СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Казаться, быть, жить

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа

Просмотр содержимого документа
«Казаться, быть, жить»

Классный час по теме: «КАЗАТЬСЯ? БЫТЬ... ЖИТЬ!»

Цель: содействие формированию ценностного отношения обучающихся к жизни и активной жизненной позиции.

Задачи:

1) развивать способность обучающихся к осознанному нравственному выбору;

2) побуждать к участию в добровольческой деятельности;

3) воспитывать чувство ответственности через осознание «я делаю свою жизнь сам».

Оформление кабинета: мультимедийная установка, цитаты-статусы, кружки калейдоскопа, листы формата АЗ, клей, ручки, карандаши, маркеры.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Мы живем в век новых технологий и, к сожалению, чаще общаемся в Сети, чем непосредственно. Когда мы встречаемся в обычной жизни, то по взгляду, интонации, то по взгляду, интонации, по мимике можем понять, что чувствует наш собеседник, в виртуальном пространстве такой возможности нет и тогда на помощь приходят статусы. Статус - короткая фраза, размещенная вверху интернет-страницы и оповещающая друзей и подписчиков о настроении (эмоциональном состоянии), жизненных взглядах хозяина интернет-странички или важном событии его жизни.

А что волнует в этот момент вас? Поделитесь, пожалуйста, друг с другом этой важной информацией, выбрав статус, который в настоящее время наиболее точно отражает ваше состояние. Мне близко выражение: «Жизнь - это калейдоскоп, стеклышки его - наши дела, поступки, мысли, и только от нас зависит, какие узоры мы увидим в следующий момент.

Классный руководитель предлагает студентам прочитать записанные на доске цитаты известных людей и выбрать одну в качестве личного статуса. Предлагает желающим прочитать выбранный статус вслух и кратко объяснить свой выбор.

Преподаватель благодарит студентов и обращает их внимание на цвет, которым записаны фразы:

зеленый - вас в настоящий момент волнует тема вашего места в жизни;

синий - на первом месте для вас познание мира во всем его многообразии;

розовый цвет - вы остро нуждаетесь в радости;

желтый - в жизни превыше всего вы ставите Человека и служение людям.

Классный руководитель. Всегда ли по статусу можно определить ис­тинную сущность человека? Бывает ли так, что статус помогает казаться, а не быть на самом деле? Как можно понять, что человек представляет собой на самом деле? Послушайте, пожалуйста, притчу. Может быть, она поможет нам ответить на эти вопросы?

Притча

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки……

Классный руководитель прерывает чтение и задает студентам вопрос: «Как вы думаете, почему родители так поступили? Разделяете ли вы их точку зрения?». Студенты поддерживают решение родителей, говоря о том, что старушка, по-видимому, человек бездомный и опустившийся, общение с ней нежелательно. Затем педагог продолжает чтение.

Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что- то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше мнение теперь? И что заставило его измениться?

Размышления студентов.

Классный руководитель. Действительно, внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность. Первоначально старушка казалась родителям несущей опасность для детей, но, как позже выяснилось, была совсем безобидной и жила для людей. Зачастую и мы хотим казаться кем-то, выглядеть в чужих глазах другими людьми, и при этом перестаем быть собой и начинаем жить не своей жизнью.

Над вопросом, что значит жить, люди размышляли во все времена, пытаясь понять как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь что-то в ней изменить, сделать ее лучше.

А что для вас жизнь? Попробуйте ответить одним словом.

Обучающиеся называют ассоциации к слову жизнь.

Классный руководитель. Во все времена были люди, которые добровольно, то есть по своей собственной воле помогали другим... В разные времена их называли по-разному. Сейчас их называют волонтерами (добро­вольцами). Если заглянуть в словари, то волонтер (доброволец)- это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально значимых кампаниях. В России различают эти два понятия: волонтер - чаще всего участник разовых акций и мероприятий, добровольческая деятельность предполагает системную помощь. Доброволец не ищет материальной выгоды, славы, почета, уважения. Но не стоит думать, что он ничего не получает в ответ. Ведь доброволец, оказывая бескорыстную помощь другим, становится чище, светлее, духовно богаче. Сегодня волонтерство (добровольчество) является одним из наиболее распространенных видов деятельности в мире. Конечно, в первую очередь, деятельность волонтеров направлена на помощь остронуждающимся слоям населения, тем, кто не имеет возможности помогать себе сам. На западе существует множество волонтерских движений, организаций, фондов, где волонтерами является значимый процент населения: 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % можно считать добровольцами, потому что они отдают этой работе более 20 часов в месяц. Каждый третий немец (это составляет 34% населения Германии) является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц.

