СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кислоты: состав, классификация, номенклатура.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет познакомиться с классификацией кислот, их составом, физическими свойствами

Просмотр содержимого документа
«Кислоты: состав, классификация, номенклатура.»

Конспект урока по химии в 8 классе.

Учитель: Плюснина М.В.

Тема урока: Кислоты: свойства, классификация, номенклатура.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о кислотах, их составе, классификации, номенклатуре.

Планируемые результаты обучения:

Знать состав кислот и их классификацию.

Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот.

Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.

Знать правила техники безопасности при работе с кислотами.

Оборудование: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок), набор индикаторов (универсальный, фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый)

Тип урока: комбинированный.

Ход работы.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Учитель:

Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Давайте вспомним определения этих классов веществ.

Учитель:

(Слайд 3)

На слайде вы видите таблицу с различными формулами. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их.

2 ученика работают у доски.

Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

Na2O

HCl

Ca(OH)2

K2O

H2CO3

CaO

Fe(OH)2

Al(OH)3

CuOH

Fe2O3

HNO3

СО2

H2SO4

H3PO4

H2SiO3

КОН


Ответ учащегося:

1. Na2O – оксид натрия,

K2O – оксид калия,

Fe2O3 – оксид железа (III),

CaO – оксид кальция


2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция,

CuOH – гидроксид меди (I),

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III).



Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся формулы. Что общего у этих веществ?

3. Изучение новой темы

(Слайд 4)

Что известно вам о кислотах?


(Слайд 5, 6, 7)

В каких продуктах содержится лимонная, яблочная кислота?


(Слайд 8)

Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атома металлов, и кислотных остатков.


(Слайд 9)

Физические свойства кислот

Известны жидкие и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.


(Слайд 10)

Основные представители кислот:

  • HCl – соляная кислота(хлороводородная)

  • H2SO4 - серная кислота

  • H2SO3 – сернистая кислота

  • HNO3 – азотная кислота

  • H2СО3 – угольная кислота

  • H2SiO3 – кремниевая кислота

  • H2S – сероводородная кислота

  • HBr - бромоводородная кислота

  • H3PO4 – фосфорная кислота

Выписать в тетради и выучить!


Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.


(Слайд 11)

1. По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.

2. По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот:

n = 1 одноосновная n = 2 двухосновная n = 3 трехосновная


4. Первичная проверка знаний.

(Слайд 12)

Задание 1. Распределить формулы изученных кислот по наличию кислорода в кислотном остатке.


(Слайд 13)

Проверить задание.

H2SO4 серная кислота

H2SO3 сернистая кислота

HNO3 азотная кислота

H3PO4 фосфорная кислота

H2CO3 угольная кислота

H2SiO3 кремниевая кислота


HCl хлороводородная кислота (соляная)

HBr бромоводородная кислота

H2S сероводородная кислота



(Слайд 14)

Задание 2. Распределить формулы изученных кислот по числу атомов водорода


(Слайд 15)

Проверить задание.

HNO3 азотная кислота

HCl хлороводородная кислота (соляная)

HBr бромоводородная кислота


H2SO4 серная кислота

H2SO3 сернистая кислота

H2CO3 угольная кислота

H2SiO3 кремниевая кислота

H2S сероводородная кислота


H3PO4 фосфорная кислота



(Слайд 16)

Вы уже знаете, что является индикаторами, давайте повторим.

Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, как же меняют индикаторы свой цвет в кислой среде, и на основание этого заполним таблицу в ваших рабочих тетрадях.


Название индикатора

Нейтральная среда

Кислая среда

Лакмус

Фиолетовый

Красный

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Метилоранж

Оранжевый

Красный

Универсальная индикаторная бумага

Оранжевая

Красная

5. Закрепление материала.

Выполните тестовые задания.

1) Игра «Третий лишний» (Слайд 17)

В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:

HCl

H2SO4

H3PO4

H2SO3

H2SiO3

H3PO4


2) Даны кислотные остатки: F¯; ClO4¯ ; SiO3²¯. Составьте формулы возможных кислот, назовите их. (Слайд 18)


Проверим задание. (Слайд 19)

HF – фтороводородная, плавиковая кислота

HClO4 – хлорная кислота

H2SiO3– кремниевая кислота.


6. Домашнее задание (Слайд 20)

§ 40, стр.152, упражнение №1-№3, письменно


7. Рефлексия. Подведение итогов.

Закончите предложения:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!