СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для учащихся 11 классов за второе полугодие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМы для проверки уровня знаний учащихся за второе полугодие

Просмотр содержимого документа
«КИМы для учащихся 11 классов за второе полугодие»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за второе полугодие 11 класса по биологии

Вариант 1.

  1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует – биологический (1) и социальный (2). А) пространственная изоляция Б) дрейф генов В) речь Г) абстрактное мышление Д) сознательная трудовая деятельность Е) популяционные волны

  2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны основные события в эволюции человека, которые обусловили его современное биологическое и социальное положение Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. (1) Промежуточным звеном между человекообразными приматами и человеком считаются австралопитековые. (2) Совсем давние предки человека и человекообразных обезьян, вероятно, вели древесный образ жизни. (3) Около двух миллионов лет назад появился человек прямоходящий. (4) Его останки были найдены в Африке и на Яве. (5) Во Франции, в пещере Эскаль были обнаружены следы очага, на котором, вероятно готовилась пища. (6) На юго-западе Кении археологи обнаружили следы массовой ночной охоты древних людей на павианов.

  3. Рудиментами у человека являются: 1) наличие хвоста 2) аппендикс 3) копчиковая кость 4) густой волосяной покров на теле 5) многососковость 6) складка мигательной перепонки

  4. Установите последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного. 1) Приматы 2) Гоминиды 3) Хордовые; 4) Млекопитающие; 5) Человек

  5. У человека в связи с прямохождением: 1)освобождаются верхние конечности 2) стопа приобретает сводчатую форму 3) большой палец руки противопоставлен всем остальным 4) таз расширяется, его кости срастаются 5) мозговой отдел черепа меньше лицевого 6) уменьшается волосяной покров тела

  6. Установите хронологическую последовательность антропогенеза. 1) Австралопитек 2) Гейдельбергский человек 3) Дриопитек 4) Человек умелый 5) Неандерталец

  7. Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим? 1) наличие видов-конкурентов 2) солёность воды 3) внесение удобрений 4) наличие паразитов 5) содержание ионов металлов в почве 6) рельеф местности

  8. Биогеоценозы характеризуются: 1) сложными пищевыми цепями 2) простыми пищевыми цепями 3) отсутствием видового разнообразия 4) наличием естественного отбора 5) зависимостью от деятельности человека 6) устойчивым состоянием.

  9. Природный луг, в отличие от поля: 1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава 2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений 3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв 4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению 5) не имеет редуцентов 6) характеризуется большим разнообразием видов растений

  10. Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) лишайники 2) травы 3) мхи 4) кустарники 5) деревья

  11. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского – биокосным (1), косным (2) и живым (3). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) речной песок Б) горная порода В) морской ил Г) почва Д) колония кораллов Е) плесневые грибы

  12. Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом – углеродом (1) и азотом (2). А) основной резервуар – атмосфера Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями В) около 50% возвращают в атмосферу растения Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей Е) не усваиваются животными и растениями в молекулярном виде

  13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агробиоценозы». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их. (1) Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2) Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3) В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4) В агробиоценозе преобладает монокультура. (5) В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6) Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.

  14. Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?


  1. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.


Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за второе полугодие 11 класса по биологии

Вариант 2.


  1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен – биологический (1) и социальный (2). А) трудовая деятельность Б) абстрактное мышление В) изоляция Г) мутационная изменчивость Д) популяционные волны Е) вторая сигнальная система

  2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. (1) Современный человек во многом похож на своих предков — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.

