.

Отличительная черта

В классе сложилась характерная буллинг-структура, включающая "преследователей", "наблюдателей", "жертв" и "защитников". "Преследователи" травят "жертву": дают неприятные прозвища, обзывают, прибегают к ненормативной лексике с целью обидеть и унизить, ограничивают доступ к какой-либо деятельности, бойкотируют, угрожают.

"Наблюдатели" не вмешиваются, сами никого не обижают, но и не пытаются защитить. Все происходит не в открытую, то есть не явно на глазах учителей.

Как пресечь такие действия? Как научить защищаться "жертв" и что делать с преследователями? Возможны ли мирные разрешения таких ситуаций, или переход "жертвы" в другую школу необходим?

Возможные решения подобных ситуаций.

Из опыта знаю, что все претензии необходимо выяснять лично, открыто высказывая своё мнение.
К этому выводу я пришла в детстве, отдыхая в пионерском лагере. У нас также появились изгои, и вожатая собрала всех девочек, объявив, что мы можем открыто и прямо высказать друг другу все, что думаем. Каждый участник этого разговора должен был дать обратную связь каждому: "Мне нравится в тебе ..., и не нравится, когда ты поступешь ...." Это здорово помогло в профилактике проблемы.



До тех пор пока в обществе будут "сильные" и "слабые" и их конфликты, и в школе будет подобная ситуация. Конечно можно было бы после урока обратиться к школьному психологу для консультации по решению этой проблемы. Можно и перевести затравленного ребёнка в параллельный класс, и вызвать на беседу родителей "обидчика". Но учитель на то и поставлен руководить (направлять) коллективом детей, чтобы всегда выходить с честью из подобной ситуации. Ведь в сельской малокомплектной школе нет параллелей, а в другую школу надо ехать за несколько десятков километров... Ведь именно в этом случае учителю требуется всё его МАСТЕРСТВО. В классе на уроке, если есть интересное дело, проект, то не будет времени на "разборки". Как только педагог отвлекается или у детей нет увлекательного занятия, то всё продолжится. Можно, конечно, рассчитывать, что дети со временем "успокоятся" или на помощь придёт "защитник". Но я ещё раз повторяю: только УЧИТЕЛЬ-МАСТЕР сможет объединить в одну творческую группу "преследователя" и "жертву".
Конечно, до конца эта проблема не исчезнет, ведь между уроками имеются перемены, а после занятий в школе надо идти домой. МАСТЕР сможет предусмотреть и эту ситуацию, увлекая "противников" единой целью.



В книге Бернарда Вербера "Энциклопедия относительного и абсолютного знания" описан эксперимент над крысами.

С целью изучения их способности к плаванию Дидье Дезор, ученый из лаборатории поведенческой биологии университета города Нанси, поместил шесть крыс в клетку, откуда был только один выход - в бассейн. Чтобы добраться до кормушки с пищей, нужно было переплыть бассейн. Очень скоро выяснилось, что вовсе не все крысы отправляются добывать пищу. Роли распределились следующим образом: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, один независимый пловец и один козел отпущения.

Два эксплуатируемых плыли за едой. Когда они возвращались в клетку, два эксплуататора били их и окунали головами в воду до тех пор, пока те не отпускали добычу. Только накормив своих повелителей, двое рабов получали собственную порцию. Эксплуататоры никогда не переплывали бассейн, чтобы насытиться, им было достаточно поколотить пловцов.

Независимый пловец был достаточно силен и не подчинялся эксплуататорам. И, наконец, козел отпущения не мог ни плавать, ни запугивать эксплуатируемых, он просто собирал рассыпавшиеся во время драк крошки. Такая же структура группы - два эксплуатируемых, два эксплуататора, независимый пловец и козел отпущения - повторилась во время эксперимента в двадцати клетках.

Чтобы лучше понять механизм возникновения иерархии, Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть эксплуататоров. Они дрались всю ночь. К утру роли распределились по привычной схеме: два эксплуататора, два эксплуатируемых, независимый пловец и козел отпущения. Эксперимент с шестью эксплуатируемыми, шестью независимыми и шестью козлами отпущения дал тот же результат.

После прочтения и обсуждения вышеизложенного текста необходимо донести до детей мысль: "Мы не крысы. Мы - ЛЮДИ!!! Каждый из нас - ЧЕЛОВЕК, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ!!!" И работать над этим постоянно!
Кстати:
Еще один результат этих опытов ученые из Нанси узнали, вскрыв черепа испытуемых и проанализировав состояние их мозга. Самому разрушительному воздействию стресса подверглись не козлы отпущения, не эксплуатируемые, а эксплуататоры. Они боялись, что рабы перестанут им подчиняться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!