Рекордсменами являются:

Норвегия - 57%;

Люксембург - 55%;

Камерун - 53%.

Сегодня в России добровольческий труд, бескорыстная помощь людям не является повседневной нормой, но можно утверждать, что с каждым днем добровольческая деятельность набирает силу и у нас. Средства массовой информации чаще публикуют информацию о добровольческих акциях, все больше открывается благотворительных фондов и организуется движений, все больше людей, и в первую очередь, представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. Согласно действующему законодательству дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтерской (добровольческой) деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении.

Послушайте гимн Российского движения школьников - обще­российской общественно-государственной детско - юношеской организации, образованной 29 октября 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ. Одним из направлений этой организации является гражданская активность, включающая добровольчество.

Хотели бы вы испытать себя и своих друзей в качестве волонтеров? Говорят, что любой длинный путь начинается с первого шага. Попробуем начать с малого - выпустим листовку с предложением важного и нужного реального дела. Для этого займите места за столами в соответствии с цветом вашего статуса. В течение 15-ти минут набросайте список людей, нуждающихся в вашей помощи, конкретные дела, которые вы сможете осуществить и оформите листовку.

Группы поочередно представляют свои листовки.

Классный руководитель. Для многих людей волонтерская деятельность (его еще называют социальным служением) является главным делом, одним из основных смыслов жизни. Вы хорошо знаете их имена: Елизавета Глинка, Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Леонид Ро­шаль, Антон Шипулин, Наталья Водянова и многие другие.

Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, чтобы не казаться, а действительно быть, ведь без этого жизнь теряет смысл.





Используемые источники

1. Дерекпеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». - М., 2016.

2.Цитаты и афоризмы великих людей. [Электронный ресурс]. Строка доступа: http://zitata.com/ (дата обращения 14.01.2017).

3.Притча «Осколки доброты» // Притчи человечества / Сост. Лавский В.В. - Ростов- н/Д„ 2010.

4.Официальный сайт Российского движения школьников. Строка доступа: https://рдш.рф/ (дата обращения 27.01.2017)







ПРИЛОЖЕНИЕ

ЦИТАТЫ-СТАТУСЫ


Мое место в жизни

Когда человек чувствует себя на месте, он становится лучше. (Д. Гранин)

Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. (К. Гельвеций)

Главное, делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь. (Л. Ландау)

Что человек сделал, то у него и есть. (Каппони)

Сделай что-либо - и обретешь силу. (Эмерсон)

Родиться мало - надо еще состояться. (Ксенокрит)

Нельзя быть счастливым и довольным, если не чувствуешь себя на своем месте. (А.П. Чехов)

Жизнь - это познание

Развитие воли - цель нашего существования. (Эмерсон)

Не стоит жить, если не изучать жизнь. (Сократ)

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в самом себе. (Ларош-фуко)

Человек, несомненно, сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, и главный долг в том, чтобы думать пристойно. (Б. Паскаль)

Величие человека - в его способности мыслить. (Б. Паскаль)

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. (А. Сент-Экзюпери)

Остается лишь одно - стремление к истине. Оно передается от поколения к поколению, сквозь любые разочарования и катастрофы. (Д. Гранин)


Жизнь - это радость

Надо ловить каждый момент, каждую возможность сделать свою жизнь ярче и интереснее. (Л. Ландау)

Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым. (Д. Гранин)

Радость - основной принцип жизни. (Н. Энкельманн)

Успешно прожить один день - с этого начинается искусство жить. (Белоус)

Жизнь - это служение людям

В жизни ничего нет дороже людей! Ничего! (А.П. Чехов)

Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям! (М. Горький)

Все остается людям: дурное и хорошее… Ив этом оставшемся мое - забвение или бессмертие. (К/ф «Все остается людям»)

Стань необходимым для кого-нибудь! (Эмерсон)

Спешите делать добро. (Гааз)

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш. Бронте)

Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Дж. Голсуорси)

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более ра­зумном и великом. (А.П. Чехов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!