№ | Содержание урока | Кол-во урок | Дата | Прим. |
1. | Место русского языка среди других языков в Украине. | 1 | | |
2. | РР. Общение. Речь. Адресат. | 1 | | |
| Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография | | | |
3. | Звуки речи и буквы. Алфавит. Сопоставление русского и украинского алфавитов. | 1 | | |
4. | Звуковые значения букв я, ю, е, ё. | 1 | | |
5. | РР. Говорение. Озаглавить и пересказать текст; выделить основную мысль; отвечать на вопросы по тексту. | 1 | | |
6. | Слог. Деление слова на слоги ( с опорой на украинский язык). Правила переноса. | 1 | | |
7. | Ударение. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. | 1 | | |
8. | Особенности ударения слов, близких по звучанию к украинским. Ознакомление с орфоэпическими словарями. | 1 | | |
9. | Гласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Устное изложение. | 1 | | |
10. | Особенности произношения гласных после твёрдых и мягких согласных. | 1 | | |
11. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. | 1 | | |
12. | Проверяемые и непроверяемые написания безударных гласных. Ознакомление с орфографическими словарями. | 1 | | |
13. | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» (часть 1). Тесты | 1 | | Т |
14. | Анализ контрольной работы. Произношение согласных звуков и их передача на письме. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные) | 1 | | |
15. | Оглушение звонких согласных перед глухими и озвончение глухих согласных перед звонкими. | 1 | | |
16. | Твёрдые и мягкие согласные (в сопоставлении с украинским языком). РР. Составление диалогов (по заданному образцу и опорным репликам). Диалог. | 1 | | |
17. | Обозначение на письме мягкости согласных. Смягчение твёрдых согласных перед мягкими. | 1 | | |
18. | РР. Озаглавливание и пересказывание текста. Устное сочинение. | 1 | | |
19. | Буквы ь и ъ как разделительные знаки. | 1 | | |
20. | Правила употребления ь для обозначения мягкости согласных. | 1 | | |
21. | Произношение и написание отдельных сочетаний звуков. | 1 | | |
22. | Написание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
23. | Буквы о и е после шипящих в корне. | 1 | | |
24. | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» (часть 2). Тесты. Чтение вслух | 1 | | Т |
| Лексикология | | | |
25. | Анализ контрольной работы. Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым украинско-русским словарём. | 1 | | |
26. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | | |
27. | Синонимы. Ознакомление со словарём синонимов. | 1 | | |
28. | Антонимы. Составление тематических групп слов. | 1 | | |
29. | Омонимы, их употребление в речи. | 1 | | |
30. | Тематические группы слов. | 1 | | |
31. | Контрольная работа по теме «Лексикология». Контрольное списывание. | 1 | | Т |
| Состав слова. Морфология. Синтаксис. Пунктуация | | | |
32. | Анализ контрольной работы. Однокоренные (родственные) слова и формы слова. | 1 | | |
33. | Правила переноса слов (повторение с углублением). | 1 | | |
34. | Развитие речи. Описание животного (по предложенному плану). | 1 | | |
35. | Морфология. Части речи. | 1 | | |
36. | Имя существительное как часть речи. Значение существительных. | 1 | | |
37. | Род и число имён существительных. Диалог (вид речевой деятельности) | 1 | | |
38. | Изменение по числам и падежам имён существительных. | 1 | | |
39. | Именительный падеж со значением обращения. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | | |
40. | Контрольная работа по теме «Состав слова. Морфология. Имя существительное». Тесты. Чтение молча (вид речевой деятельности) | 1 | | Т |
41. | Анализ контрольной работы. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
42. | Изменение прилагательного по родам, числам, падежам. Устное изложение (вид речевой деятельности) | 1 | | |
43. | Произношение и написание прилагательных на -ого-, -его-. | 1 | | |
44. | Контрольное письменное изложение (вид речевой деятельности) | 1 | | |
45. | Анализ контрольного изложения. Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
46. | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
47. | Личные, притяжательные, указательные местоимения. | 1 | | |
48. | Контрольная работа по теме «Морфология. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное». Тесты. | 1 | | Т |
49. | Анализ контрольной работы. Глагол. Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
50. | Формы прошедшего времени глагола. Чтение вслух (вид речевой деятельности) | 1 | | |
51. | Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. | 1 | | |
