СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ за 2 триместр по обществу для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМ за 2 триместр по обществу для 8 класса»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

ПО ТЕМАМ

«СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» И «ЭКОНОМИКА»

На выполнение работы по обществознанию даётся 40 минут. Работа включает в себя 10 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас остаётся время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.





Желаем успеха!

























2019 г.



Контрольная работа №3 по темам «Социальная сфера» и «Экономика»

по обществознанию за курс 8 класса

Пояснительная записка


Назначение контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание».

Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание».

Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 8 классе, включают в себя материал содержательных линий «Социальная сфера», «Экономика».

Задания 1; 2; 3; 4 включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов, так и в виде анализа двух суждений, где необходимо выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание базового уровня оценивается 1 баллом.

Задания 5; 6; 7 итоговой контрольной работы повышенного уровня сложности состоят из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:

- выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;

- проанализировать социологические данные и найти в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;

- установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;

- из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа.

Правильно выполненные задания этого типа оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок.

Задания 8; 9; 10 проверяют умение учащегося работать с текстом. В задании 8 требуется составить план текста, выделив и озаглавив его основные смысловые части. Задание 9 задания – вопросы по содержанию текста. Задания 8 и 9 оцениваются по 2 балла за каждое.


Общее количество баллов за всю работу – 16.


Критерии оценивания:

- на оценку «2» - от 0 до 5 баллов;

- на оценку «3» - от 6 до 9 баллов;

- на оценку «4» - от 10 до 13 баллов;

- на оценку «5» - от 14 до 16 баллов.



ВАРИАНТ – 1.

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально – значимым критериям, называется:

1) социальной группой

2) социальным классом

3) социальной общностью

4) социальной мобильностью

Ответ:_________


2. Что включается учеными-социологами в понятие «социальная роль»?

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками

Ответ: _______


3. Верны ли суждения о безработице:

А. Уровень безработицы изменяется в зависимости от развития экономики.

Б. Безработица в стране может зависеть от времени года.

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:______


4. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «конкуренция». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) монополия

2) соперничество

3) борьба

4) состязание

5) соревнование

6) бизнес

Ответ:______

5. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Многообразие форм собственности

А. командная экономика

Б. рыночная экономика

2.Контроль за производством и распределением со стороны государства

3.Действие закона спроса и предложения

4. Централизованное ценообразование

5.Экономическая независимость товаропроизводителей



1

2

3

4

5








6. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. токарный станок

1) земля

2) труд

3) капитал

Б. каменный уголь

В. наладчик оборудования

Г.офис фирмы

Д. менеджер



А

Б

В

Г

Д






  1. В стране социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?»

Результаты опроса представлены в таблице.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА

% ОПРОШЕННЫХ

МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

Муж

17

15

Жена

13

20

Тот, кто больше зарабатывает

29

12

Все члены семьи сообща

36

48

Не знаю

5

5

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите буквы, под которыми они указаны.

1) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен муж, среди женщин более популярно, чем среди мужчин.

2) Мнение о том, что все члены семьи должны сообща распоряжаться семейным бюджетом, наиболее популярно среди обеих групп опрошенных.

3) Мнение о том, что распоряжаться семейным бюджетом должен тот,  кто больше зарабатывает, среди мужчин, более популярно, чем среди женщин.

4) Мнение о том, что муж должен распоряжаться бюджетом, является наименее популярным среди всех опрошенных.

5) Мнение о том, что жена должна распоряжаться бюджетом, является вторым по популярности среди опрошенных женщин.

Ответ:_______


Прочитайте текст и выполните задания 8-10.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

(По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВАРИАНТ-2

1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется:

1) социальной группой

2) социальной структурой

3) социальной стратой

4) социальной мобильностью

Ответ:______


2. К этническим группам относится:

1) племя

2) сословие

3) каста

4) класс

Ответ:______


3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.

Б) Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страны.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Ответ:_______


4. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «рыночная экономика». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

  1. конкуренция

  2. безработица

  3. экономическая нестабильность

  4. планирование

  5. свободное ценообразование

  6. рынок

Ответ:______


5. Установите соответствие видов налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. подоходный

1) прямой налог

2) косвенный налог

Б. с продаж

В. акцизный сбор

Г. на наследство

Д. на добавленную стоимость



А

Б

В

Г

Д








6. Установите соответствие между терминами и определениями. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.

1. альтернативная стоимость

А. процесс обесценивания денег, который проявляется ростом цен на товары и услуги

2. кредит

Б. предоставление денег или товаров в долг на определенный срок

3. инфляция

В. цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое



1

2

3





7. Аналитическим центром «Левада-Центр» был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая примерно часть ваших доходов уходит сейчас на питание?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.


1991

1999

2005

2010

Менее половины

6

5

14

20

Примерно половина

20

15

32

42

Примерно две трети

40

21

29

23

Почти все

30

55

22

10

Затрудняюсь ответить

4

4

3

5

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Наибольший процент опрошенных в 2010 году тратит на питание примерно половину своих доходов.

  2. У пятой части опрошенных в 2005 году на питание уходили почти все доходы.

