СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Класс неорганических веществ - Соли

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные результаты:Научится  давать определение солей, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.

Метапредметные результаты: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации

Личностные УУД (Л):проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД (Р):преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

Познавательные УУД (П):определять способы решения проблем под руководством учителя;  выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные УУД (К) умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«урок на фестиваль ХИМИЯ 8»

Технологическая карта урока химии «Соли» 8 класс УМК О. С. Габриеляна)

Пояснительная записка

ФИО учителя

ШерстобитоваАполлинария Ивановна

Предмет

химия

УМК

О.С.Габриелян

Класс

8 класс

Тип урока

Урок открытие нового знания

Тема урока:

Соли

Цель

Формирование у учащихся знаний о солях.

Задачи

Образовательные:

  1. Дать определение солей.

  2. Познакомиться с составом и номенклатурой солей.

  3. Продолжить формирование умений составлять формулы химических соединений; давать им названия.

Развивающие:

  1. Развивать представление о классах неорганических веществ.

  2. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, работать по алгоритму, находить существенные признаки предметов и соединений, использовать химическую терминологию.

  3. Совершенствовать навыки проведения химического эксперимента

  4. Продолжить развивать наблюдательность, внимание.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию потребности в получении знаний, необходимых для дальнейшего изучения химии.

  2. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, добросовестность.

  3. Прививать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.


Планируемые результаты:

Предметные результаты: Научится давать определение солей, составе и номенклатуре солей, составлять формулы химических соединений.


Метапредметные результаты: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации





Универсальные учебные действия

Личностные УУД (Л): проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД (Р): преобразовать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.

Познавательные УУД (П): определять способы решения проблем под руководством учителя; выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

Коммуникативные УУД (К) умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к общему решению при совместной деятельности.

Современные технологии

В данной разработке использовались методические приемы технологии проблемного обучения, эксперимента, исследования, смыслового чтения

Форма работы учащихся на уроке:


Самостоятельно, в группе, индивидуально.

Оборудование для учителя:


Компьютер, проектор, таблица растворимости кислот, оснований, солей.




Оборудование (и материалы) для учащихся:


Дидактический материал - таблицы кислот и кислотных остатков, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, образцы солей, химическая посуда.

Литература и другие источники

О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2015., Дополнительный текстовый материал;

Интернет источники, педагогические сайты, на которых изложен опыт учителей химии, также использованы свои наработки по данному предмету.












Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.


Мы продолжаем изучать классы неорганических веществ.

Организация рабочих мест, приветствие

Ученики настроились на работу.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Организация проблемной ситуации.


Работают парами.

Всем обучающимся выдаются листы самооценки (приложение 1)

Я предлагаю повторить определения классов неорганических веществ. (Оксиды. Основания, кислоты)

Проводится интеллектуальная разминка (ноутбук)

(Слайд 2 )

Задание: 1. Выбрать формулы веществ для классов: Оксиды, Основания, Кислоты.

2. Назвать вещества

При правильном выполнении задания, формулы выделяются одним цветом.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Почему?

  2. Какой состав у этих веществ?

  3. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части?

  4. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

Работают в парах, оформляют свои мысли в письменной и устной форме, отвечают на вопросы.


2.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.








Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока на основе прослушанной информации предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь

( Слайд - 3,4 )

Мы нашли название этой группы веществ. Соль имеет большое значение в жизни человека и животных.

  1. А что вы знаете об этом веществе?

  2. Какие соли вы знаете?

Демонстрирует разнообразные соли. (Слайд 5, 6 )

  • Зачем их изучать? Предположите, что вы должны узнать о солях и чему должны научиться. Задаваемые учащимися вопросы демонстрирует на слайде в виде плана изучения данной темы и, сообщая, что работа рассчитана на 2 урока

(Слайд )

Сообщает, что на 1-ом уроке темы рассмотрим первые пять пунктов плана.

- Что такое соли?

- Какой состав солей и их общая формула?

- Как узнать соли среди других классов веществ?

- Как правильно составлять формулы?

- Как называть?

- Классификация.

Цель, задачи (Слайд - 7 )


Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. Убеждаются, что солей много, они имеют важное значение, поэтому требуют их подробного изучения (объясняют свои мотивы). Называют тему «Соли». Записывают в тетрадь.

Формулируют цель: Изучить класс веществ - соли. Понимая значимость и многообразие представителей класса солей, ученики предлагают выяснить:

- Что такое соли?

- Какой состав солей и их общая формула?

- Как узнать соли среди других классов веществ?

- Как правильно составлять формулы?

- Как называть?

- Классификация.

- Получение.

- Где находятся соли в природе?

- Значение в природе, в жизни человека.

- Области применения, правила обращения в быту. Формулируют задачи.


3.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения.



  1. С чего надо начать, изучая соли, как класс веществ?