52. | Глаголы настоящего времени во втором лице единственного числа. | 1 | | |
53. | Произношение и правописание –ться, -тся в глаголах. | 1 | | |
54 | Наречие. Общее понятие о наречии. Ударение некоторых наречий. | 1 | | |
55 | Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. | 1 | | |
56 | Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но. | 1 | | |
57 | Частица не (практически). | 1 | | |
58. | Контрольная работа по теме «Глагол. Наречие. Предлог. Союз. Частица». Тесты. Аудирование (вид речевой деятельности) | 1 | | Т |
59. | Анализ контрольной работы. Словосочетание. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову. | 1 | | |
60. 61 | Понятие о предложении. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Значение и интонация сложного предложения. | 2 | | |
62 63 | Понятие о второстепенных членах предложения. Роль второстепенных членов в предложении. | 2 | | |
64 | Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные). Вопросительные предложения с частицей ли. | 1 | | |
65 | Логическое ударение. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | |
66 | Контрольная работа по теме «Синтаксис». Зрительно-слуховой диктант) | 1 | | |
67. | Анализ контрольной работы. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. Интонация перечисления. | 1 | | |
68. | Развитие речи. Составление и оформление плана прочитанного текста. | 1 | | |
69. | Запятая при однородных членах предложения, не соединённых союзами, с одиночными союзами и (да). | 1 | | |
70. | Значение и интонация сложного предложения. | 1 | | Т |
№ | Тема урока | Кол. час. | Дата | Прим. |
1. | Общие сведения о языке. Многообразие языков. Русский язык среди других языков мира. | 1 | | |
| Лексикология. Фразеология | | | |
2. | Развитие словарного состава русского языка. Активная и пассивная лексика: устаревшие слова (архаизмы и историзмы), неологизмы. | 1 | | |
3. | РР. Речь и общение. Условия успешного общения. Речевые и неречевые способы общения. | 1 | | |
4. | Группы лексики по происхождению. Исконно русские и заимствованные слова. Употребление иноязычных слов. | 1 | | |
5. | Группы лексики по сфере употребления: общеупотребительные слова, лексика ограниченного употребления. | 1 | | |
6. | Диалектные слова. Профессионализмы и термины. | 1 | | |
7. | Просторечье и жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. | 1 | | |
8. | РР. Текст. Композиция текста: зачин, основная часть, концовка. Эпиграф. | 1 | | |
9. | Фразеологизмы. Значение и употребление фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. | 1 | | |
10. | Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Использование фразеологизмов в речи. | 1 | | |
11. | Контрольная работа по теме «Лексикология. Фразеология». Тесты. Аудирование. | 1 | | Т |
| Морфемика. Словообразование. Орфография | | | |
12. | Анализ контрольной работы. Морфемика. Морфема – минимальная значимая часть слова. Корень, префикс, суффикс, окончание; основа | 1 | | |
13. | Морфемный анализ слова. Однокоренные слова как средство связи предложений в тексте. | 1 | | |
14. | Буквы е, и в корнях – бер-/-бир-, -мер-/-мир- и др.; буквы а, о в корнях –кас-/-кос-, -лаг-/-лож-. | 1 | | |
15. | Буквы а, о в корнях –раст-/-ращ-/-рос-, -зар-/-зор-, -гар-/ -гор-, -клан-/-клон-. | 1 | | |
16. | Буквы е, и в префиксах пре-, при-. | 1 | | |
17. | Буквы о, а в префиксах раз-(роз-), рас-(рос-). | 1 | | |
18. | РР. Типы речи. Особенности строения типовых фрагментов текста: описание природы. | 1 | | |
19. | РР. Восстановление, распространение и свёртывание предложений; перестановка частей предложения. | 1 | | |
20. | Буквы з, с на конце префиксов. Буквы ы, и после префиксов. | 1 | | |
21. | Буквы е, и в суффиксах (-ев, -ив, -ек, -ик, -ец, -иц) | 1 | | |
22. | Буквы е, о в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц. Правописание суффикса –ск. | 1 | | |
23. | РР. Перевод текста; письменные ответы на вопросы. Диалог. | 1 | | |
24. | Написание н, нн в суффиксах (в сопоставлении с украинским языком). | 1 | | |
25. | Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография». Контрольное списывание. | 1 | | Т |
| Словообразование. Орфография. | | | |
26. | Анализ контрольной работы. Словообразование. Производное слово, производящая основа и словообразовательное средство. | 1 | | |
27. | Основные способы словообразования в русском языке. Чередование гласных и согласных звуков при словообразовании. | 1 | | |
28. | Сложные и сложносокращённые слова. Словообразовательный разбор слова. | 1 | | |