  3. Примерно треть опрошенных в 2010 году тратит на питание более половины своих доходов.

  4. В 1999 году более половины опрошенных тратили на питание почти все свои доходы.

  5. Наименьшее число опрошенных в 1999 году выбрали вариант ответа «На питание уходит менее половины доходов».

Ответ:______



Прочитайте текст и выполните задания 8-10.

Такое вполне естественное человеческое чувство, как стремление к равенству, стало мощной движущей силой человеческой истории, Равенство было одним из идеалов Французской революции, а затем и движущей силой многих других революций.

Сторонники свободного рынка, однако, предостерегают нас от того, чтобы этот «основной инстинкт» взял над нами верх. Они требуют не тянуть вниз тех, кто стоит выше других, чтобы все были равны. Неравенство представляет собой неизбежное следствие разной производительности людей. Пытаясь идти против этого естественного хода вещей, мы будем создавать равенство только в нищете, предупреждают они нас. Получая более высокий доход, богатые будут больше тратить, что будет способствовать развитию производства и занятости.

Тем не менее, многие утверждают, что слишком сильное неравенство плохо не только с этической, но и с экономической точки зрения. Возрастает экономическая нестабильность, застой в зарплатах заставляет людей влезать в долги, чтобы соответствовать постоянно растущему стандарту потребления. Некоторые экономисты подчеркивают, что значительное неравенство снижает социальную сплоченность, увеличивая политическую нестабильность, создает барьеры на пути социальной мобильности.

О неравенстве доходов говорят чаще всего, но оно представляет собой только один вид экономического неравенства. Мы также можем говорить о неравенстве в распределении богатства (например, владение недвижимостью или акциями) или человеческого капитала (навыков, приобретаемых людьми посредством образования и специального обучения). Имущественное неравенство гораздо выше, чем неравенство доходов во всех странах.

Бедность и неравенство в мире распространены широко. Но ситуацию можно изменить, если предусмотреть соответствующее перераспределение доходов. Можно значительно уменьшить неравенство и бедность путем государственного вмешательства.

(Х.Дж. Чанг)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите три аргумента в пользу сохранения неравенства, выдвигаемых сторонниками свободного рынка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие три вида экономического неравенства называет автор? Какой смысл он вкладывает в понятие «человеческий капитал»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












































ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №3

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

ВАРИАНТ 1.

Правильно выполненные задания 1; 2; 3; 4 оцениваются 1 баллом.

Правильно выполненные задания 5; 6; 7 оцениваются следующим образом:

2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок.

Правильно выполненные задания 8; 9;10 – 2 балла.

ВСЕГО: 16 баллов.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-5

6-9

10-13

14-16



  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 1

  5. 1Б 2А 3Б 4А 5Б

  6. А3 Б1 В2 Г3 Д2

  7. 235

  8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) Роль частной собственности в формировании рыночных отношений.

2) Рынок как система использования ограниченных ресурсов.

3) Рыночная экономика: «за» и «против».

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Качество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие признаки рыночной системы:

  1. Конкуренция.

  2. Баланс спроса и предложения.

  3. Свобода ценообразования.


Указаны три признака

2

Указаны два признака

1

Указан один признак, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

10.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности земли как экономического ресурса:

  1. Пределы земной суши

  2. Пределы территорий отдельных государств

  3. Неизбежность использования конкретного участка земли единовременно только в одном качестве.

Указанные проявления могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.



Указаны три проявления

2

Указаны два проявления

1

Указано одно проявление, ИЛИ Ответ неверный ИЛИ отсутствует

0

Максимальный балл

2





























































ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

8 КЛАСС

ВАРИАНТ 2.

Правильно выполненные задания 1; 2; 3; 4 оцениваются 1 баллом.

Правильно выполненные задания 5; 6; 7 оцениваются следующим образом:

2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок.

Правильно выполненные задания 8; 9;10 – 2 балла.

ВСЕГО: 16 баллов.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-5

6-9

10-13

14-16



    1. 2

    2. 1

    3. 1

    4. 4

    5. А1 Б2 В2 Г1 Д2

    6. 1В 2Б 3А

7. 134

8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Стремление к равенству как движущая сила истории

2) Отношение сторонников свободного рынка к экономическому неравенству

3) Отрицательные последствия экономического неравенства

4) Виды экономического неравенства

5) Роль государства в преодолении неравенства

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Качество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

9. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе приводятся три аргумента:

  1. у разных людей разная производительность труда;

  2. преодоление неравенства приведёт только к неравенству в нищете

  3. большие траты богатых стимулируют производство


Приведены три аргумента

2

Приведены один-два аргумента

1

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

  1. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Содержание верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть даны ответы на два вопроса:

  1. названы три вида экономического неравенства: неравенство доходов, неравенство богатства, неравенство в человеческом капитале;

  2. раскрыт смысл понятия «человеческий капитал»: навыки, приобретаемые людьми посредством образования и специального обучения.



Правильно и полно даны ответы на оба воспроса

2

Дан ответ только на один вопрос.

ИЛИ Даны ответы на оба вопроса, но второй вопрос раскрыт неполно



1

Дан неполный ответ только на второй вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!