Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Распределение активности между педагогом и обучающимся |
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и, инициативу | Педагог ориентирован на привлечение обучающихся к обсуждению и совместному решению задач, учебных проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей | Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Реализуется тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность |
Уважение к личности обучающегося, отношение к его успехам и неудачам |
Недостаточное уважение к детям, контроль. Педагог оценивает внешние проявления поступков, не принимает во внимание их мотивы. В высказываниях преобладают замечания, порицания | Активно-положительное отношение к детям, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Стремление понять цели и мотивы поведения, умение прогнозировать развитие личности ребенка. Положительные оценки преобладают над отрицательными | Противоречивое отношение, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния |
Учет межличностных отношений между обучающимися |
Педагог не принимает во внимание межличностные отношения между детьми, что может приводить к напряженности и конфликтам в датском коллективе | Учитывает сложившиеся отношения между детьми, способствует их развитию, считает благоприятный психологический климат в группе важным условием педагогической деятельности | Учитывает взаимоотношения в группе, однако причины и следствия таких отношений игнорируются |
Вариативность воспитательных воздействий |
Большое количество воспитательных воздействий при их однообразии. Преобладание дисциплинирующих воздействий. Предпочтение прямых указаний опосредованному способу воздействия на ребенка | Разнообразие воспитательных воздействий, преобладание организующих способов над дисциплинирующими. Явно выражена склонность к косвенным средствам воздействия на ребенка | Спонтанные воспитательные воздействия, в зависимости от ситуации. Не придается значения использованию косвенных средств воздействия на детей |
Особенности педагогических установок |
Жесткие педагогические установки: разделение детей на группы, в зависимости от предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д. | Гибкие педагогические установки. Педагог принимает индивидуальные особенности детей | Непоследовательность установок |