29. | Написание сложных слов слитно и через дефис. Написание слов с пол- (полу-) | 1 | | |
30. | РР. Устное изложение (по опорным словам и выражениям, по составленному плану). Чтение вслух. | 1 | | |
31. | Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография». Тесты. | 1 | | |
32. | Анализ контрольной работы. РР. Ознакомительное чтение; составление плана текста. | 1 | | Т | |
| Морфология. Орфография. Орфоэпия | | | |
33. | Понятие о частях речи. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Междометие. | 1 | | |
34. | Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. | 1 | | |
35. | Род имён существительных. Существительные общего рода. | 1 | | |
36. | Число имён существительных. | 1 | | |
37. | Склонения существительных (в сопоставлении с украинским языком). | 1 | | |
38. | Падежи имён существительных (с опорой на украинский язык и практически) | 1 | | |
39. | Несклоняемые существительные. | 1 | | |
40. | Словообразование имён существительных. | 1 | | |
41. | Большая буква и кавычки в собственных наименованиях. | 1 | | |
42. | Правописание не с именами существительными. | 1 | | |
43. | Контрольная работа по теме «Имя существительное». Зрительно-слуховой диктант | 1 | | Т |
44. | Анализ контрольной работы. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Лексико-грамматические разряды. | 1 | | |
45. | Буквы о, е в окончаниях прилагательных с основой на ц. Произношение окончаний прилагательных –ого, -его. | 1 | | |
46. | Качественные прилагательные; их значение и употребление. | 1 | | |
47. | Полная и краткая формы. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящих. | 1 | | |
48. | Контрольное письменное изложение | 1 | | |
49. | Анализ контрольного изложения. Правописание не с прилагательными. | 1 | | |
50. | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | | |
51. | Относительные прилагательные; их значение и употребление. | 1 | | |
52. | Правописание относительных прилагательных с суффиксами –ск-, -к-. | 1 | | |
53. | Притяжательные прилагательные; их значение и употребление. | 1 | | |
54. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Тесты. Чтение молча. | 1 | | Т |
55. | Анализ контрольной работы. Имя числительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | | |
56. | Количественные числительные; их значение и употребление. | 1 | | |
57. | РР. Слушание-понимание текстов различных стилей. Порядковые числительные; их значение и употребление. Устное сочинение. | 1 | | |
58. | Собирательные и дробные числительные. | 1 | | |
59. | Местоимение как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. | 1 | | |
60. | Личные и возвратное местоимения. | 1 | | |
61. | РР. Обучение составлению диалога по предложенной ситуации. Диалог. | 1 | | |
62. | Притяжательные и определительные местоимения. | 1 | | |
63. | Указательные местоимения. | 1 | | |
64. | Вопросительные местоимения. | 1 | | |
65. | Относительные местоимения. | 1 | | |
66. | Отрицательные и неопределённые местоимения. | 1 | | |
67. | Контрольная работа по теме «Имя числительное. Местоимение». Тесты. | 1 | | |
68. | Анализ контрольной работы. Морфология. Повторение изученного. | 1 | | |
69. | Морфология. Повторение изученного. | 1 | | |
70. | Повторение изученного в течение учебного года. | 1 | | Т |
№ | Тема урока | К-во час. | Дата | Прим |
| Общие сведения о языке | | | |
1. | Язык и речь. Культура русской речи. | 1 | | |
2. | РР. Аудирование текстов указанных типов, жанров и стилей. | 1 | | |
3. | РР. Говорение. Монолог: пересказ текста с оценкой его содержания и художественного своеобразия. Устное изложение. | 1 | | |
| Морфология. Орфография. Орфоэпия | | | |
4. | Части речи: самостоятельные и служебные (повторение). Изученные орфограммы. | 1 | | |
5. | РР. Ознакомительное и просмотровое чтение. Повторение. Имя прилагательное. | | | |
| Глагол. Глагольные формы | 1 | | |
6. | Глагол как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | | |
7. | Неопределённая форма глагола: значение и функции. Буква ь в неопределённой форме глаголов на –ть, -чь, -ться, - чься. Не с глаголами. | 1 | | |
8. | Виды глагола: совершенный и несовершенный. | 1 | | |
9. | Переходные и непереходные глаголы. Правописание глагольных префиксов пре-, при-, с-. | 1 | | |
10. | Возвратные глаголы. Произношение форм на –ться. | 1 | | |
11. | Контрольная работа по теме «Глагол». Тесты. Чтение вслух. | 1 | | Т |
12. | Анализ контрольной работы. Время глагола. Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов. | 1 | | |
13. | Употребление в речи глаголов прошедшего времени. Произношение форм глаголов женского рода прошедшего времени. | 1 | | |
