Конспект урока по химии в 8 классе.
Учитель: Плюснина М.В.
Тема урока: Кислоты: свойства, классификация, номенклатура.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о кислотах, их составе, классификации, номенклатуре.
Планируемые результаты обучения:
– Знать состав кислот и их классификацию.
– Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот.
– Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов.
– Знать правила техники безопасности при работе с кислотами.
Оборудование: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок), набор индикаторов (универсальный, фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый)
Тип урока: комбинированный.
Ход работы.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
Учитель:
Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Давайте вспомним определения этих классов веществ.
Учитель:
(Слайд 3)
На слайде вы видите таблицу с различными формулами. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их.
2 ученика работают у доски.
Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.
Na2O | HCl | Ca(OH)2 | K2O |
H2CO3 | CaO | Fe(OH)2 | Al(OH)3 |
CuOH | Fe2O3 | HNO3 | СО2 |
H2SO4 | H3PO4 | H2SiO3 | КОН |
Ответ учащегося:
1. Na2O – оксид натрия, K2O – оксид калия, Fe2O3 – оксид железа (III), CaO – оксид кальция | 2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция, CuOH – гидроксид меди (I), Fe(OH)2 – гидроксид железа (II), Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III). |
Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся формулы. Что общего у этих веществ?
3. Изучение новой темы
(Слайд 4)
Что известно вам о кислотах?
(Слайд 5, 6, 7)
В каких продуктах содержится лимонная, яблочная кислота?
(Слайд 8)
Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атома металлов, и кислотных остатков.
(Слайд 9)
Физические свойства кислот
Известны жидкие и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
(Слайд 10)
Основные представители кислот:
HCl – соляная кислота(хлороводородная)
H2SO4 - серная кислота
H2SO3 – сернистая кислота
HNO3 – азотная кислота
H2СО3 – угольная кислота
H2SiO3 – кремниевая кислота
H2S – сероводородная кислота
HBr - бромоводородная кислота
H3PO4 – фосфорная кислота
Выписать в тетради и выучить!
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.
Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.
(Слайд 11)
1. По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.
2. По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот:
n = 1 одноосновная n = 2 двухосновная n = 3 трехосновная
4. Первичная проверка знаний.
(Слайд 12)
Задание 1. Распределить формулы изученных кислот по наличию кислорода в кислотном остатке.
(Слайд 13)
Проверить задание.
H2SO4 серная кислота H2SO3 сернистая кислота HNO3 азотная кислота H3PO4 фосфорная кислота H2CO3 угольная кислота H2SiO3 кремниевая кислота | HCl хлороводородная кислота (соляная) HBr бромоводородная кислота H2S сероводородная кислота |
(Слайд 14)
Задание 2. Распределить формулы изученных кислот по числу атомов водорода
(Слайд 15)
Проверить задание.
HNO3 азотная кислота HCl хлороводородная кислота (соляная) HBr бромоводородная кислота | H2SO4 серная кислота H2SO3 сернистая кислота H2CO3 угольная кислота H2SiO3 кремниевая кислота H2S сероводородная кислота | H3PO4 фосфорная кислота |
(Слайд 16)
Вы уже знаете, что является индикаторами, давайте повторим.
Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, как же меняют индикаторы свой цвет в кислой среде, и на основание этого заполним таблицу в ваших рабочих тетрадях.
Название индикатора | Нейтральная среда | Кислая среда |
Лакмус | Фиолетовый | Красный |
Фенолфталеин | Бесцветный | Бесцветный |
Метилоранж | Оранжевый | Красный |
Универсальная индикаторная бумага | Оранжевая | Красная |
5. Закрепление материала.
Выполните тестовые задания.
1) Игра «Третий лишний» (Слайд 17)
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl | H2SO4 | H3PO4 |
H2SO3 | H2SiO3 | H3PO4 |
2) Даны кислотные остатки: F¯; ClO4¯ ; SiO3²¯. Составьте формулы возможных кислот, назовите их. (Слайд 18)
Проверим задание. (Слайд 19)
HF – фтороводородная, плавиковая кислота
HClO4 – хлорная кислота
H2SiO3– кремниевая кислота.
6. Домашнее задание (Слайд 20)
§ 40, стр.152, упражнение №1-№3, письменно
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Закончите предложения:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…