  3.  Проявлением атавизма считают развитие у человека: 1) зубов мудрости 2) хвостового отдела 3) многососковости 4) мимической мускулатуры 5) густого волосяного покрова на теле 6) кисти руки

  4. Установите последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наименьшего. 1) Млекопитающие 2) Человек 3) Узконосые обезьяны 4) Гоминиды 5) Человек разумный

  5. У человека в связи с прямохождением: 1) позвоночник образует 4 плавных изгиба 2) кости в суставах соединены подвижно 3) пальцы рук соединены с пястью 4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши 5) в стопе хорошо выражен свод 6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

  6. Установите хронологическую последовательность антропогенеза. 1) Человек прямоходящий 2) Человек умелый 3) Дриопитек 4) Человек разумный

  7. Какие из приведённых экологических факторов относят к антропогенным? 1) разрушение озонового слоя атмосферы 2) взаимодействие карася и щуки 3) возведение дамб на реках 4) среднее количество осадков за год 5) солёность воды 6) вырубка леса

  8. Каковы существенные признаки экосистемы? 1) высокая численность консументов III порядка 2) наличие круговорота веществ и потока энергии 3) сезонные изменения температуры и влажности 4) неравномерное распределение особей одного вида 5) наличие производителей, потребителей и разрушителей 6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

  9. В чём сходство природной и искусственной экосистем? 1) небольшое число видов 2) наличие цепей питания 3) замкнутый круговорот веществ 4) использование солнечной энергии 5) использование дополнительных источников энергии 6) наличие продуцентов, консументов, редуцентов

  10. Установите последовательность процессов, происходящих при освоении новых территорий живыми организмами. Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр. 1) появление листоватых и кустистых лишайников 2) формирование климаксного сообщества 3) появление накипных лишайников на участках, лишённых почвы 4) появление нетребовательных к качеству почвы травянистых растений 5) формирование слоя почвы в результате деятельности лишайников

  11. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского – биокосным (1), косным (2) и живым (3). Ответ представьте в виде последовательности цифр. А) морская соль Б) морской ил В) глина Г) почва Д) гранит Е) двустворчатые моллюски

  12. Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом – углеродом (1) и азотом (2). А) больше всего этого вещества в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в органические формы В) около 50% возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей

  13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агроэкосистемы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Агроэкосистемами (агроценозами) называют экосистемы, в которых доминирует в основном один вид растений, имеющих хозяйственную ценность для человека. (2) Такие экосистемы обычно возникают самопроизвольно, но в дальнейшем поддерживаются человеком. (3) Характерной особенностью агроценозов являются длинные разветвлённые цепи питания. (4) Также в агроэкосистемах круговорот веществ несбалансированный, поскольку часть продукции изымается человеком. (5) Из-за таких особенностей круговорота веществ агроценозы требуют постоянного внесения дополнительной энергии. (6) Это может осуществляться через внесение удобрений и пестицидов. (7) Постоянное воспроизводство одного и того же агроценоза на одной территории снижает качество почвы на ней.

  14. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?

  15. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

 











План КИМ


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности*

Максимальный балл

Верные ответы

Вар. 1

Вар. 2

Факторы антропогенеза (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

112221

221112

Характеристики антропогенеза (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

П

2

356

256

Доказательства происхождения человека от животных (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2

236

235

Систематическое положение человека в системе органического мира (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2

34125

52431

Особенности строения человека в связи с прямохождением (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2

124

145

Стадии антропогенеза (задание на установление последовательности биологических явлений)

П

2

31425

3214

Экологические факторы (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2

256

136

Экосистемы (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2


256

Естественные и искусственные экосистемы (задания с множественным выбором ответов из предложенного списка)

Б

2

246

246

Сукцессии (задание на установление последовательности биологических явлений)

Б

2

13245

31542

Биосфера. Живое и косное вещества (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

221133

211123

Круговорот веществ и энергии (задание на установление соответствия элементов двух множеств)

П

2

221122

221112

Агроэкосистемы (задание со свободным ответом)

В

3

236

236

Устойчивость биогеоценозов (задание со свободным ответом)

В

3



Экологические взаимодействия организмов в экосистемах (задание со свободным ответом)

В

3



*Уровень сложности (базовый, повышенный, высокий — Б, П, В)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!