СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "900 дней"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "900 дней" для учащихся 5-8 классов о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "900 дней"»

Классный час «900 дней»

Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград и сегодня вновь СанктПетербург. История нашей страны неразрывно связана с этим городом, который основал Петр Великий в 1703 году. Это город, который на себе испытал многие беды и страдания, выпавшие на долю России в годы Великой Отечественной войны. Фашисты мечтали стереть Ленинград и его жителей с лица земли. Но, окружив, не смогли взять его. Тогда они пошли на бесчеловечный поступок – закрыли городу связь с остальным миром, надеясь, что ленинградцы погибнут от голода и постоянных обстрелов. Так началась блокада, которая длилась 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Связь с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, где зимой была проложена легендарная Дорога жизни. Но и её фашисты постоянно бомбили. Об ужасах блокады рассказала одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева. Она, погибая от голода, писала в своем дневнике – страницу за страницей – о том, как у нее на глазах умирали близкие. Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник – «Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой ленинградской девочки.

Ленинград не сдавался. На его защиту поднялись все жители, и вскоре город превратился в настоящую крепость. Он выстоял благодаря мужеству ленинградцев. Все: взрослые и дети внесли невероятный вклад в борьбу с врагом, совершили подвиг во имя жизни. Каждый ленинградец, как мог, спасал свой родной город. Так, во Всесоюзном институте растениеводства сохранили тонны бесценных семян. И это в то время, когда сотрудники института, как и другие ленинградцы, получали всего по 125 граммов хлеба в день. Но они не тронули свои сокровища. Это – подвиг. После войны, благодаря спасённым семенам селекционеры, вывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, овощей. Всю блокаду неустанно работал Театр музыкальной комедии. Члены труппы не только ставили и играли спектакли, но и несли дежурства на крышах и пожарных постах, помогали разбирать завалы после авианалётов и обстрелов. Зимой температура в зрительном зале и на сцене могла достигать -8С. Девять–десять раз за вечер спектакль мог прерываться во время бомбёжек: труппы и зрители спускались в бомбоубежище, чтобы позже вернуться и продолжить спектакль! Все знали: если спектакль заявлен — значит, он состоится. Театр стал одним из символов мужества и несгибаемого духа города-героя. Не прекращались в осажденном городе и футбольные матчи. Игры проводились регулярно, хотя и нечасто. Самый известный «Матч Жизни» состоялся 31 мая 1942 г. На футбольном поле встретились ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлургического завода. За «Динамо» играли профессиональные спортсмены, за команду ЛМЗ — рабочие завода и несколько футболистов довоенного «Зенита». Матчи, как и театр, давали людям надежду, показывали, что дух ленинградцев не сломлен, а город продолжает не только сражаться, но и жить.

После войны среди немецких документов были обнаружены карты Ленинграда, на которых отмечены родильные дома, школы, ясли. Учреждения, где спасали детей, были для нацистов «объектом для специального уничтожения». А для врачей блокадного Ленинграда забота о жизни и здоровье матери и ребенка была одной из главных задач. Они и лечили, и кормили, и делали необходимые операции при свечах, и ходили за водой… Ежедневно, ценой собственной жизни, спасали жизни других. Колоссальный подвиг совершали и учителя, и школьники осажденного города. На улицах рвались снаряды, а в школах продолжались уроки. Одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда, Ксения Владимировна Ползикова-Рубец, открывала новый учебный 1941 год словами: «Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом. В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу». После войны Ксения Владимировна написала книгу о школьниках блокадного города «Они учились в Ленинграде».

Звук метронома – символ героической стойкости жителей Ленинграда. У трансляции метронома было важное значение: его передавали не только, чтобы проверить связь, но, прежде всего, чтобы предупредить ленинградцев об обстрелах и авианалетах. Когда метроном звучал 150 ударов в минуту – это значило, что пора быстро спускаться в бомбоубежище, летят вражеские бомбардировщики. Благодаря мужеству ленинградцев и поддержке всей страны город выстоял. Всем погибшим в годы блокады посвящены печальные и торжественные слова Ольги Берггольц на стене Пискаревского кладбища в Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыто». В честь освобождения Ленинграда от блокады 27 января учреждён День Воинской славы.

