СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Химические свойства карбоновых кислот

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по химии на тему "Химические свойства карбоновых кислот "

Просмотр содержимого документа
«Химические свойства карбоновых кислот»

«ВСЯКОЕ ВЕЩЕСТВО –ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО САМОГО СЛОЖНОГО – ИМЕЕТ ТРИ РАЗЛИЧНЫЕ, НО ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ – СВОЙСТВА, СОСТАВ, СТРОЕНИЕ»  Б.М.КЕДРОВ

«ВСЯКОЕ ВЕЩЕСТВО –ОТ САМОГО ПРОСТОГО ДО САМОГО СЛОЖНОГО – ИМЕЕТ ТРИ РАЗЛИЧНЫЕ, НО ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ – СВОЙСТВА, СОСТАВ, СТРОЕНИЕ»

Б.М.КЕДРОВ

“ Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”

“ Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”

«Химические свойства карбоновых кислот»

«Химические свойства карбоновых кислот»

Цель урока:  - Продолжить знакомство учащихся с  кислородсодержащими соединениями, на  примере уксусной и муравьиной кислот;   - изучить химические свойства предельных  одноосновных карбоновых кислот;   - показать сходство и отличие неорганических и  органических кислот;   - изучить качественные реакции на карбоновые  кислоты.

Цель урока: - Продолжить знакомство учащихся с кислородсодержащими соединениями, на примере уксусной и муравьиной кислот; - изучить химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот; - показать сходство и отличие неорганических и органических кислот; - изучить качественные реакции на карбоновые кислоты.

Классификация карбоновых кислот

Классификация карбоновых кислот

Генетический ряд кислот

Генетический ряд кислот

Физические свойства Растворимость в воде и высокие температуры кипения кислот обусловлены образованием межмолекулярных водородных связей. С увеличением молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается.

Физические свойства

Растворимость в воде и высокие температуры кипения кислот обусловлены образованием межмолекулярных водородных связей.

С увеличением молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается.

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот: 1. Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску).     НС l   С l ⁻ + Н⁺ Нейтральная  Кислая среда Щелочная среда Н⁺ ОН -

Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот:

1. Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску).

НС l С l ⁻ + Н⁺

Нейтральная

Кислая среда

Щелочная среда

Н⁺

ОН -

2. Взаимодействие с металлами (до Н):   2 НС l + Mg = MgCl 2  + H 2   Карбоновые кислоты вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода. 2НСООН + Zn = ( НСОО ) 2 Zn + H 2   формиат цинка

2. Взаимодействие с металлами (до Н):

2 НС l + Mg = MgCl 2 + H 2

Карбоновые кислоты вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода.

2НСООН + Zn = ( НСОО ) 2 Zn + H 2

формиат цинка

3. Взаимодействие    с основными оксидами: 2 НС l + С u О = С uCl 2  + H 2 О 2НСООН + С u О = (НСОО) 2 С u + H 2 O   Карбоновые кислоты реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды.

3. Взаимодействие с основными оксидами:

2 НС l + С u О = С uCl 2 + H 2 О

2НСООН + С u О = (НСОО) 2 С u + H 2 O

Карбоновые кислоты реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды.

4. Взаимодействие с основаниями   Реакция нейтрализации! 2 НС l + Cu( О H) 2 = CuCl 2  + 2 H 2 О   2 НСООН + Cu( О H) 2 = ( НСОО ) 2 Cu + 2 H 2 O   формиат меди

4. Взаимодействие с основаниями

Реакция нейтрализации!

2 НС l + Cu( О H) 2 = CuCl 2 + 2 H 2 О

2 НСООН + Cu( О H) 2 = ( НСОО ) 2 Cu + 2 H 2 O

формиат меди

5. Взаимодействие с солями менее сильных кислот   2 НС l + Ca СО 3  = CaCl 2  + H 2 C О 3   СО 2 Н 2 О 2 НСООН + Ca СО 3 = ( НСОО ) 2 Ca + H 2 O + CO 2 формиат кальция

5. Взаимодействие с солями менее сильных кислот

2 НС l + Ca СО 3 = CaCl 2 + H 2 C О 3

СО 2

Н 2 О

2 НСООН + Ca СО 3 = ( НСОО ) 2 Ca + H 2 O + CO 2

формиат кальция

Йорданс Якоб «Пир Клеопатры» 1653

Картина написана на сюжет из «Естественной истории» Плиния Старшего (I в.). Египетская царица Клеопатра (I в. до н. э.), славившаяся красотой и умом, отличалась также экстравагантностью своего поведения. Однажды на глазах своего возлюбленного, римского полководца Марка Антония, Клеопатра растворила в бокале с уксусом крупную жемчужину, а затем выпила его содержимое. На картине изображен момент, когда царица опускает в бокал серьгу, а Марк Антоний, его спутник Энобард и негр-слуга застыли в немом изумлении, всем своим видом выражая сожаление о погибшей ценности и одновременно — восхищение поступком Клеопатры. А вот ухмылка и презрительный жест придворного шута яснее всяких слов говорят о нелепости и глупости подобного расточительства. Картина заставляет вспомнить нравоучительные аллегории Х. Босха и П. Брейгеля Старшего.

Учитель зачитывает отрывок из произведения Г.Р.Хаггарда “Клеопатра”:

“… Она вынула из уха одну их тех жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от ней осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…”

Римский историк Плиний-старший в своем труде «Естественная история» рассказывает об эпизоде, когда Клеопатра побилась об заклад с Марком Антонием, что сумеет приготовить самое драгоценное яство из когда-либо подававшихся. Клеопатра сняла одну из своих жемчужных серег (как утверждал Плиний, ценой в баснословные 10 миллионов сестерциев) и опустила ее в чашу кислого вина (уксуса). Жемчуг якобы растворился в уксусе, и Клеопатра выпила чашу до дна, тем самым победив в этой затее.

15

= – = –  6. Реакция этерификации: O O R - C R - C O – R + O – R H – OH OH H – Карбоновая кислота Спирт Сложный эфир

=

=

6. Реакция этерификации:

O

O

R - C

R - C

O – R

+

O – R

H –

OH

OH

H –

Карбоновая кислота

Спирт

Сложный эфир

8. Галогенирование Cl – Cl + CH 3 COOH → Cl CH 2 COOH + HCl монохлоруксусная кислота хлор

8. Галогенирование

Cl Cl + CH 3 COOH → Cl CH 2 COOH + HCl

монохлоруксусная кислота

хлор

Муравьиная кислота - это «вещество с двойственной функцией», т.е. содержит два типа функциональных групп.  Она является альдегидокислотой.

Муравьиная кислота - это «вещество с двойственной функцией», т.е. содержит два типа функциональных групп. Она является альдегидокислотой.

Мне для консервирования нужно 300 г 3%-ного раствора уксуса. Какой объем воды необходимо добавить к 50 г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%?

Мне для консервирования нужно 300 г 3%-ного раствора уксуса. Какой объем воды необходимо добавить к 50 г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%?

Рефлексия Если согласны с утверждением, поставьте «+» Тема урока вызвала интерес. Я с удовольствием работал(а) Я вижу практическое применение темы. Думаю, что тему урока усвоил(а) на (баллы)

Рефлексия

Если согласны с утверждением, поставьте «+»

  • Тема урока вызвала интерес.
  • Я с удовольствием работал(а)
  • Я вижу практическое применение темы.
  • Думаю, что тему урока усвоил(а) на (баллы)
§ 20 , упр. 4,6,7,17

§ 20 , упр. 4,6,7,17

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!