СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классицизм в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классицизм в литературе»

Литература XVIII века Классицизм в русском и мировом искусстве

Литература XVIII века

Классицизм в русском и мировом искусстве

1. Характеристика России в Петровскую эпоху. 2. Почему литературе, образованию в эту пору уделялось повышенное внимание?

1. Характеристика России в Петровскую эпоху.

2. Почему литературе, образованию в эту пору уделялось повышенное внимание?

В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

В начале XVIII веке, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Русские монархи, в особенности Петр I и Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Русские монархи, в особенности Петр I и

Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть страну вперед, разрушить косные патриархальные порядки застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Периоды развития русской литературы X – XVII вв. древнерусская литература  XVIII в. русская литература  XIX в. русская классическая литература (золотой век русской литературы) литература XX века

Периоды развития русской литературы

X – XVII вв. древнерусская литература

XVIII в. русская литература

XIX в. русская классическая литература (золотой век русской литературы)

литература XX века

Особенности древнерусской литературы - Древнерусская литература описывала различные исторические события – походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. - Древнерусская литература отличается высокой духовностью.  - Главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке.  - Древнерусская литература носила исключительно исторический характер, не допуская художественного вымысла. - В центре внимания писателей – князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. - Древнерусская литература всегда соблюдала этикет – этикет миропорядка («как должен был совершаться ход событий»), этикет поведения («как должно было вести себя действующее лицо»), этикет словесный («какими словами должен описывать писатель совершающееся»).

Особенности древнерусской литературы

- Древнерусская литература описывала различные исторические события – походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол.

- Древнерусская литература отличается высокой духовностью.

- Главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке.

- Древнерусская литература носила исключительно исторический характер, не допуская художественного вымысла.

- В центре внимания писателей – князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана.

- Древнерусская литература всегда соблюдала этикет – этикет миропорядка («как должен был совершаться ход событий»), этикет поведения («как должно было вести себя действующее лицо»), этикет словесный («какими словами должен описывать писатель совершающееся»).

Причины возникновения классицизма Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.

Причины возникновения классицизма

Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств.

Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве начала века, одной из важнейших черт которого явилось обращение к образцам античной литературы и искусства как эстетическому эталону.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований.

На первый план в литературе выдвинулась высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу.

Особенности литературного направления  Герои классицистических произведений - Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных. - Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. - Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях

Особенности литературного направления

Герои классицистических произведений

- Герои классицистических произведений обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных.

- Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются.

- Каждый герой – носитель какой-нибудь черты, что отражается в «говорящих» фамилиях

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий, Но строгой логике от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо введете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он самим собой. (французский теоретик литературы Н. Буало)

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий,

Но строгой логике от вас в театре ждут;

В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.

Вы новое лицо введете на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он самим собой.

(французский теоретик литературы Н. Буало)

2. Эстетика классицизма  Принцип трех единств : - Единство времени (действие развивается не более суток); - Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10); Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).  Но забывать нельзя, поэты, о рассудке;  Одно событие, вместившееся в сутки,  В едином месте пусть на сцене протечет;  Лишь в этом случае оно нас увлечет.  Н. Буало

2. Эстетика классицизма

  • Принцип трех единств :

- Единство времени (действие развивается не более суток);

- Единство действия (одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10);

  • Единство места (автор не должен переносить действие из одного места в другое).

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке;

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечет;

Лишь в этом случае оно нас увлечет.

Н. Буало

 Строгая иерархия жанров: Для произведений классицизма характерно строгое деление жанров на высокие низкие Трагедия, эпопея, ода, героическая поэма Комедия, сатира, басня, песни эпиграмма (короткое сатирическое произведение),
  • Строгая иерархия жанров:

Для произведений классицизма характерно строгое деление жанров на

высокие

низкие

Трагедия, эпопея, ода, героическая поэма

Комедия, сатира, басня, песни эпиграмма (короткое сатирическое произведение),

Каждый жанр имеет свои законы Показана общественная жизнь, история. Показана повседневная жизнь обычных людей. Герои – цари, полководцы, вожди, военачальники. 2. Герои – аристократы, крестьяне, слуги, представители низших сословий. Язык произведений – торжественный (александрийский стих), исключалось использование разговорных оборотов 3. Язык произведений – разговорный, будничный Не допускалось смешение жанров

Каждый жанр имеет свои законы

  • Показана общественная жизнь, история.
  • Показана повседневная жизнь обычных людей.
  • Герои – цари, полководцы, вожди, военачальники.

2. Герои – аристократы, крестьяне, слуги, представители низших сословий.

  • Язык произведений – торжественный (александрийский стих), исключалось использование разговорных оборотов

3. Язык произведений – разговорный, будничный

Не допускалось смешение жанров

Особенности русского классицизма Период Характер периода 1. Литература Петровского времени Имена Переходный характер. 2. 1730 - 1750 Формирование светской литературы. Феофан Прокопович Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. 3. 1760 - 1-ая пол.70-ых годов 4. Последняя четверть века Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский В.И. Майков Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций М.В. Ломоносов Н.И. Новиков Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.П. Сумароков В.В. Тузов А.Н. Радищев И.А. Крылов Н.М. Карамзин И.М. Дмитриев

Особенности русского классицизма

Период

Характер периода

1. Литература Петровского времени

Имена

Переходный характер.

2. 1730 - 1750

Формирование светской литературы.

Феофан Прокопович

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды.

3. 1760 - 1-ая пол.70-ых годов

4. Последняя четверть века

Эволюция классицизма. Расцвет сатиры.

А.Д. Кантемир

В.К. Тредиаковский

В.И. Майков

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций

М.В. Ломоносов

Н.И. Новиков

Д.И. Фонвизин

Г.Р. Державин

А.П. Сумароков

В.В. Тузов

А.Н. Радищев

И.А. Крылов

Н.М. Карамзин

И.М. Дмитриев

Отличительные черты русского классицизма Русский классицизм совпадает со временем правления Петра I и тесно связан с идеями просвещения (интерес к прошлому и настоящему страны).  В отличие от европейского классицизма русский классицизм указывает не только на пороки человека, общества, но и критикует их.  Для русской литературы были характерны гражданский и патриотический пафос, воспитание истинных сынов Отечества, критика произвола, тирании.

Отличительные черты русского классицизма

Русский классицизм совпадает со временем правления Петра I и тесно связан с идеями просвещения (интерес к прошлому и настоящему страны).

  • В отличие от европейского классицизма русский классицизм указывает не только на пороки человека, общества, но и критикует их.
  • Для русской литературы были характерны гражданский и патриотический пафос, воспитание истинных сынов Отечества, критика произвола, тирании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!