  2. Что общего в предложенных формулах солей?

  3. Что общего с уже изученными классами веществ? Какие виды ионов входят в состав солей?

Состав соли - (Слайд 8 )

Общая формула - Mex(КО)y - (Слайд 9 )

Определение ( Слайд – 10)

С алгоритмом составления формул вы знакомы, на примере изучения предыдущих классов веществ (Слайд 11)

Показывает примеры составления формул и названий солей, с опорой на алгоритмы.

Составление формул: (Слайд 12 - 13 )

Знакомит с номенклатурой солей (название солей) ( Слайд 14 )


С определения их состава, общей формулы, определения.





Определяют состав группы веществ Mex(КО)y

В состав соли входит - (атом металла и кислотный остаток);

- общее с основаниями – есть атом металла; с кислотами – есть кислотный остаток;

- формулируют определение данного класса.


Работа с учебником – стр.108- последний абзац, таблица 5








  1. Закрепление знаний

(оценивание)


Задание№ 1

Назовите соль ( Слайд 15 )

  • Сульфат алюминия

  • Нитрат кальция

  • Сульфид железа

Задание №2 ( Слайд 16 - 17 )

Установите соответствие между формулой соли и названием.

Воспринимают информацию, участвуют в процессе, делают записи в тетради.

Выполняют работу по составлению и названию формул солей, оценивают результаты своей работы, заполняют оценочный лист.


Химический эксперимент

(оценивание)






























Организует деятельность по выполнению химического эксперимента по изучению классификации солей ( Слайд 18 )

- с какими солями мы сталкиваемся каждый день, в повседневной жизни, в школе, дома?

Давайте посмотрим на поваренную соль и мел.
- Какой цвет, агрегатное состояние у поваренной соли, мела?

- Растворимость этих веществ вы определите сами,

К соли добавляете воду и размешиваете стеклянной палочкой . Делаете вывод Помните правила безопасной работы в химической лаборатории;

– Посмотрите, как растворяется поваренная соль и мел?

А если воды под рукой нет?

Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
























Выполняют эксперимент: исследуют предложенные вещества на растворимость в воде. Делают вывод по проделанной работе.










  1. Самостоятельная работа (оценивание)

Предлагает выполнить задание, используя алгоритмы:

1. Составьте формулы солей: (приложение 2)

А) Zn?Cl?

Б) K?(SO4)?

В) фосфата натрия

2. Дайте названия солям:

А) FeCl3

Б) KNO3

В) Li2CO3



Организует самопроверку выполнения задания. (Слайд 19 )

Сверяются с ответами, оценивают.

  1. Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Подведение итогов.

(Слайд 20)

  • Возвращась к этому слайду , какой вывод вы можете сделать?

  • Вы можете назвать эти вещества?

  • Вы решили те задачи, которые поставили в начале урока?

Побуждает оценить свою деятельность на уроке – рефлексия (приложение 3 ) (Слайд 21)


Подводят итоги



Проводят рефлексию.

самооценку по критериям. Сдают учителю.



  1. Информация о домашнем задании

Домашнее задание на доске: §21 стр.113 № 1 или 3

Составить синквейн – Соли (Слайд 22)

Записывают в дневник



Приложение 1

Лист самооценки

№ задания

задание

Я удачно справился с заданием

Оценка «5»

У меня возникли затруднения

Оценка «4»

Мне сложно понять задание

Оценка «3»

Итоговая оценка

1

Назовите соль





2

Установите соответствие





3

Химический эксперимент





4

Самостоятельная работа







Задание №1 Назовите соль_________________________________________________________________________



Задание №2 Установите соответствие________________________________________________________________

Задание №3

Химический эксперимент

Определение растворимости соли в воде

Определение соли в пробирке №1 и № 2

  1. Помни правила ТБ (Аккуратно работаем с химическим веществом и стеклянной посудой

  2. Ход работы

В пробирках находятся две соли: Хлорид натрия и карбонат кальция

В пробирку № 1 , № 2 с веществом (солью) добавляете воду, размешиваете палочкой. Посмотрите, как растворяется соль?

Отвечаете на вопросы и делаете вывод:

  1. Как классифицируют соли по растворимости в воде?

  2. Можно – ли без воды определить растворимость соли? Как?

  3. Какая соль находится в пробирке:

1 - №2- ??

Приложение 2 Задание № 4 Составьте формулы солей:

1) Zn? Cl?

2) K? (SO4)?

3) фосфата натрия.

