СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Категории морали

Нажмите, чтобы узнать подробности

По новому ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Категории морали»

Обществознание. 7 класс Категории морали «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе…»  Сенека «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»  Ф. М. Достоевский МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Обществознание. 7 класс

Категории морали

«Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе…»

Сенека

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»

Ф. М. Достоевский

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Проверочный  тест 1. Принцип одной детской организации гласит: «Ни одного дня без доброго дела!» Этот принцип выражает 1) норму права 2) научный закон 3) политическое требование 4) норму морали 2. Верны ли следующие суждения о морали? А. Понятие «мораль» используется для характеристики профессиональных качеств человека. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.    1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный тест

1. Принцип одной детской организации гласит: «Ни одного дня без доброго дела!» Этот принцип выражает

1) норму права

2) научный закон

3) политическое требование

4) норму морали

2. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Понятие «мораль» используется для характеристики профессиональных качеств человека.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный  тест 3 .  Верны ли следующие суждения о морали? А. Моральные нормы возникли с появлением государства. Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о морали? А. Самоконтроль человека – основа морального регулирования его поведения. Б. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный тест

3 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Одним из признаков морали является добровольность выполнения ее требований.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Самоконтроль человека – основа морального регулирования его поведения.

Б. Нормы морали фиксируются в законах и подзаконных актах государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный  тест 5. Верны ли следующие суждения о морали? А. Нормы морали действуют только в сфере межличностных отношений. Б. Руководствуясь нормами морали, человек делает свой нравственный выбор. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6. Верны ли следующие суждения о патриотизме? А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям. Б. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.    1) верно только А    2) верно только Б    3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный тест

5. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали действуют только в сфере межличностных отношений.

Б. Руководствуясь нормами морали, человек делает свой нравственный выбор.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности подчинить свои интересы интересам Родины.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный  тест 7. Назовите слово, пропущенное в схеме Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверочный тест

7. Назовите слово, пропущенное в схеме

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверь себя Оценивание 7 – 5 6 – 4 5, 4 – 3 3 – 2 Ключи 1 – 4 2 – 2 3 – 2 4 – 1 5 – 2 6 – 3 7 - Мораль Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверь себя

Оценивание

7 – 5

6 – 4

5, 4 – 3

3 – 2

Ключи

1 – 4

2 – 2

3 – 2

4 – 1

5 – 2

6 – 3

7 - Мораль

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории   морали  —  это  совокупность качественных характеристик, в соответствии с которыми совершается оценка, классификация и судьба нравственных действий и поступков людей.      Категории   морали  позволяют определить степень правильности или неправильности нравственных поступков. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории   морали  —  это  совокупность качественных характеристик, в соответствии с которыми совершается оценка, классификация и судьба нравственных действий и поступков людей. 

Категории   морали  позволяют определить степень правильности или неправильности нравственных поступков.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Два волка» Старый индеец рассказывает своему внуку: «Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность». Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. «А какой волк побеждает?» - Старый индеец улыбнулся: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Два волка»

Старый индеец рассказывает своему внуку: «Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность».

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил. «А какой волк побеждает?» - Старый индеец улыбнулся:

«Всегда побеждает тот волк, которого

ты кормишь».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Назовите слова - ассоциации к слову «добро». Человечность Мама Забота Счастье Добро Благо Тепло Любовь Милосердие Благодарность Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Назовите слова - ассоциации к слову «добро».

Человечность

Мама

Забота

Счастье

Добро

Благо

Тепло

Любовь

Милосердие

Благодарность

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое добро нечто положительное,  хорошее, полезное,  противоположное злу;  все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.  (Толковый словарь) Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  С.И. Ожегов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое добро

  • нечто положительное,

хорошее, полезное,

противоположное злу; 

  • все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу.

(Толковый словарь)

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. С.И. Ожегов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое добро ДОБРО = любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость и прощение.  добрый человек  - добрые дела  - добрые поступки  - доброе лицо  - добрая душа  - добрые мысли  - доброе сердце Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое добро

ДОБРО = любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость и прощение.

  • добрый человек - добрые дела - добрые поступки - доброе лицо - добрая душа - добрые мысли - доброе сердце

Почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какого человека мы называем добрым? Вежливый и скромный Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какого человека мы называем добрым?

Вежливый и скромный

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Доброта пассивная Доброта активная Человек не ударит слабого, не оскорбит слабого. Доброта созидательная Но пройдёт мимо зла , не поспешит сделать добро. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде. Ложная   доброта - это когда человек совершает добрые поступки с какой-либо целью, например получить какую-либо выгоду, или с расчётом, что когда-нибудь ему отплатят тем же.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Доброта пассивная

Доброта активная

Человек не ударит слабого, не оскорбит слабого.

Доброта созидательная

Но пройдёт мимо зла , не поспешит сделать добро.

Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

Может, он делал добро другим для своей выгоды?

Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде.

