СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМы для учащихся 10 классов за второе полугодие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка тестов для контроля качества усвоения материала второго полугодия

Просмотр содержимого документа
«КИМы для учащихся 10 классов за второе полугодие»

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за второе полугодие 10 класса по биологии

Вариант 1.


  1. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 30 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

  2. Сущность ги­бри­до­ло­ги­че­ско­го метода за­клю­ча­ет­ся в: 1) скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам 2) изучение характера наследования альтернативных признаков 3) использование генетических карт 4) применение массового отбора 5) количественном учете фенотипических признаков потомков 6) подборе родителей по норме реакции признаков 

  3. Какое количество гамет образует организм с генотипом AaBBCcDdее? В ответ запишите только соответствующее число.

  4. Гибрид первого поколения с генотипом AaBb при сцеплении генов образует гаметы: 1)Aa, Bb 2) АВ, ab 3) Ab, aB 4) AA, bb

  5. При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля (%) гетерозигот по обеим аллелям (дигетерозигот) в потомстве составит (ответ запишите в виде числа).

  6. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного гена дальтонизма, сцепленного с Х-хромосомой. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) находится в аутосоме 2) проявляется у гетерогаметных особей 3) определяет способность различать цвета 4) подавляется доминантным аллелем 5) передаётся от отца к сыну

  7. Выберите два верных ответа из пяти. У людей в норме два раз­но­яй­цо­вых близ­не­ца от­ли­ча­ют­ся друг от друга: 1) только по фенотипу 2) по фе­но­ти­пу 3) по генотипу 4) по числу хро­мо­сом в ядрах со­ма­ти­че­ских клеток 5) только по генотипу

  8. Выберите два верных ответа из пяти. В наибольшей степени может изменяться под влиянием условий среды такой признак, (из перечисленных), как: 1) цвет глаз 2) расовая принадлежность 3) количество пальцев на руках у человека 4) масса тела 5) количество молока у коровы

  9. Чем характеризуется геномная мутация? 1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК 2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе 3) кратным увеличением числа хромосом 4) изменением структуры синтезируемых белков 5) удвоением участка хромосомы 6) изменением числа хромосом в кариотипе

  10. Мутационная изменчивость обусловлена: 1) спирализацией хромосом 2) случайной встречей гамет при оплодотворении 3) заменой нуклеотидов 4) изменением числа хромосом 5) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе 6) вставкой нуклеотидов

  11. Ниже приведён перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) возникает в пределах нормы реакции признака 2) обусловлена действием радиации 3) формируется под действием факторов среды 4) имеет групповой характер 5) формируется при потере участка хромосомы нуклеотидной последовательности

  12. Выберите два признака из пяти, характеризующие цитоплазматическую изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что: 1) нарушается мейотическое деление 2) ДНК митохондрий способна мутировать 3) появляются новые аллели в аутосомах 4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению 5) ДНК хлоропласта способна мутировать

  13. При скрещивании белоглазой дрозофилы с нормальными крыльями и красноглазого самца с укороченными крыльями в потомстве получилось 15 самцов с белыми глазами и нормальными крыльями и 13 самок с красными глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными глазами и укороченными крыльями и самцов с белыми глазами и нормальными крыльями всё потомство имело красные глаза и нормальные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Ответ обоснуйте.

  14. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом), и обос­нуй­те его. Определите генотипы людей 1,4,6. Какова вероятность рождения ребенка с признаком у женщины №7 ?

  1. Скрестили два растения кукурузы: с жёлтыми гладкими семенами и с коричневыми морщинистыми семенами. В первом поколении всё потомство было с коричневыми гладкими семенами. С растениями из F1 было поставлено анализирующее скрещивание, в котором было получено 4 фенотипических класса: 234, 218, 42 и 45 растений. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех родительских растений и потомков. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.


Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации за второе полугодие 10 класса по биологии

Вариант 2.


