СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Алкоголь и алкогольная зависимость".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час рассказывает о губительном воздействии алкоголя на людей.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Алкоголь и алкогольная зависимость".»

Модель классного часа по теме «Алкоголь и алкогольная

зависимость», разработанного учителем начальных классов ОГКОУ «Вичугская школа VIII вида»

Шавакулевой Е.Г.


Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Ход мероприятия.


Слайд «Алкоголь и алкогольная зависимость».

Учитель: «Наш классный час мы посвятим проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что эта опасная привычка не щадит никого, она поражает человека всего без остатка.

Расшифруйте слово и вы узнаете, о какой проблеме, угрожающей жизни человека, пойдёт речь на занятии.

Итак, тема классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Давайте поговорим об алкоголе, как спутнике нездорового образа жизни.».


Слайд «Почему?».

Учитель: «Почему пьющие травят себя, ведь водка и противная, и невкусная, и самочувствие после неё ухудшается. Если люди знают об опасности наркотиков, в том числе алкоголя, то почему они всё же продолжают их употреблять?

Подсчитано, что ребёнок видит по телевизору в среднем 75 тысяч сцен выпивки. Человек подражает героям кино, а также собственным родителям.».



Слайд «Для пьянства есть такие поводы…»

Ученица.

Английский поэт Роберт Бернс считает, что

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.


Слайд.

Учитель: «Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка?

Похититель рассудка – так именуют алкоголь с давних времён. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Так, известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умеющих ещё добывать огонь, но уже знавших приёмы приготовления хмельных напитков.

Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году.».


Слайд.

Учитель: «В Древней Руси пили очень мало. Лишь на праздники варили медовуху, брагу или пиво. Чарка пускалась по кругу, и из неё каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.».


Слайд.

Учитель: «Но с 16 столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване 4 и Борисе Годунове учреждаются «Царёвы кабаки», дававшие массу денег в казну. Тем не менее уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так, в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось продавать вино «питухам» (то есть пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре в указ была внесена поправка: «Чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.».


Слайд «Тест «Сможете ли вы устоять».

Учитель: «Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?...


Тест «Сможете ли вы устоять».

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.

  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.

  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.

  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.

  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.

  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.

  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.

  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.

  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.

  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.


Теперь подсчитаем баллы с учётом таблицы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5 5 5 5 5 0 5 0 5 0


0 0 0 0 0 5 0 5 0 5


Если у Вас

0 – 15 баллов.

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии понять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями.

У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

20 – 40 баллов.

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

45 и более баллов.

Внимание! Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия. Пожалуйста, задумайтесь над своими результатами.».


Слайд.

Учитель: «Влечение к алкоголю может возникнуть у любого вида животных, если их приучать пить вино. В лабораториях наблюдали за крысами и мышами. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Некоторые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки – точь-в-точь, как пьяница в состоянии похмелья.

Если крольчихам в течение беременности вводили в желудок спирт, то у них треть крольчат окажется мёртвыми, а масса тела выживших крольчат будет значительно меньше, чем у крольчих, не принимающих спирт.

Спирт ослабляет рост семян растений. Он убивает их. Растения гибнут, такое растение не даст плодов.».


Слайд «Не теряй своего лица!».

Учитель: «Почему люди пьют? Пьянство пустило глубокие корни в наш быт и породило целую систему диких питейных обычаев.».

Ученик.

Средь традиций самых разных

Есть нелёгкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну и пей другую,

И седьмую, и восьмую, –

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!


Слайд «Говори: «Нет!»».

Учитель: «Основная причина, по которой люди говорят алкоголю «да», потому что сказать «нет» довольно сложно. Ты можешь испытывать давление от окружающих тебя друзей, подруг. А чтобы им сопротивляться, нужна приличная сила воли и умение доказывать «почему ты не хочешь выпить».

Неумение отстоять свою позицию может привести к ситуации, в которой оказался герой басни Сергея Михалкова «Непьющий воробей».».


Ученик.

Случилось это

Во время птичьего банкета:

Заметил Дятел-томада,

Когда бокалы гости поднимали,

Что у Воробышка в бокале –

Вода! Фруктовая вода!!!

Подняли гости шум, все возмущаться стали,

«Штрафной» налили Воробью.

А он твердит одно: «Не пью! Не пью! Не пью!»

«Не поддержать друзей?

Уж я на что больная, –

Вопит Сова, – а всё же пью до дна я!»

«Где ж это видано, не выпить за леса

И за родные небеса?!» –

Со всех сторон стола несутся голоса.

Что делать? Воробей приклювил полбокала.

«Нет! Нет! – ему кричат.

Не выйдет! Мало! Мало!

Раз взялся пить, так пей уже до дна!

А ну, налить ему ещё бокал вина!»