Ложная   доброта - это когда человек совершает добрые поступки с какой-либо целью, например получить какую-либо выгоду, или с расчётом, что когда-нибудь ему отплатят тем же. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Толстой Л. Н. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. Конфуций Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Толстой Л. Н.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Конфуций

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Шопенгауэр А.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых Маргарита Наваррская «Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость». «Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых

Маргарита Наваррская

  • «Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость».
  • «Сильнее всего бывают те, кто направляет силы на добрые дела».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ОСУЖДЕНИЕ ОДОБРЕНИЕ Порок  Убийство Воровство Ложь Лицемерие Вероломство Жестокость Коварство Жадность Трусость Добродетель  Свобода Любовь Честность Великодушие Доброта Трудолюбие Скромность Верность Милосердие Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ОСУЖДЕНИЕ

ОДОБРЕНИЕ

Порок

  • Убийство
  • Воровство
  • Ложь
  • Лицемерие
  • Вероломство
  • Жестокость
  • Коварство
  • Жадность
  • Трусость

Добродетель

  • Свобода
  • Любовь
  • Честность
  • Великодушие
  • Доброта
  • Трудолюбие
  • Скромность
  • Верность
  • Милосердие

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Яма» Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Притча «Яма»

Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир человека и окружающий порядок. Стр. 90 Справедливость - это  моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов.   Справедливость – совершенная добродетель Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир человека и окружающий порядок.

Стр. 90

Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов.

Справедливость – совершенная добродетель

Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Справедливость Несправедливость требует соблюдения прав других людей;  не допускает посягательства на личность и достоинство человека;  направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой. наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто ее творит;  не дает возможности правильно оценивать себя;  не дает увидеть свои недостатки и исправить их.   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Справедливость

Несправедливость

  • требует соблюдения прав других людей;
  • не допускает посягательства на личность и достоинство человека;
  • направлена на исполнение обязанностей человека перед другими людьми и перед самим собой.
  • наносит вред не только тем, на кого она направлена, но и тому, кто ее творит;
  • не дает возможности правильно оценивать себя;
  • не дает увидеть свои недостатки и исправить их.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.  Мораль оценивает Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • В целом в противопоставлении добра и зла осуществляется оценка поступков, содействующих либо препятствующих укреплению позиций общественных групп, развитию либо застою (регрессу) общества.
  • При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Мораль оценивает

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.   Самооценка  - это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. 
  • Самооценка  - это самостоятельное, «на свой страх и риск» определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков.
  • Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мораль оценивает, воспитывает Самовоспитание Стыд Самооценка Совесть Раскаяние Самоконтроль  Достоинство

Мораль оценивает, воспитывает

Самовоспитание

Стыд

Самооценка

Совесть

Раскаяние

Самоконтроль

Достоинство

Совесть – это способность человека критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать их несоответствие должному. Стыд - чувство сильного смущения от осознания вины за свой проступок. Стр. 31. Задание 5 Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Совесть – это способность человека критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать их несоответствие должному.

Стыд - чувство сильного смущения от осознания вины за свой проступок.

Стр. 31.

Задание 5

Самое тяжелое в жизни – это муки нечистой совести

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых Маргарита Наваррская А.С. Пушкин Г.Р. Державин « Не   может   быть   истинного   наслаждения ,  если   совесть   у   человека   не   чиста ». «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!» «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мысли мудрых

Маргарита Наваррская

А.С. Пушкин

Г.Р. Державин

« Не   может   быть   истинного  

наслаждения

если   совесть   у  

человека  

не   чиста ».

«Что слава?

Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!»

«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство Особое значение в обществе имеет категория долга , так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания. В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.  Нравственный долг  – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать. Долг   - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство

Особое значение в обществе имеет категория долга , так как следование ей – показатель уровня развития личности, ее самосознания.

В чем же состоит понятие долга? В том, что у человека есть собственные желания и потребности, но также у него есть и обязанности, которые он выполняет в обществе.

Нравственный долг – это выбор человека между тем, что ему хочется и тем, что он должен сделать.

Долг   - необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная, при выполнении нравственных обязательств.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в людях и в самом себе. Достоинство относится к числу наивысших моральных категорий , которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями. Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в людях и в самом себе.

Достоинство относится к числу наивысших моральных категорий , которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими.

Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.

Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство Задание. Соберите предложение каждого других собственного не унижать задача достоинство человека и не терять Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство

Задание. Соберите предложение

каждого

других

собственного

не унижать

задача

достоинство

человека

и не терять

Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент. Созидается он столетьями, а утрачивается в момент. Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню Иссушается, разрушается, сокрушается на корню. Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя, На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя. Потому что без промедления вдохновенный, чистый, живой Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.  Булат Окуджава  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент.

Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую болтовню

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя.

Потому что без промедления вдохновенный, чистый, живой

Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Булат Окуджава

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. Почёт и уважение. Д.И. Даль:  «Честь - это внутреннее достоинство человека» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. Почёт и уважение.