  1. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

  2. Все приведённые ниже методы, кроме двух, используют для описания селекции растений. Определите два метода, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) подбор родителей по экстерьеру 2) отбор родителей по потомству 3) полиплоидия 4) отдалённая гибридизация 5) гетерозис

  3. Какое количество гамет образует организм с генотипом AaBbCcЕЕ? Ответ запишите в виде числа.

  4. Гибрид первого поколения с генотипом AaBb при независимом наследовании признаков образует гаметы: 1) Aa, Bb 2) AB, Ab, aB, ab 3) AA, BB, aa, bb 4) AB, ab

  5. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

  6. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания рецессивного гена гемофилии, сцепленного с Х-хромосомой. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны: 1)не проявляется у гетерогаметных особей; 2) передается от матери к сыну; 3) определяет несвертываемость крови; 4) передается от отца к сыну; 5) подавляется доминантным геном

  7. Выберите два верных ответа из пяти. К наследственной изменчивости не относится изменчивость: 1) индивидуальная 2) мутационная 3) модификационная 4) комбинативная 5) определенная

  8. К количественным признакам относятся: 1) цвет глаз 2) вес тела 3) масть коровы 4) рост человека 5) окраска цветков

  9. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении 2) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете 3) формируется при рекомбинации генов при кроссинговере 4) характеризуется изменениями внутри гена 5) формируется при изменении нуклеотидной последовательности

  10. Мутации ведут к изменению: 1) первичной структуры белка 2) этапов оплодотворения 3) генофонда популяции 4) нормы реакции признака 5) последовательности фаз митоза 6) полового состава популяции

  11. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) возникновение при действии радиации 2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе 3) случайное сочетание гамет при оплодотворении 4) рекомбинация генов при кроссинговере 5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

  12. Выберите два верных ответа из пяти. Соматические мутации у позвоночных животных: 1) формируются в гаметах 2) передаются следующему поколению 3) возникают в клетках органов тела 4) обусловлены нарушением обмена веществ 5) не передаются потомству

  13. У канареек наличие хохолка зависит от аутосомного гена, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным полом у птиц является женский пол. Для хохлатой самки с зелёным оперением провели анализирующее скрещивание, в потомстве получилось четыре фенотипических класса, в которых были птицы с зелёным и коричневым оперением. Получившихся хохлатых потомков скрестили между собой. Может ли в этом скрещивании получиться потомство без хохолка? Определите генотипы, фенотипы и пол этого потомства без хохолка при условии его наличия.

  14. По изображённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной уста­но­ви­те ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния признака, вы­де­лен­но­го чёрным цве­том (доминантный или рецессивный, сцеп­лен или не сцеп­лен с полом), и обос­нуй­те его. Определите генотипы всех людей.

  15. Скрестили растение кукурузы нормального роста с прямыми листьями с карликовым растением со скрученными листьями. Всё потомство было имело нормальный рост и прямые листья. При анализирующем скрещивании гибридов F1 было получено 4 фенотипических класса: 248, 256, 18 и 19 растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.



План КИМ


№ задания

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности*

Максимальный балл

Верные ответы

Вар. 1

Вар. 2

Генетическая информация в клетке

Б

1

90

75

Методы генетики (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

Б

2

125

12

Определение количества гамет

П

1

8

8

Правило чистоты гамет

Б

1

2

2

Законы Менделя

Б

1

25

11

Характер наследования признаков, сцепленных с полом (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных)

Б

2

15

14

Закономерности изменчивости (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

П

2

23

35

Закономерности изменчивости (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

Б

1

45

24

Закономерности изменчивости (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

П

2

236

13

Мутации (задания с множественным выбором из предложенного списка)

П

2

346

134

Закономерности изменчивости (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

П

2

25

15

Мутации (задания на выбор двух ответов из пяти предложенных в списке)

П

2

25

35

Генетическая задача на дигибридное скрещивание (один признак сцеплен с полом)

П

3



Задача на установление характера наследования признака с использованием генеалогического метода

П

3



Генетическая задача на сцепленное наследование признаков

П

3



*Уровень сложности (базовый, повышенный, высокий — Б, П, В)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!