Хореография как необходимое составляющее современного театрального продукта
Добрый день уважаемые коллеги!
Как говорилось ранее, на первом (ознакомительном) этапе, что интерес к использованию хореографии в спектаклях и проблеме введения танцевальных фрагментов в театральное действие, продолжает в последнее время возрастать.
Хореография в детском театре имеет свои особенности, цели и задачи, которые неразрывно связаны с содержанием и спецификой театральной постановки. Танцевальные композиции, пластические фрагменты привносят в сценическое действие новую эмоциональную окраску, помогают раскрыть режиссерский замысел.
Танец в спектакле сочиняется по законам построения драматургического произведения, которые обязательны как для сюжетного, так и бессюжетного танца, в нем очень часто требуются внятность и определенность, иногда полное соответствие тексту драматургии. Особое внимание необходимо уделять особенностям драматургического построения танцевального фрагмента, принципам отбора движений и элементов лексики, также необходимо учитывать этапы динамического развития танца и видов его завершения, соблюдать правила хореографической логики в построении танцевальной комбинации.
Иными словами, создавая спектакль, возможно через игру актеров и через танец показать их переживания. Танцами можно «кричать», «плакать» и «любить».
Обратим внимание на постановку «Летучий корабль» - вся хореография основана на элементах русского танца. В спектакле было необходимо уделить внимание особенностям драматургического построения танцевального фрагмента, принципам отбора движений и элементов лексики, также необходимо было учитывать этапы динамического развития танца и видов его завершения, соблюдать правила хореографической логики в построении танцевальной комбинации.
( Видео фрагмент)
Работая над танцевальными фрагментами спектакля «Сказка о Попе и его работнике Балде» мы использовали два способа сочинения:
Использовали готовый музыкальный материал, предложенный режиссером. ( Начало спектакля – «Ярмарка»)
Демонстрация видеофрагмента из спектакля.
2. Использовали музыкальное произведение «Варенька» в исполнении ансамбля народной песни «Тальяночка». ( Финал спектакля)
Демонстрация видеофрагмента из спектакля.
Мне, как педагогу необходимо обладать знаниями в области различных видов танцевальных жанров, так как в спектаклях используется различная лексика не сводимая к одной из техник или стилей танца.
На примере спектакля «Незнайка» выделено два основных способа использования танца в спектакле.
Танец, предусмотренный действием, обусловленный самим сюжетным рядом (сцена на детской площадке) что мы с вами и будем прорабатывать.
Танец для раскрытия характера, внутренней сущности героя, или передачи чувств, испытываемых в определенный момент развития действия. (танец Кнопочки и Незнайки).
При создании танцевального фрагмента спектакля важным компонентом является лексическое решение, где с помощью танцевальных движений пластически характеризуются образы действующих лиц. Движения и речь должны соответствовать режиссерскому замыслу, быть яркими и интересными, содержательными и образными. Но тут не стоит забывать, что актеры – это дети, которые могут впервые сталкиваться с исполнением танцев, поэтому в спектакле я чаще всего использую универсальную лексику, которая не сводится к одной из техник или стилей хореографии по отдельности.
Значимым компонентом, при работе над танцевальным фрагментом, принято считать ракурс. Ракурс – это точка зрения из зрительного зала на актеров, танцующих на сцене: анфас, круазе, эффасе. От того, насколько изобретательно я буду использовать ракурсы, зависит богатство или скудость танцевального языка, его содержательность и разнообразие.
Таким образом можно сказать о том, что танцевальные композиции в спектакле необходимы: они вносят динамику в действие, делают спектакль многогранным, продолжая сюжетную линию. Танцевальные композиции в спектакле впитывается зрителем, наполняя действие яркими образами, могут передать дух времени и места действия.
Практическая работа
-Прослушивание музыкального материала
- Наглядно-образный показ танца
- Разминка
- Разучивание отдельных танцевальных элементов ( положение рук , корпуса, основной шаг, комбинации в парах, в тройках)
- Эмоциональная составляющая танца ( Незнайка, Пончик, Кнопочка и др.)
- Этюдная работа
- Соединение танцевальных комбинаций в законченную композицию.
Вопросы
По каким законам сочиняется танец?
а) по законам режиссуры
б) по законы свободного решения
в) по законам драматургии
Какой жанр хореографии используется в спектакле «Летучий корабль»?
а) современный танец
б) народный танец
в) классический танец
Какую роль играет танец в театральном действии?
а) даёт полноту раскрытия образа актёров
б) даёт представление о временном пространстве (место, время, страна, какой год и.пр.)
в) даёт яркость и эмоциональный окрас произведению
Что такое ракурс?
а) расположение зрителей в зале
б) точка зрения з зрительного зала на актёров
в) расположение декораций на сцене
Что такое лексический материал?
а) движения в танце
б) рисунок танца
в) музыка в танце