Обществознание. 7 класс
Категории морали
«Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе…»
Сенека
«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
Ф. М. Достоевский
МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА
Проверочный тест
1. Принцип одной детской организации гласит: «Ни одного дня без доброго дела!» Этот принцип выражает
1) норму права
2) научный закон
3) политическое требование
4) норму морали
2. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Понятие «мораль» используется для характеристики профессиональных качеств человека.
Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Проверочный тест
3 . Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением государства.
Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Самоконтроль человека – основа морального регулирования его поведения.
Б. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Проверочный тест
5. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали действуют только в сфере межличностных отношений.
Б. Руководствуясь нормами морали, человек делает свой нравственный выбор.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.
Б. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Проверочный тест
7. Назовите слово, пропущенное в схеме
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Проверь себя
Оценивание
7 – 5
6 – 4
5, 4 – 3
3 – 2
Ключи
1 – 4
2 – 2
3 – 2
4 – 1
5 – 2
6 – 3
7 - Мораль
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Категории морали — это совокупность качественных характеристик, в соответствии с которыми совершается оценка, классификация и судьба нравственных действий и поступков людей.
Категории морали позволяют определить степень правильности или неправильности нравственных поступков.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Притча «Два волка»
Старый индеец рассказывает своему внуку: «Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность».
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. «А какой волк побеждает?» - Старый индеец улыбнулся:
«Всегда побеждает тот волк, которого
ты кормишь».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Назовите слова - ассоциации к слову «добро».
Человечность
Мама
Забота
Счастье
Добро
Благо
Тепло
Любовь
Милосердие
Благодарность
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Что такое добро
хорошее, полезное,
противоположное злу;
- все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.
(Толковый словарь)
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С.И. Ожегов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Что такое добро
ДОБРО = любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость и прощение.
- добрый человек - добрые дела - добрые поступки - доброе лицо - добрая душа - добрые мысли - доброе сердце
Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Какого человека мы называем добрым?
Вежливый и скромный
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Доброта пассивная
Доброта активная
Человек не ударит слабого, не оскорбит слабого.
Доброта созидательная
Но пройдёт мимо зла , не поспешит сделать добро.
Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.
Может, он делал добро другим для своей выгоды?
Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде.
Ложная доброта - это когда человек совершает добрые поступки с какой-либо целью, например получить какую-либо выгоду, или с расчётом, что когда-нибудь ему отплатят тем же.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мысли мудрых
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Толстой Л. Н.
Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.
Конфуций
Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Шопенгауэр А.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мысли мудрых
Маргарита Наваррская
- «Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость».
- «Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
ОСУЖДЕНИЕ
ОДОБРЕНИЕ
Порок
- Убийство
- Воровство
- Ложь
- Лицемерие
- Вероломство
- Жестокость
- Коварство
- Жадность
- Трусость
Добродетель
- Свобода
- Любовь
- Честность
- Великодушие
- Доброта
- Трудолюбие
- Скромность
- Верность
- Милосердие
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Притча «Яма»
Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир человека и окружающий порядок.
Стр. 90
Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов.
Справедливость – совершенная добродетель
Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Справедливость
Несправедливость
- требует соблюдения прав других людей;
- не допускает посягательства на личность и достоинство человека;
- направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой.
- наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто ее творит;
- не дает возможности правильно оценивать себя;
- не дает увидеть свои недостатки и исправить их.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.
- При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
Мораль оценивает
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.
- Самооценка - это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков.
- Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мораль оценивает, воспитывает
Самовоспитание
Стыд
Самооценка
Совесть
Раскаяние
Самоконтроль
Достоинство
Совесть – это способность человека критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать их несоответствие должному.
Стыд - чувство сильного смущения от осознания вины за свой проступок.
Стр. 31.
Задание 5
Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Мысли мудрых
Маргарита Наваррская
А.С. Пушкин
Г.Р. Державин
« Не может быть истинного
наслаждения ,
если совесть у
человека
не чиста ».
«Что слава?
Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!»
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Долг, честь и достоинство
Особое значение в обществе имеет категория долга , так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания.
В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.
Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.
Долг - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Долг, честь и достоинство
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в людях и в самом себе.
Достоинство относится к числу наивысших моральных категорий , которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими.
Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.
Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Долг, честь и достоинство
Задание. Соберите предложение
каждого
других
собственного
не унижать
задача
достоинство
человека
и не терять
Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.
Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,
На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя.
Потому что без промедления вдохновенный, чистый, живой
Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Булат Окуджава
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Долг, честь и достоинство
Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. Почёт и уважение.
Д.И. Даль:
«Честь - это внутреннее достоинство человека»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Долг, честь и достоинство
Рыцарская честь
Гражданская честь
Воинская честь
- Кодекс чести – свод правил, как должен поступать настоящий рыцарь: быть храбрым, верным своему слову и своему господину, защищать слабых, женщин.
- Это защита своего доброго имени от клеветы и оскорблений.
- Защитой чести занимается суд .
Это его уважение к другому военному, к гражданскому человеку, к флагу своей страны.
«Отдать честь».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Задание. Выберите из предложенного ниже списка и вставьте в высказывание пропущенное слово
1. Честь – это награда, присуждаемая за …
(Аристотель)
1. ум 2. добродетель
3. богатство 4. гордость
2. Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих ……
(Адольф фон Книгге)
- мыслях о других людях
- высказываниях о себе
- поступках
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Человек
Останься прост, беседуя с царями,
Будь честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неуловимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Редьярд Киплинг
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Категории морали
- Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
- Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
- Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
- Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
- Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
1. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) основывается на вере в сверхъестественное
2) является областью духовной культуры
3) влияет на нормы поведения людей
4) использует культы и ритуалы
Черты сходства
Черты отличия
1
2
3
4
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
34
Закрепление
2 . В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) принимаются государством
2) регулируют жизнь общества
3) опираются на представления о добре и зле
4) устанавливают правила поведения
Черты сходства
Черты отличия
4
1
2
3
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
35
Закрепление
3. Установите соответствие
ПРИЗНАКИ
ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ
А) процесс приобщения к знаниям о мире
Б) является способом регулирования поведения
В) формирует научную картину мира
Г) поддерживается силой общественного мнения
Д) воздействует преимущественно на эмоции человека
1) образование
2) мораль
12122
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 10.
Выучить новые понятия
Всем письменно. Задания в рабочем листе.
По желанию
Составить или синквейны или даймонд с понятиями урока
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Синквейн
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы).
Пример синквейна
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Даймонд
Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.
Третья строчка – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.
4-я строчка – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. (Можно использовать союзы: и, но, а, однако)
5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.
Пример даймонда
День
Ясный, светлый
Радует, волнует, бодрит
День светел. Ночь темна.
Печалит, успокаивает, усыпляет
Мрачная, темная
Ночь.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Используемые материалы
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание учебник для 7 класса. М., «Просвещение» 2023
- В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/
Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в презентации.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»