СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карточки - инструкции для практических работ по химии. 9 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционные карточки - раздаточный материал для практических работ по химии в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Карточки - инструкции для практических работ по химии. 9 класс.»


Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме

«Теория электролитической диссоциации».

Даны следующие вещества: соляная кислота, хлорид бария, гидроксид натрия, хлорид натрия, нитрат серебра, сульфат меди (II), карбонат натрия. Индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага.

Задания. Слейте (в пластине для капельного анализа) попарно вещества:

1. Гидроксид натрия, фенолфталеин (не участвует в реакции) и соляную кислоту.

2. Хлорид бария и сульфат меди.

3. Соляную кислоту и нитрат серебра.

4. Соляную кислоту и карбонат натрия.

5. Гидроксид натрия, фенолфталеин или метиловый оранжевый (не участвует в реакции) и хлорид натрия.

Результаты работы оформите в тетради в виде таблицы:

Уравнения реакций (в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде)

Наблюдения

Выводы. (Является ли реакцией ионного обмена? Почему?)

1.



2.



3.



4.



5.



Дополнительные вопросы:

1. Какие из соединений – электролиты, а какие – нет? Почему?

2. Какие реакции будут качественными на а) хлорид – ион; б) сульфат – ион?

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

В вашем распоряжении следующие вещества: универсальный индикатор, хлорид бария (BaCl2), гидроксид натрия (NaOH), серная кислота (H2SO4), соляная кислота (HCl), нитрат серебра (AgNO3). С помощью этих веществ выполните следующие экспериментальные задачи:

Задача 1. Даны пробирки с растворами следующих веществ: сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты. Опытным путём определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.

Задача 2. Проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:

оксид меди (II) сульфат меди (II) гидроксид меди (II).

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Задания

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде

Выводы

Задача 1.


1. Определение сульфата натрия





2. Определение хлорида натрия





3. Определение серной кислоты





Задача 2.


1. Получение сульфата меди (II) из оксида меди (II).





2. Получение гидроксида меди (II) из сульфата меди (II)





Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств».

В вашем распоряжении следующие вещества: универсальный индикатор, гидроксид кальция (Сa(OH)2 – гашёная известь), соляная кислота (HCl), хлорид аммония (NH4Cl). С помощью этих веществ выполните следующие экспериментальные задачи:

Задача 1. В фарфоровой ступке хорошо перемешайте примерно равные количества хлорида аммония и гидроксида кальция. Полученную смесь пересыпьте в пробирку и нагрейте. Прекратите нагревание, как только почувствуете острый запах (нюхать осторожно!).

Задача 2. К отверстию пробирки поднесите влажную полоску индикаторной бумаги.

Задача 3. К отверстию пробирки поднесите стеклянную палочку, предварительно смоченную в соляной кислоте.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Задания

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде

Выводы

Задачи


1. Нагревание смеси гашёной извести и хлорида аммония.





2. Помещение влажной индикаторной бумаги в атмосферу аммиака.





3. Помещение соляной кислоты в атмосферу аммиака.









Практическая работа. Определение минеральных удобрений.

В вашем распоряжении следующие вещества: медь, раствор серной кислоты (H2SO4), медь, раствор хлорида бария (BaCl2), раствор уксусной кислоты, раствор щёлочи (NaOH), раствор нитрата серебра (AgNO3).

С помощью этих веществ докажите наличие следующих минеральных удобрений: нитрата аммония (аммиачной селитры), нитрата калия (калийной селитры), сульфата аммония, простого суперфосфата.

Для определения минеральных удобрений воспользуйтесь информацией таблиц учебника (стр. 67-68, таблица 19; стр. 74-75, таблица 20).

Результаты работы оформите в виде таблицы:

Задания

Действия

Наблюдения

Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде

Выводы

Задачи


1. Определение нитрата аммония (аммиачной селитры).





2. Определение нитрата калия (калийной селитры).





3. Определение сульфата аммония.





4. Определение простого суперфосфата.








Практическая работа. Получение углекислого газа, изучение его свойств.

Распознавание карбонатов.

1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

В вашем распоряжении следующие вещества: CaCO3 (карбонат кальция – мел), Ca(OH)2 (гидроксид кальция – известковая вода), HCl (соляная кислота), фенолфталеин (индикатор).

1. 1. Поместите в пробирку несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.

1. 2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Несколько минут продолжайте пропускать газ.

2.1. В химический стаканчик налейте немного известковой воды и несколько капель фенолфталеина.

2.2. С помощью соломинки для напитков пропустите через известковую воду выдыхаемый вами углекислый газ (осторожно!).

Результаты работы оформите в таблице 1. Таблица 1.

Действия

Наблюдения

Выводы, уравнения реакций (в молекулярном и ионном виде)

1.1. Действие соляной кислоты на мел.



1.2. Пропускание углекислого газа через раствор известковой воды.



2.1. Попадание фенолфталеина в известковую воду.



2.2. Пропускание углекислого газа через известковую воду с фенолфталеином.



2. Распознавание карбонатов. Даны растворы веществ: карбонат натрия (кальцинированная сода), сульфат меди (медный купорос). Определите вещества при помощи соляной кислоты и хлорида бария. Результат оформите в таблице 2: Таблица 2.

Определение

Действия

Наблюдения

Выводы, уравнения реакций (в молекулярном и ионном виде)

1.Сульфата меди




2.Карбоната натрия




На основе опытов сделайте вывод: 1) что является качественной реакцией на карбонат-ионы?



Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Даны следующие вещества: железо (стружка), алюминий, соляная кислота (HCl), серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3), гидроксид натрия (NaOH), пероксид водорода (H2O2).

С помощью этих веществ практически осуществите следующие превращения:

Назовите все полученные вещества, результаты работы оформите в виде таблицы:


Превращения

Действия, наблюдения.

Уравнения реакций (в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде).

Выводы






















Вопросы. 1. Как можно различить гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III)? 2. Чем можно доказать амфотерность соединений алюминия?






Литература:

Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М.: Просвещение 2015.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!