СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека дидактических игр для развития пространственных представлений старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека дидактических игр для развития пространственных представлений детей.

Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр для развития пространственных представлений старших дошкольников»

Пространственные представления — это представления о про­странственных и пространственно-временных свойствах и от­ношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными простран­ственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соот­ношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

У детей с несформированностью пространственных пред­ставлений обычно беспорядок в тетрадях: они «заезжают» за поля, могут написать слитно два разных слова, особенно часто существи­тельное с предлогом (например, «наполу» или «надстолом»), не со­блюдают правил переноса.
Про­странственная организация мира представлена человеку в трех основных составляющих: реальное пространство окружающей среды, аналогичные ему представления о пространстве во вну­треннем плане и так называемое квазипространство, которому нет аналогов в реальном мире.
Сложнейший механизм развития пространственных пред­ставлений начинается еще в самом раннем детстве и формиру­ется постепенно. Формирование пространственных представле­ний связано с использованием разных систем ориентации в про­странстве (видимом и воображаемом).

Базовой и наиболее есте­ственной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространствен­ных характеристик среды осуществляется на основе представле­ний о схеме собственного тела и двигательной активности в ре­альном, жизненном, заданном пространстве. Развитие идет от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам, вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем — по отношению к телу в целом и только после этого — относительно собственных рук.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт ребенка, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает склады­ваться представление о правом и левом, т. е. продолжает формиро­ваться и созревать телесная схема. Завершается процесс формиро­вания различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

С появлением речи становится возможным вербальное обо­значение пространственных отношений и понимание слов «даль­ше», «вверху», «сзади» и т. п. сначала по отношению к себе, а потом по отношению к другим объектам.

С появлением в активном слова­ре ребенка слов «влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «дале­ко» восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень.

На следующем этапе ребенок научается ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схема­тичном пространстве, например пространстве листа. Ребенок на­чинает понимать, что «верх» это не только там где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть и у листа бумаги, расположенного горизонтально.

Последний этап формирования пространственных пред­ставлений включает в себя ориентацию в так называемом квази­пространстве, которое понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например нотная запись, представ­ления о времени, понимание логико-грамматических конструкций («собака хозяина» или «хозяин собаки»; правильный ответ на вопрос «Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?»).

Перечисленные уровни не просто надстра­иваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Пространственные представления имеют важное значение для формирования многих высших психических функций: праксиса (адекватно координированное действие, сопровождающее­ся развернутым контролем), гнозиса (процесс опознания стиму­лов разной модальности), устной и письменной речи, зрительно-пространственной памяти и мышления.

Рассмотрим какую роль играет пространственный фактор при развитии памяти? Говоря об информации, хранящейся в памяти, мы, так или иначе, отдаем себе отчет в том, что она не хранится там как попало, и извлекаем мы ее из своей памяти совсем не так, как извлекают­ся вслепую бочонки из мешочка при игре в лото. Выбирая нужную информацию, мы должны попасть в определенную точку простран­ства своей памяти.
Важное место занимает пространственный фактор и при развитии восприятия. Не секрет, что для получения более пол­ной картины восприятия лучше потрогать воспринимаемый предмет, пощупать его, прикоснуться к нему. У детей тактильно-пространственное восприятие представлено в жизни довольно ин­тенсивно.

Например, из логопедической практики известно, что при формировании образа буквы эффективным приемом является ощупывание и лепка ребенком букв.

Таким образом, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Более того, если ребенку не будет оказана квалифицированная помощь специалиста, то сложности могут возникнуть и при изучении геометрии, географии, истории, иностранного языка и т.д. Поэтому, чтобы в школе не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.

Картотека дидактических игр для формирования пространственных представлений у дошкольников.

Д/и «Незнайка в лесу»

Педагог. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д. Дети должны исправить ошибки Незнайки.

Д/и «Где мячик?»

Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек).

Ход игры.

– Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек). - Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»? - Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.) Педагог диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.

Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»

Педагог вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Д/и «Динамические картинки»

Материал. Фланелеграф, картинки.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Педагог вводит детей в игровую ситуацию:

– Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды. Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки: Березка справа от елки. Ворона под елкой. Заяц слева от елки. Лиса идет к елке. Куст перед елкой. Ежик идет от елки. Грибок под елкой. Домик за елкой. Белка на елке. В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять педагог. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей: – Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик – справа от нее. – Пусть зайчик будет справа от ежика, а лиса – слева. И т. д.

Д/и «Птичка и кошка»

Цель. Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение. Оборудование: лист бумаги, дерево, птичка, кошка.

Педагог говорит: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

Д/и «Путаница»

Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.

Ход игры. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т. д.

Д/и «Запрещенное движение»

Педагог предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

Д/и «Встань, как я скажу»

Педагог сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».

Другой вариант игры. Дети разбиваются на пары, каждый раз играют двое детей. Один ребенок стоит, другой выполняет команды воспитателя, становясь впереди, сзади, слева, справа, сбоку, около, недалеко от второго игрока и т. д. Затем игроки меняются местами.

Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»

Ход игры. Педагог говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути – крутой поворот, близость железной дороги и т. п. Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 – 2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах. После подобной игры – беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.

Д/и «Веселые человечки»

Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.

Задание. 1)К каждому человечку найти соответствующую схему. 2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»

Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками. Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова – предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.

Д/и «Сравни два плана комнаты»

Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.

Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?

Д/и «Игра с обручами»

Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков. На полу располагаются три разноцветных обруча – красный, желтый и зеленый – так, что все они попарно пересекаются.

Педагог говорит:

- Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого. - Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного. - Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного. - Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча? Второй вариант игры. - Положите красный кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного и внутри желтого обручей, но снаружи зеленого. - Положите желтый кубик так, чтобы он был одновременно внутри красного, желтого и зеленого обручей. - Зеленый кубик положите тек, чтобы он был одновременно снаружи красного, желтого и зеленого обручей. - Какие кубики лежат внутри красного обруча, желтого, зеленого? - Какие кубики лежат вне красного, вне желтого, вне зеленого обруча?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!