Наш скромный трезвенник недолго продержался –

Все разошлись, он под столом остался…

С тех пор прошло немало лет,

Но Воробью теперь нигде проходу нет,

И где бы он ни появлялся,

Везде ему глядят и шепчут вслед:

«Ах, как он пьёт!», «Ах, как он опустился!»,

«Вы слышали? На днях опять напился!»,

«Вы знаете? Бросает он семью!».

Напрасно Воробей кричит: «Не пью! Не пью-ю-ю!».


Слайд.

Учитель: «Особенно сильное отрицательное влияние алкоголь оказывает на женский организм. В народе говорится: «Муж пьёт – полдома горит, жена пьёт – весь дом горит.».

У женщины начинает изменяться (грубеть) голос, грубеет характер, пропадает женственность, материнский инстинкт, существенно изменяется фигура, то есть женщина становится мужеподобным существом со всеми чертами характера и поведения свойственными мужчине.

Алкоголь становится страшной силой, разрушающей семью.».


Ученица.

Был тихий, тёплый вечер,

Обычный день, обычный час.

Со взрослыми гуляли дети.

Спешили пары на сеанс.

Но вдруг как будто поперхнулось

Теченье плавное речей,

На что-то невзначай наткнулась

Спешащая толпа людей.

Посередине тротуара,

Спиной прильнувшая к скамье

В бесстыдстве пьяного угара

И с глупой маской на лице,

Сидела женщина хмельная.

О, ужас! Не было страшней

Картины той. Не понимая,

Она глядела на людей.

А рядом девочка стояла,

Наверно, дочь её… Она

Всё всхлипывая, повторяла:

«Не падай, мама, здесь нельзя!».


Ученица.

Мне бы взять да привязать

Счастье в этом доме,

Чтоб сидело на цепи,

Не впускало горе.


Учитель: «Спирт разрушает организм женщины, что в итоге приводит к бесплодию. Женщины-алкоголички в 2,5 раза чаще болеют, и гораздо чаще оказываются в психоневрологических клиниках, чем мужчины.

А вот последствия алкоголизма.».

Слайд «Будущим мамам следует задуматься…».



Слайд «Ребёнок и алкоголь – понятия несовместимые.».

Учитель: «С чего начинается пьянство. У здорового ребёнка не может быть влечения к спиртному. Вкус и запах алкоголя вызывает у него отвращение.

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребёнок сам из любопытства пробует спиртное.

В старшем возрасте это «праздник», «семейное торжество», «гости».

С 14 – 15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости». Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному как подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность.

Алкоголь, попадая в организм ребёнка, быстро разносится кровью, и при этом страдает мозг. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей тяжёлые отравления.

От алкоголя страдает не только нервная система, но и пищеварение, зрение, сердце. Происходит перерождение печени. Страдают и другие органы.

Детям, подросткам, всем тем, кому не исполнилось 18 лет, алкоголь продавать согласно закону запрещено.».


Слайд «Тяжёлые алкогольные отравления.».

Учитель: «Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребёнка. Он может погибнуть.».


Учитель: «Соберите разрезные картинки и прокомментируйте их.».


Слайд «Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь…».

Учитель: «Алкоголизм – тяжёлая хроническая болезнь, в большинстве своём трудноизлечимая. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного. Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства.».


Слайд.

Учитель: «Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке.».


Слайд «Вред алкоголя очевиден.».

Учитель: «Пьяница груб, жесток.».


Учитель: «Прочитайте названия внутренних органов человека. На какие органы особенно губительно действует алкоголь?».


Слайд.

Учитель: «В человеческом организме нет органа, на который бы алкоголь не воздействовал разрушающе, и в первую очередь на мозг.».


Слайд (Песня из фильма «Остров сокровищ».).

Учитель: «Утрата способности к творчеству – это тоже последствия приёма алкоголя. Вот как об этом пишет Сергей Есенин в поэме «Чёрный человек».».


Ученик

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

Толь, как рощу в сентябре,

Осыпает мозги алкоголь.


Учитель: «Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.».


Слайд «Пристрастие к алкоголю – причина различных преступлений.».

Учитель: «Пьяными совершается большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно-транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения.

Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зелёного цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух.

По закону уже сам факт пьянства водителя влечёт уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления.

Вот пьяный пешеход неожиданно появляется перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель старается спасти лезущего под колёса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми.

В любом случае пьяный на дороге – помеха движению и источник аварий.».


Слайд «Спорт и спирт несовместимы.».

Учитель: «Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмёрка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приёме у мэра. Но на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство.

Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива – ведро пота» – так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота.

Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц.».


Слайд «Бросайте пить!!!».

Учитель: «Что вы узнали о последствиях употребления спиртного?».


Работа в парах.

Соберите пословицы и объясните их смысл.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!