14. | Настоящее время глагола. | 1 | | |
15. | Будущее время глагола. | 1 | | |
16. | І и ІІ спряжение глаголов. | 1 | | |
17. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | | |
18. | Разноспрягаемые глаголы. Глаголы, окончания которых не совпадают с окончаниями их украинских аналогов. | 1 | | |
19. | Наклонение глаголов (изъявительное, повелительное, условное). | 1 | | |
20. | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения. | 1 | | |
21. | Условное наклонение глагола. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. | 1 | | |
22. | Безличные глаголы и их употребление в роли сказуемого в односоставных предложениях. | 1 | | |
23. | Контрольная работа по теме «Глагол». Зрительно-слуховой диктант. | 1 | | Т |
24. | Анализ контрольной работы. РР. Изложение с дополнительным творческим заданием. | 1 | | |
25. | Причастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | | |
26. | Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 1 | | |
27. | Правописание не с причастиями. Устное сочинение. | 1 | | |
28. | Действительные и страдательные причастия. Суффиксы действительных причастий настоящего времени –ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-. | 1 | | |
29. | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | 1 | | |
30. | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | 1 | | |
31. | Одна и две буквы н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | | |
32. | Полные и краткие страдательные причастия. Ударение в кратких страдательных причастиях. | 1 | | |
33. | Контрольная работа по теме «Причастие». Тесты. | 1 | | Т |
34. | Анализ контрольной работы. РР. Письмо другу (родным) с элементами повествования. | 1 | | |
35. | РР. Говорение: составление монологических высказываний соответствующих стилей и типов; озаглавливание текста; продолжение незаконченной мысли. Диалог. | 1 | | |
36. | Деепричастие как особая форма глагола: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | | |
37. | Одиночные деепричастия и деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночном деепричастии. | 1 | | |
38. | Контрольное письменное сочинение. | | | |
39. | Анализ контрольного сочинения. Правописание не с деепричастиями. | 1 | | |
40. | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
41. | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | |
42. | Употребление деепричастий на –ся,( -сь). | 1 | | |
43. | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Тесты. Аудирование. | 1 | | Т |
44. | Анализ контрольной работы. РР. Письмо: аннотация. | 1 | | |
| Наречие | | | |
45. | Наречие как часть речи. Образование наречий. | 1 | | |
46. | Буква ь после ж, ш, щ, ч на конце наречий. | 1 | | |
47. | Разряды наречий по значению. | 1 | | |
48. | Степени сравнения наречий. Особые случаи образования степеней сравнения. Ударение в наречиях. | 1 | | |
49. | Разбор наречия как самостоятельной части речи. Написание одной и двух букв н в наречиях. | 1 | | |
50. | Буквы о и а на конце наречий. Буквы о, е после ж, ш, щ, ч на конце наречий. | 1 | | |
51. | Правописание не и ни с наречиями. | 1 | | |
52. | Дефис в наречиях. | 1 | | |
53. | Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | | |
54. | Контрольная работа по теме «Наречие». Тесты. Чтение молча. | 1 | | Т |
| Служебные части речи и междометие | | | |
55. | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. | 1 | | |
56. | Производные и непроизводные предлоги. Употребление предлогов в русском языке. | 1 | | |
57. | Написание производных предлогов слитно, раздельно, через дефис. | 1 | | |
58. | Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
59. | Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | | |
60. | Частица как служебная часть речи. Использование частиц как средства повышения выразительности речи. | 1 | | |
61. | Различение на письме частиц не и ни. Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | |
62. | Междометие. Значение и роль в предложении. Интонационное выделение междометий. | 1 | | |
63. | Знаки препинания при междометиях. | 1 | | |
64. | Дефис при междометиях. Особенности морфологического разбора служебных частей речи. | 1 | | |
65. | Контрольная работа по теме «Служебные части речи. Междометие». Слуховой диктант. | 1 | | |
66. | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | | |
67. | Стили речи. Научный стиль. Текст. | 1 | | |
68. | Типы речи. | 1 | | |
69-70. | Обобщение и систематизация знаний, полученных в течение учебного года. | 2 | | Т |