СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категория состояния

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Категория состояния -самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние  окружающей среды, состояния природы. душевное состояние человека.

Просмотр содержимого документа
«Категория состояния»

Тема урока : «Категория состояния»

Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.

2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.

Задачи:

Образовательная: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий.

Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.

УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Слайд 2 (цель урока)

  1. Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)

  1. Опрос

- Какую часть речи мы называем «наречием»?

- Изменяются ли наречия?

- Как образуются наречия?

  1. (слайд 3) пиши -правильно

Выписывает наречия с дефисным написанием;

– наречия, которые пишутся слитно,

– наречия, которые пишутся раздельно.

(На)удачу, (на)лету, (в)рукопашную, (до)нельзя, (по)французски, (в)пустую, (давным)давно, (кое)что, бок (о)бок, (в)трое.

на удачу, на лету, врукопашную, донельзя, по-французски, впустую, давным-давно, кое-что, бок о бок, в трое.



Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!


Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам, отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют. Обратите внимание на слайд.



  1. Создание мотивации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 4)

  1. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.

  2. Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.

Сравните эти предложения:

- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?

- Выделите грамматические основы в данных предложениях.( под., сказ.)

-Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.

В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении — наречие.

Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего.

Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния.

- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи? ( нет)

- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении? ( категория состояния)

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Составление схемы. (слайд 5)

Категория состояния — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).

Слова категории состояния не изменяются.

Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т. д.





Слайд 6

Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело. — Слово весело обозначает душевное состояние человека

(мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:



В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело, а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело — категория состояния.



(слайд 7) Посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации. Составьте предложения, описывающие то, что изображено на иллюстрациях, используя слова категории состояния; опишите свое состояние.

  1. Закрепление. (слайд 8)

  1. Работа в парах

Запишите предложения.

  1. Лицо старика красиво и спокойно.

(Лицо каково? кр.прилагательное, сказуемое)

  1. На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.

(Заснул ребенок как? Наречие, обстоятельство)

  1. Вечером в весеннем лесу было красиво и спокойно.

( Было каково? В предложении нет и не может быть подлежащего. Категория состояния. Сказуемое.)

Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу. 

- Найдите омонимичные слова.

Как определить их принадлежность к той или иной части речи?

(посмотрите таблицу) (слайд 9)

Упр -316 учебника (слайд 10)

Продолжите ряды слов, которые могут выражать: (Работа в тетрадях)

  • состояние природы — ветрено, жарко, солнечно, ...

  • состояние среды — грязно, сыро, темно, ...

  • физическое состояние живых существ — больно, дурно, приятно, ...

  • эмоциональное состояние человека — весело, грустно, страшно, ...

  • интеллектуальное состояние человека — интересно, ясно, понятно, ...

  • оценку какого-либо состояния, положения — легко, рано, хорошо, ...

1) душевное и физическое состояние человека: весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (Мне больно. Мне удобно сидеть на стуле);

2) состояние природы и окружающей среды: морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (На улице холодно. Зимним утром морозно);

3) оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя много сидеть долго за компьютером. Надо выучить правила. Можно зайти в класс?).

(слайд 11)

VI. Подведение итогов урока.

  1. Категория состояния.

  2. Самостоятельная, интересная

  3. Обозначает, имеет, является

  4. Обозначает состояние человека, природы



Запомним!

Категория состояния – самостоятельная часть речи.

  • Слова категории состояния не изменяются.

  • Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого.



  1. Домашнее задание (слайд 11)

Параграф 49, упражнение -315.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!