Тема урока : «Категория состояния»
Цели: 1. Познакомиться со словами категории состояния и их морфологическими признаками.
2. Рассмотреть основные отличия слов категории состояния от наречий.
Задачи:
Образовательная: повторить слитное, раздельное и дефисное написание наречий; научиться отличать в тексте слова категории состояния от наречий.
Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.
УМК к уроку: учебник русского языка 7 класс М.Т. Барановой, Т.А. Ладыженской
Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Слайд 2 (цель урока)
Повторение (слитное, раздельное и дефисное написание наречий)
Опрос
- Какую часть речи мы называем «наречием»?
- Изменяются ли наречия?
- Как образуются наречия?
(слайд 3) пиши -правильно
Выписывает наречия с дефисным написанием;
– наречия, которые пишутся слитно,
– наречия, которые пишутся раздельно.
(На)удачу, (на)лету, (в)рукопашную, (до)нельзя, (по)французски, (в)пустую, (давным)давно, (кое)что, бок (о)бок, (в)трое.
на удачу, на лету, врукопашную, донельзя, по-французски, впустую, давным-давно, кое-что, бок о бок, в трое.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!
Мы должны провести исследование и узнать, какие слова относятся к категории состояния, как и по каким признакам, отличать слова категории состояния от других частей речи и какие значения они имеют. Обратите внимание на слайд.
Создание мотивации.
Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 4)
Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.
Сравните эти предложения:
- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.( под., сказ.)
-Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.
В первом предложении слово тихо обозначает признак действия, не изменяется, примыкает к глаголу и является обстоятельством. Следовательно, слово тихо в первом предложении — наречие.
Во втором предложении слово тихо обозначает состояние природы, является сказуемым в предложении, где нет подлежащего.
Следовательно, во втором предложении слово тихо не наречие. Это категория состояния.
- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи? ( нет)
- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении? ( категория состояния)
IV. Знакомство с новым материалом.
Составление схемы. (слайд 5)
Категория состояния — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).
Слова категории состояния не изменяются.
Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т. д.
Слайд 6
Применяя данное правило, рассуждайте так: Мне сегодня весело. — Слово весело обозначает душевное состояние человека
(мне каково? что со мной происходит?); оно не изменяется:
В предложении с одним главным членом это слово является сказуемым (так как субъект испытывает состояние весело, а не является активным деятелем). Следовательно, слово весело — категория состояния.
(слайд 7) Посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации. Составьте предложения, описывающие то, что изображено на иллюстрациях, используя слова категории состояния; опишите свое состояние.
Закрепление. (слайд 8)
Работа в парах
Запишите предложения.
Лицо старика красиво и спокойно.
(Лицо каково? кр.прилагательное, сказуемое)
На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.
(Заснул ребенок как? Наречие, обстоятельство)
Вечером в весеннем лесу было красиво и спокойно.
( Было каково? В предложении нет и не может быть подлежащего. Категория состояния. Сказуемое.)
Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.
- Найдите омонимичные слова.
Как определить их принадлежность к той или иной части речи?
(посмотрите таблицу) (слайд 9)
Упр -316 учебника (слайд 10)
Продолжите ряды слов, которые могут выражать: (Работа в тетрадях)
состояние природы — ветрено, жарко, солнечно, ...
состояние среды — грязно, сыро, темно, ...
физическое состояние живых существ — больно, дурно, приятно, ...
эмоциональное состояние человека — весело, грустно, страшно, ...
интеллектуальное состояние человека — интересно, ясно, понятно, ...
оценку какого-либо состояния, положения — легко, рано, хорошо, ...
1) душевное и физическое состояние человека: весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально. (Мне больно. Мне удобно сидеть на стуле);
2) состояние природы и окружающей среды: морозно, ветрено, жарко, пыльно, солнечно, прохладно (На улице холодно. Зимним утром морозно);
3) оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя много сидеть долго за компьютером. Надо выучить правила. Можно зайти в класс?).
(слайд 11)
VI. Подведение итогов урока.
Категория состояния.
Самостоятельная, интересная
Обозначает, имеет, является
Обозначает состояние человека, природы
Запомним!
Категория состояния – самостоятельная часть речи.
Домашнее задание (слайд 11)
Параграф 49, упражнение -315.
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!