Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме
«Теория электролитической диссоциации».
Даны следующие вещества: соляная кислота, хлорид бария, гидроксид натрия, хлорид натрия, нитрат серебра, сульфат меди (II), карбонат натрия. Индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага.
Задания. Слейте (в пластине для капельного анализа) попарно вещества:
1. Гидроксид натрия, фенолфталеин (не участвует в реакции) и соляную кислоту.
2. Хлорид бария и сульфат меди.
3. Соляную кислоту и нитрат серебра.
4. Соляную кислоту и карбонат натрия.
5. Гидроксид натрия, фенолфталеин или метиловый оранжевый (не участвует в реакции) и хлорид натрия.
Результаты работы оформите в тетради в виде таблицы:
Уравнения реакций (в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде) | Наблюдения | Выводы. (Является ли реакцией ионного обмена? Почему?) |
1. | | |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
5. | | |
Дополнительные вопросы:
1. Какие из соединений – электролиты, а какие – нет? Почему?
2. Какие реакции будут качественными на а) хлорид – ион; б) сульфат – ион?
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
В вашем распоряжении следующие вещества: универсальный индикатор, хлорид бария (BaCl2), гидроксид натрия (NaOH), серная кислота (H2SO4), соляная кислота (HCl), нитрат серебра (AgNO3). С помощью этих веществ выполните следующие экспериментальные задачи:
Задача 1. Даны пробирки с растворами следующих веществ: сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты. Опытным путём определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.
Задача 2. Проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:
оксид меди (II) сульфат меди (II) гидроксид меди (II).
Результаты работы оформите в виде таблицы:
Задания | Действия | Наблюдения | Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде | Выводы |
Задача 1. | |
1. Определение сульфата натрия | | | | |
2. Определение хлорида натрия | | | | |
3. Определение серной кислоты | | | | |
Задача 2. | |
1. Получение сульфата меди (II) из оксида меди (II). | | | | |
2. Получение гидроксида меди (II) из сульфата меди (II) | | | | |
Практическая работа «Получение аммиака и изучение его свойств».
В вашем распоряжении следующие вещества: универсальный индикатор, гидроксид кальция (Сa(OH)2 – гашёная известь), соляная кислота (HCl), хлорид аммония (NH4Cl). С помощью этих веществ выполните следующие экспериментальные задачи:
Задача 1. В фарфоровой ступке хорошо перемешайте примерно равные количества хлорида аммония и гидроксида кальция. Полученную смесь пересыпьте в пробирку и нагрейте. Прекратите нагревание, как только почувствуете острый запах (нюхать осторожно!).
Задача 2. К отверстию пробирки поднесите влажную полоску индикаторной бумаги.
Задача 3. К отверстию пробирки поднесите стеклянную палочку, предварительно смоченную в соляной кислоте.
Результаты работы оформите в виде таблицы:
Задания | Действия | Наблюдения | Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде | Выводы |
Задачи | |
1. Нагревание смеси гашёной извести и хлорида аммония. | | | | |
2. Помещение влажной индикаторной бумаги в атмосферу аммиака. | | | | |
3. Помещение соляной кислоты в атмосферу аммиака. | | | | |
Практическая работа. Определение минеральных удобрений.
В вашем распоряжении следующие вещества: медь, раствор серной кислоты (H2SO4), медь, раствор хлорида бария (BaCl2), раствор уксусной кислоты, раствор щёлочи (NaOH), раствор нитрата серебра (AgNO3).
С помощью этих веществ докажите наличие следующих минеральных удобрений: нитрата аммония (аммиачной селитры), нитрата калия (калийной селитры), сульфата аммония, простого суперфосфата.
Для определения минеральных удобрений воспользуйтесь информацией таблиц учебника (стр. 67-68, таблица 19; стр. 74-75, таблица 20).
Результаты работы оформите в виде таблицы:
Задания | Действия | Наблюдения | Уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде | Выводы |
Задачи | |
1. Определение нитрата аммония (аммиачной селитры). | | | | |
2. Определение нитрата калия (калийной селитры). | | | | |
3. Определение сульфата аммония. | | | | |
4. Определение простого суперфосфата. | | | | |
Практическая работа. Получение углекислого газа, изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
1. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
В вашем распоряжении следующие вещества: CaCO3 (карбонат кальция – мел), Ca(OH)2 (гидроксид кальция – известковая вода), HCl (соляная кислота), фенолфталеин (индикатор).
1. 1. Поместите в пробирку несколько кусочков мела и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.
1. 2. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Несколько минут продолжайте пропускать газ.
2.1. В химический стаканчик налейте немного известковой воды и несколько капель фенолфталеина.
2.2. С помощью соломинки для напитков пропустите через известковую воду выдыхаемый вами углекислый газ (осторожно!).
Результаты работы оформите в таблице 1. Таблица 1.
Действия | Наблюдения | Выводы, уравнения реакций (в молекулярном и ионном виде) |
1.1. Действие соляной кислоты на мел. | | |
1.2. Пропускание углекислого газа через раствор известковой воды. | | |
2.1. Попадание фенолфталеина в известковую воду. | | |
2.2. Пропускание углекислого газа через известковую воду с фенолфталеином. | | |
2. Распознавание карбонатов. Даны растворы веществ: карбонат натрия (кальцинированная сода), сульфат меди (медный купорос). Определите вещества при помощи соляной кислоты и хлорида бария. Результат оформите в таблице 2: Таблица 2.
Определение | Действия | Наблюдения | Выводы, уравнения реакций (в молекулярном и ионном виде) |
1.Сульфата меди | | | |
2.Карбоната натрия | | | |
На основе опытов сделайте вывод: 1) что является качественной реакцией на карбонат-ионы?
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Даны следующие вещества: железо (стружка), алюминий, соляная кислота (HCl), серная кислота (H2SO4), азотная кислота (HNO3), гидроксид натрия (NaOH), пероксид водорода (H2O2).
С помощью этих веществ практически осуществите следующие превращения:
Назовите все полученные вещества, результаты работы оформите в виде таблицы:
Превращения | Действия, наблюдения. | Уравнения реакций (в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде). | Выводы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Вопросы. 1. Как можно различить гидроксид железа (II) и гидроксид железа (III)? 2. Чем можно доказать амфотерность соединений алюминия?
Литература:
Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень.
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман М.: Просвещение 2015.