Дайте названия солям:

1) FeCl3

2) KNO3

3) Li2CO3


Приложение 3 Рефлексия (оцените свою деятельность на уроке)

Знания/умения

Да (+)

Нет(-)

  1. я знаю, что такое соли



  1. я умею составлять формулы солей



3) я умею называть соли



4) классифицировать соли по растворимости




















































Просмотр содержимого презентации
«8 химия СОЛИ»

Название конкурса Муниципальный фестиваль открытых уроков  ФИО участника Шерстобитова Аполлинария Ивановна Наименование ОУ  МБОУ «Шляпниковская СОШ» Тема – Соли Электронная почта sher_pi@mail.ru

Название конкурса Муниципальный фестиваль открытых уроков

ФИО участника Шерстобитова Аполлинария Ивановна

Наименование ОУ

МБОУ «Шляпниковская СОШ»

Тема Соли

Электронная почта [email protected]

Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений Оксиды CО 2 СaО BaSO 4 H 2 SО 4 HCl H 2 CО 3 Основания Сa(ОH) 2 CaCO 3 Fe 2 О 3 Кислоты Сu(ОH) 2 P 2 О 5 KОH Na 2 SO 4 CuО Mg(NO 3 ) 2 NaОH H 3 PО 4 HNO 3 Ba(ОH) 2 NaCl

Интеллектуальная разминка

Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений

Оксиды

2

СaО

BaSO 4

H 2 4

HCl

H 2 3

Основания

Сa(ОH) 2

CaCO 3

Fe 2 О 3

Кислоты

Сu(ОH) 2

P 2 О 5

KОH

Na 2 SO 4

CuО

Mg(NO 3 ) 2

NaОH

H 3 4

HNO 3

Ba(ОH) 2

NaCl

О каком веществе  идёт речь? Без этого вещества нет жизни.  В Китае - 13 веке из этого вещества изготавливались монеты. В год каждый человек употребляет  от 3 до 5,5 кг   этого вещества.

О каком веществе идёт речь?

  • Без этого вещества нет жизни.

  • В Китае - 13 веке из этого вещества изготавливались монеты.
  • В год каждый человек употребляет

от 3 до 5,5 кг   этого вещества.

О каком веществе   идёт речь?    В желудке образует соляную кислоту, которая участвует в переваривании и усвоении пищи.  Есть примета, что рассыпать это вещество – значит совершить предательство или накликать беду.  Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

О каком веществе идёт речь?

  • В желудке образует соляную кислоту, которая участвует в переваривании и усвоении пищи.
  • Есть примета, что рассыпать это вещество – значит совершить предательство или накликать беду.
  • Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Mg(NO 3 ) 2 NaCl CaCO 3 Na 2 SO 4 BaSO 4

Mg(NO 3 ) 2

NaCl

CaCO 3

Na 2 SO 4

BaSO 4

CuSO 4 MgSO 4 KNO 3 CaCO 3(мел ) KCl (сильвин) FeTiO 3 (ильменит) KMnO 4 FeCl 3

CuSO 4

MgSO 4

KNO 3

CaCO 3(мел )

KCl (сильвин)

FeTiO 3 (ильменит)

KMnO 4

FeCl 3

ТЕМА : СОЛИ  ЦЕЛЬ Получить первые представления о классе веществ - соли Задачи

ТЕМА : СОЛИ ЦЕЛЬ

Получить первые представления о классе веществ - соли

Задачи

  • Определить состав соли
  • Научиться составлять формулы солей и называть их
  • Классификация солей
Состав соли Какие виды ионов входят в состав солей? KCl Na 2 SO 4  AlPO 4  К + Al 3+ Na + Cl SO 4 - 2- PO 4 Na + 3-

Состав соли

Какие виды ионов входят в состав солей?

KCl Na 2 SO 4 AlPO 4

К

+

Al

3+

Na

+

Cl

SO 4

-

2-

PO 4

Na

+

3-

Ме x y+ (КО) y x-

Ме x y+ (КО) y x-

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков .  Ba SO 4  Na 3 PO 4 ??? Алгоритм составления формулы соли

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков .

Ba SO 4 Na 3 PO 4

??? Алгоритм составления формулы соли

Алгоритм составления формулы соли Записать химические знаки металла и кислотного остатка. Определить заряды ионов и подписать их. Найти для них наименьшее общее кратное (НОК). Разделить НОК на заряды ионов. Получаем индексы. Поставить индексы в формулу. Осуществить проверку. 8 8 8

Алгоритм составления формулы соли

  • Записать химические знаки металла и кислотного остатка.
  • Определить заряды ионов и подписать их.
  • Найти для них наименьшее общее кратное (НОК).
  • Разделить НОК на заряды ионов. Получаем индексы.
  • Поставить индексы в формулу.
  • Осуществить проверку.