Д.И. Даль:

«Честь - это внутреннее достоинство человека»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство Рыцарская честь Гражданская честь Воинская честь Кодекс чести – свод правил, как должен поступать настоящий рыцарь: быть храбрым, верным своему слову и своему господину, защищать слабых, женщин. Это защита своего доброго имени от клеветы и оскорблений. Защитой чести занимается суд . Это его уважение к другому военному, к гражданскому человеку, к флагу своей страны. «Отдать честь». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Долг, честь и достоинство

Рыцарская честь

Гражданская честь

Воинская честь

  • Кодекс чести – свод правил, как должен поступать настоящий рыцарь: быть храбрым, верным своему слову и своему господину, защищать слабых, женщин.
  • Это защита своего доброго имени от клеветы и оскорблений.
  • Защитой чести занимается суд .

Это его уважение к другому военному, к гражданскому человеку, к флагу своей страны.

«Отдать честь».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание. Выберите из предложенного ниже списка и вставьте в высказывание пропущенное слово 1. Честь – это награда, присуждаемая за …  (Аристотель) 1. ум 2. добродетель 3. богатство 4. гордость 2. Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих ……  (Адольф фон Книгге) мыслях о других людях высказываниях о себе поступках Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание. Выберите из предложенного ниже списка и вставьте в высказывание пропущенное слово

1. Честь – это награда, присуждаемая за …

(Аристотель)

1. ум 2. добродетель

3. богатство 4. гордость

2. Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих ……

(Адольф фон Книгге)

  • мыслях о других людях
  • высказываниях о себе
  • поступках

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек Останься прост, беседуя с царями, Будь честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, - Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Редьярд Киплинг Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек

Останься прост, беседуя с царями,

Будь честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Редьярд Киплинг

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории морали Добро  - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло. Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами. Милосердие  - сострадательное, доброжелательное отношение.  Честь  - внутреннее достоинство человека, благородство души. Достоинство  - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Категории морали

  • Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
  • Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
  • Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
  • Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
  • Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.

Достоинство  - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 1.  В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) основывается на вере в сверхъестественное 2) является областью духовной культуры 3) влияет на нормы поведения людей 4) использует культы и ритуалы  Черты сходства Черты отличия 1 2 3 4 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 34

Закрепление

1. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей

4) использует культы и ритуалы

Черты сходства

Черты отличия

1

2

3

4

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

34

Закрепление 2 .  В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) принимаются государством 2) регулируют жизнь общества 3) опираются на представления о добре и зле 4) устанавливают правила поведения     Черты сходства Черты отличия 4 1 2 3 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 35

Закрепление

2 . В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) принимаются государством

2) регулируют жизнь общества

3) опираются на представления о добре и зле

4) устанавливают правила поведения

Черты сходства

Черты отличия

4

1

2

3

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

35

Закрепление  3. Установите соответствие ПРИЗНАКИ ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ А) процесс приобщения к знаниям о мире Б) является способом регулирования поведения В) формирует научную картину мира Г) поддерживается силой общественного мнения Д) воздействует преимущественно на эмоции человека 1) образование 2) мораль   12122 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

3. Установите соответствие

ПРИЗНАКИ

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) процесс приобщения к знаниям о мире

Б) является способом регулирования поведения

В) формирует научную картину мира

Г) поддерживается силой общественного мнения

Д) воздействует преимущественно на эмоции человека

1) образование

2) мораль

 

12122

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 10.  Выучить новые понятия Всем письменно.  Задания в рабочем листе. По желанию Составить или синквейны или даймонд с понятиями урока Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 10.

Выучить новые понятия

Всем письменно. Задания в рабочем листе.

По желанию

Составить или синквейны или даймонд с понятиями урока

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Синквейн 1 строка - 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка - предложение (отношение к теме) 5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы). Пример синквейна Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Синквейн

1 строка - 1 существительное (тема)

2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка - предложение (отношение к теме)

5 строка - 1 слово-резюме (синоним темы).

Пример синквейна

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Даймонд     Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы. Вторая строчка  – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному. Третья строчка  – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному. 4-я строчка  – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. (Можно использовать союзы: и, но, а, однако) 5-я и 6-я строчки  зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Пример даймонда День Ясный, светлый Радует, волнует, бодрит День светел. Ночь темна. Печалит, успокаивает, усыпляет Мрачная, темная Ночь. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Даймонд  

  Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка  – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка  – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка  – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек. (Можно использовать союзы: и, но, а, однако)

5-я и 6-я строчки  зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Пример даймонда

День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит

День светел. Ночь темна.

Печалит, успокаивает, усыпляет

Мрачная, темная

Ночь.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание учебник для 7 класса. М., «Просвещение» 2023 В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/  Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в презентации. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы

  • Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание учебник для 7 класса. М., «Просвещение» 2023
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в презентации.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!