План учебного занятия № 46
Тема: «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Вид учебного занятия: семинар
Цель занятия: познакомиться с влиянием «Холодной войны» на экономику и внешнюю политику страны.
Задачи:
Образовательная: сформулировать особенности влияния «холодной войны» на экономику и внешнюю политику страны.
Развивающая: способствовать развитию навыков самостоятельной работы с историческими документами, справочной и словарной литературой, развитие умения участия в дискуссиях п. историческим проблемам.
Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма как внутреннее сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний.
Методы: частично-поисковый, работа с текстом.
Межпредметные связи:
Обществознание, география.
Обеспечение занятия:
Раздаточный материал.
Требования к знаниям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Обучающиеся должны уметь: осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема, статистические данные, видеоматериал), представлять результаты изученного в формах конспекта, реферата, рецензии.
Содержательный аспект занятия:
Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы. Инструктаж по правилам работы на семинарском занятии. Психологический настрой обучающихся на работу.
Мотивация:
Как мы назовем столкновение мнений, интересов, взглядов?
А когда конфликт достигает своего пика и стороны уже не могут решить вопрос мирным путем и если в конфликт вовлечены целые государства, а не просто группа людей, к чему это приведет?
Пролитие крови, свист снарядов, грохот таков - это "горячая война", а когда наступает период ожесточенного соперничества, "холодный" просчет действий в политике без прямого столкновения на поле боя, это уже не "горячая война", а "холодная война"
Многие современные политологи уверены что санкции, эмбарго, допинговые скандалы на олимпийских и паралимпийских играх, дисквалификация с Евровидения и многое другое это проявления второго витка «холодной войны». Так ли это? «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» - древняя мудрость.
Целеполагание: познакомиться с влиянием «Холодной войны» на экономику и внешнюю политику страны.
Актуализация: (устный опрос)
Изучение нового материала:
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Вопросы к докладчикам, обсуждение сообщений | Информационные сообщения* обучающихся по темам: «Холодная война», «Восстановление хозяйства», «Влияние «холодной войны» на экономику страны», «Идеологическая кампания 1940-х гг.», «Влияние «холодной войны» на внешнюю политику СССР», «Складывание мировой социалистической системы» * - на каждое выступление 3-5 минут |
Задание для обучающихся (Работа с документом Приложение 2). 10 минут ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос – 10 минут. Задание для обучающихся (Работа с документом Приложение 3). 10 минут ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос – 10 минут. | Работа с документом, устные ответы. Рецензирование ответов учащихся. |
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: § 23.2 – 23.3 П.С. Самыгин – История. Внеаудиторная работа: «Овладение СССР ракетно-ядерным оружием» (1) – конспект.
Преподаватель И.В. Атаманчук
Приложение 1
Из речи У.Черчилля "Мускулы мира" в Фултоне
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завесаспустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София – все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы… За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации…наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.
Вопросы к документу.
1. Какую роль в переходе к открытому противостоянию сыграла роль Черчилля в Фултоне?
2. Объясните смысл выражения «железная завеса».
3. Кто, по мнению Черчилля, виновен в развязывании «холодной войны»:
- США;
- СССР;
- Обе державы?
4. Кто, по вашему мнению, начал «холодную войну»?
5. Какие меры предложил принять Черчилль для борьбы с советской военной и политической угрозой?
Приложение 2
Интервью И.В. Сталина
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира
По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война.
Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство.
Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР
Советский Союз потерял людьми в несколько раз больше, чем Англия и Соединенные Штаты Америки, вместе взятые. Возможно, что кое-где склонны предать забвению эти колоссальные жертвы советского народа, обеспечившие освобождение Европы от гитлеровского ига. Но Советский Союз не может забыть о них. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? Как можно, не сойдя с ума, квалифицировать эти мирные стремления Советского Союза как экспансионистские тенденции нашего государства?
Интервью И.В. Сталина газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)
1. Кого имел в виду Сталин, говоря о друзьях Черчилля в Америке?
2. С кем сравнивает Сталин Черчилля и его друзей?
3. Какие обвинения в адрес Черчилля выдвигает И. Сталин?
4. Как Сталин объясняет необходимость существования государств, лояльных к Советскому Союзу?