Блокадный хлеб – особый продукт. Это знак памяти и символ жизни. Это хлеб, который пекли по специально разработанному рецепту и выдавали по хлебным карточкам во время блокады Ленинграда. Летом 1941 года норма для ленинградцев составляла 800 г хлеба на человека в день. Но с ноября по декабрь 41 года действовали минимальные нормы – 125 г хлеба в сутки для служащих, иждивенцев и детей, 250 г для рабочих. Кусок весом 125 г и считается самым показательным примером блокадного хлеба. Из-за состава он был тяжелым, плотным и очень маленьким. Зачастую больше ничего, кроме блокадного хлеба, у людей не было. Чтобы поддерживать силы, люди пили горячую воду – если удавалось найти дрова и принести эту воду из проруби на Неве. При этом блокадники отправляли на фронт солдатам настоящий ржаной хлеб и печенья.

После прорыва блокады жизнь города постепенно налаживалась: появлялись продукты, постепенно уменьшались обстрелы. Это событие стало одним из важнейших, связанных с переломом в Великой Отечественной войне. Но вклад в общую победу вносил весь народ нашей страны. Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными. Труженики тыла работали по 12–14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы». Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах. Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне, это были совсем молодые ребята из «Молодой гвардии». Кто из вас слышал, знает их историю?

В годы Великой Отечественной войны советский народ сплотился, чтобы защитить Родину. Армии помогали все: взрослые и дети. Особенное место занимает история подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». В июле 1942 года – сразу после начала оккупации Ворошиловградской области (сегодня это – территория Луганской Народной Республики) – юные подпольщики создали несколько групп в районе шахтерского города Краснодон. В сентябре этого же года все группы объединили в одну организацию, которую и назвали «Молодая гвардия». В ее состав входили девушки и юноши, которые недавно закончили школу, мечтали о светлом будущем, но война внесла свои коррективы и отняла у них возможность нормально учиться и работать. Подростки взяли в руки оружие и смело пошли мстить: они устраивали диверсии, нанося серьезный урон деятельности фашистов. Так, например, трое подпольщиков сожгли краснодонскую биржу труда, где хранились 2,5 тысячи дел людей, которых собирались отправить работать в Германию. В итоге отправка не состоялась. Молодогвардейцы освободили 75 пленных красноармейцев из концлагеря на хуторе Волчанский и отбили у немцев 500 голов скота, который те отобрали у мирных жителей. Ребята делали всё, чтобы помочь согражданам и спасти свою родину. Их было немного – всего 71 человек, причем самому юному члену молодежного подполья было 14 лет… Вот, что вспоминала учитель молодогвардейцев Вера Харитоновна Зимина об их стремлениях перед лицом фашистских оккупантов: «Краснодонцы услышали грохот пушек, взрывы снарядов, трескотню пулемётов. В Краснодон ворвались хищные немецкие звери. Неугасимым огнём ненависти запылали сердца комсомольцев. Была организована подпольная организация «Молодая гвардия». Как-то Уля Громова (юная партизанка, член «Молодой гвардии») сказала: „Пусть фашист хоть трижды меня убьёт, но я не лягу в землю, пока немец на моей родной земле. Я встану во весь рост и буду ожесточенно вести борьбу с подлым хищным врагом“». «Молодую гвардию» люто возненавидели немцы. И к марту 1943 года они замучили и казнили многих подпольщиков. Но память об их великом подвиге навечно в наших сердцах.

Готовность каждого быть вместе со своей страной в минуты радости и горя – это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы.

Память о героическом прошлом очень важна для каждого из нас. Забыть о блокадном хлебе или о Дороге жизни – значит забыть о тех, благодаря кому мы живём в свободной и великой стране. Как вы думаете, какие дела, какие поступки могут помочь нам сохранить эту память?

В 2015 году был дан старт сетевому школьному проекту «Карта Памяти». К какому бы поколению мы себя не относили, Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за её пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!