8

8

8

Составление формулы НОК=2 -2  +1  S Na 2  2 = 2 8 8 8

Составление формулы

НОК=2

-2

+1

S

Na

2

2 = 2

8

8

8

НОК=6 +3 2-  (SO 4 ) Al 3 2  8 8 8

НОК=6

+3

2-

(SO 4 )

Al

3

2

8

8

8

Номенклатура солей Название кислотного остатка Название металла в родительном падеже  Название Соли + = Кислотные остатки NO 2 ¯ - нитрит Cl ¯ - хлорид NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид SO 3 2- - сульфит С 4- - карбид SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид СO 3 2- -карбонат РO 4 3- - фосфат Таблица 5 Стр. 109

Номенклатура солей

Название кислотного остатка

Название металла в родительном падеже

Название

Соли

+

=

Кислотные остатки

NO 2 ¯ - нитрит Cl ¯ - хлорид

NO 3 ¯ - нитрат N 3- - нитрид

SO 3 2- - сульфит С 4- - карбид

SO 4 2- - сульфат S 2- - сульфид

СO 3 2- -карбонат

РO 4 3- - фосфат

Таблица 5

Стр. 109

№ 1 Назвите соль  нитрат кальция Ca(NO 3 ) 2 FeS сульфид  железа (II) сульфат алюминия Al 2 (SO 4 ) 3

1 Назвите соль

нитрат кальция

Ca(NO 3 ) 2

FeS

сульфид железа (II)

сульфат алюминия

Al 2 (SO 4 ) 3

№ 2. Установите соответствие между формулой соли и названием.  Формула Название соли  Ca(NO 2 ) 2  А)  нитрат кальция Б) нитрит кальция  Ответ  Б В) нитрид кальция

2. Установите соответствие между

формулой соли и названием.

Формула

Название соли

Ca(NO 2 ) 2

А) нитрат

кальция

Б) нитрит

кальция

Ответ

Б

В) нитрид

кальция

№ 2. Установите соответствие между названием и формулой соли  Название соли Формула  Сульфид железа (III) А) Fe 2 S 3 Б) FeSO 4  Ответ  А В) Fe 2 (SO 4 ) 3

2. Установите соответствие между

названием и формулой соли

Название соли

Формула

Сульфид железа (III)

А) Fe 2 S 3

Б) FeSO 4

Ответ

А

В) Fe 2 (SO 4 ) 3

Химический эксперимент 1 .Исследовать соль на растворимость в воде 2 . Определить соль в пробирке 1 и 2 CaCO 3 -?  мрамор, известняк, мел    NaCl-? поваренная соль  ВЫВОД?

Химический эксперимент

1 .Исследовать соль

на растворимость в воде

2 . Определить соль в пробирке 1 и 2

CaCO 3 -? мрамор, известняк, мел

NaCl-? поваренная соль

ВЫВОД?

Проверяем_  1) ZnCl 2 2) K 2 SO 4 3) Na 3 PO 4 1) хлорид железа (III) 2) нитрат калия 3) карбонат лития

Проверяем_

1) ZnCl 2

2) K 2 SO 4

3) Na 3 PO 4

1) хлорид железа (III)

2) нитрат калия

3) карбонат лития

Интеллектуальная разминка Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений Оксиды CО 2 СaО BaSO 4 H 2 SО 4 HCl H 2 CО 3 Основания Сa(ОH) 2 Fe 2 О 3 CaCO 3 Кислоты Сu(ОH) 2 P 2 О 5 KОH Соли Na 2 SO 4 CuО Mg(NO 3 ) 2 NaОH H 3 PО 4 HNO 3 Ba(ОH) 2 NaCl

Интеллектуальная разминка

Установите соответствие между классами веществ и формулами соединений

Оксиды

2

СaО

BaSO 4

H 2 4

HCl

H 2 3

Основания

Сa(ОH) 2

Fe 2 О 3

CaCO 3

Кислоты

Сu(ОH) 2

P 2 О 5

KОH

Соли

Na 2 SO 4

CuО

Mg(NO 3 ) 2

NaОH

H 3 4

HNO 3

Ba(ОH) 2

NaCl

Рефлексия Знания/умения 1)Я знаю что такое соли Да 2) Я умею составлять формулы солей  + нет - 3) Я умею называть соли 4) Классифицировать соли по растворимости. Знания/умения 1)Я знаю Да нет Что такое соли + - Состав солей 2)я умею Выбирать из предложенных веществ соли Выводить формулы солей Составлять название солей Классифицировать соли по растворимости.

Рефлексия

Знания/умения

1)Я знаю что такое соли

Да

2) Я умею составлять формулы солей

+

нет

-

3) Я умею называть соли

4) Классифицировать соли по растворимости.

Знания/умения

1)Я знаю

Да

нет

Что такое соли

+

-

Состав солей

2)я умею

Выбирать из предложенных веществ соли

Выводить формулы солей

Составлять название солей

Классифицировать соли по растворимости.

Домашнее задание: §21; № 1 или 3 Составить синквейн «СОЛИ»

Домашнее задание:

  • §21; № 1 или 3
  • Составить синквейн «СОЛИ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!