СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по русской литературе 5 класс Беларусь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по русской литературе 5 класс 2016/2017 учебный год Беларусь

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по русской литературе 5 класс Беларусь»

Календарно-тематическое планирование

Русская литература

6 класс

(70 часов в год)

Всего на изучение произведений и повторение – 70 часов, из них 2 часа на уроки внеклассного чтения, 3 часа резервного времени.

  • Мушинская, Т. Ф. Русская литература : учеб. пособие для 5 кл. учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 1 / Т. Ф. Мушинская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай. — Минск : НИО, 2014. — 176 с.

  • Мушинская, Т. Ф. Русская литература : учеб. пособие для 5 кл. учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения : в 2 ч. Ч. 2 / Т. Ф. Мушинская, Е. В. Перевозная, С. Н. Каратай. — Минск : НИО, 2014. — 176 с.

  • Мушинская, Т. Ф. Русская литература в 5 классе : учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т. Ф. Мушинская, С. Н. Каратай, Е.В. Перевозная. — Минск : НИО, 2010. — 128 с.

  • Захарова, С. Н. Уроки русской литературы в 5 классе : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения / С. Н. Захарова, Е. А. Темушева ; [под общ. ред. С. Н. Захаровой]. — Мозырь : Белый Ветер, 2013. — 166 с.

  • Царева, О. И. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического и итогового контроля. 5—9 классы : пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и рус. яз. обучения / О. И. Царева, С. Н. Захарова, Е. А. Темушева. — Минск : Нар. асвета, 2012. — 158 с.

№ урока


Дата

Прове

дения

Тема урока и основные изучаемые вопросы

Коли

чество часов

Цели и задачи урока

Домашнее задание

1


Введение.

Художественная литература как искусство слова.

1

Дать понятие о литературе как искусстве слова. Уточнить содержание понятий «устное народное творчество» и «художественная литература».

Рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература»; значении книги в жизни человека; эпических, лирических, драматических формах произведений в устном народном творчестве и авторской литературе

Прочитать статью учебного пособия «Устное народное творчество и литература» (с. 6—7), ответить на вопросы 1, 2 (с. 7).

Подготовить устный рассказ о взаимосвязи художественной литературы и устного народного творчества

2


Эпические произведения и их особенности.

Русская народная сказка.

«Царевна­лягушка»

1

Познакомить учащихся с особенностями эпических произведений. Дать определение сказке как эпическому жанру. Определить особенности волшебных сказок, отличительные признаки сказочного сюжета.

Рассказать о своеобразии героев волшебной сказки

Прочитать сказку.

Поразмышлять над ней, ответить на вопросы 1—5

(с. 21)

3


Русская народная сказка.

«Царевна-лягушка». Главные герои волшебной сказки – Василиса Премудрая и Иван­царевич

1

Раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости.

Рассмотреть иллюстрации И. Я. Билибина «Иван­царевич и лягушка­квакушка» и репродукцию картины В. М. Васнецова «Пир».

Ответить на вопрос: «В чем истинная красота

Василисы Премудрой?» Подготовить рассказ о Василисе Премудрой (с выразительным чтением отрывков по выбору)

4


Русская народная сказка.

«Царевна-лягушка». Особенности сказочного повествования

1

Обобщить наблюдения и размышления над сказкой.

Сделать вывод о том, чему учит сказка, какие человеческие идеалы утверждает.

Раскрыть особенности сказочного повествования

Подготовить художественный пересказ (близкий к тексту) второй части сказки (задание рубрики

«Учимся пересказывать»

с. 22).

Подумать над вопросом: «Почему сказка – эпическое произведение?»

Выполнить одно из заданий рубрики «Рисуем, мастерим поделки» (с. 21)

5


А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Слово об А. С. Пушкине.

«Царь с царицею простился…»

1

Раскрыть отношение А. С. Пушкина к устному народному творчеству. Дать обобщенную характеристику царевне и ее мачехе: рассказать о внутренней красоте, душевном богатстве царевны

Прочитать сказку А. С. Пушкина.

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 44)

6


А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Дочка царская жива!..»

1

Выявить авторское отношение к героям сказки, подтвердить веру поэта в победу добра и справедливости.

Иллюстрации Б. А. Дехтерева, Т. А. Мавриной, В. М. Конашевича к сказке А. С. Пушкина

Подготовить по понравившейся иллюстрации художественное рассказывание, используя отрывки из сказки.

Подготовить задание рубрики «Рисуем» (с. 44)

7


А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Фольклорные мотивы в пушкинской

сказке

1

Определить особенности стихотворной формы сказки.

Ответить на вопрос: в чем близость сказки поэта с волшебными сказками? Дать понятие о ритме и рифме

Ответить на вопросы рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения»

(с. 45), вопросы 1, 2, (с. 46).

Поразмышлять о том, каковы герои сказок, чему учит сказка, что нового в людях и себе можно открыть.

Выучить понравившийся отрывок сказки наизусть

8


X. К. Андерсен. «Снежная королева».

Слово о X. К. Андерсене

1

Прочитать вступительную статью о Х. К. Андерсене.

Ответить на вопросы: «Что роднит сказку Андерсена с уже известными сказка­

Прочитать третью и четвертую сказки Х. К. Андерсена.

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 58).





ми и в чем ее своеобразие».

Провести аналитическую беседу по первой и второй частям произведения

Подготовить художественный пересказ отрывка «Снежная королева увозит Кая»

9


X. К. Андерсен. «Снежная королева».

Горячая любовь Герды ко всему живому

1

Провести аналитическую беседу по третьей и четвертой частям.

Раскрыть мужество и стойкость Герды

Прочитать 5, 6 части.

Выполнить задания 5, 6

(с. 58)

10


X. К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева — воплощение зла и жестокости

1

Провести аналитическую беседу по пятой, шестой и седьмой частям. Раскрыть торжество любви, верности и дружбы.

Рассказать о том, как добро победило зло, равнодушие и эгоизм.

Ответить на вопрос: «Почему маленькая девочка оказалась сильнее снежной королевы?»

Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки

11


X. К. Андерсен. «Снежная королева»

Почему эта сказка — эпическое произведение?

1

Раскрыть два отношения героев к миру: способность видеть прекрасное и нравственную слепоту. Обобщить наблюдения по произведению. Выявить отличие литературной сказки от народной и особенности художественного мира литературной сказки.

Подготовить учащихся к литературному творчеству

Ответить на вопрос: «Почему эта сказка – эпическое произведение?»

Подготовиться к литературному творчеству: обдумать задания рубрики «Сочиняем сказки» (с. 60)

12


Литературное творчество.

Сочинение сказок

1

Написать сказку

Ознакомиться с заданием рубрики «Советуем прочитать» (с. 60)

13


Мифы Древней Греции.

Мифы о богах:

«Олимп»

1

Раскрыть поэтичность, художественные достоинства мифа.

Выявить роль мифов в жизни древних цивилизаций.

Мифологические сюжеты на картинах К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, В. А. Серова.

Раскрыть понятие о мифе

Подготовить художественный пересказ одного из мифов о богах

14


Мифы Древней Греции

Мифы о героях:

«Подвиги Геракла»

1

Рассказать учащимся о героической борьбе человека с враждебными силами природы.

Раскрыть образ Геракла,

воплощающего в себе несокрушимую отвагу, мужество, силу духа, воинскую доблесть

Подготовить художественный пересказ одного из мифов о Геракле. Ответы на вопросы 5, 6

(с. 71)

15


Гомер. «Одиссей у циклопов» (отрывок из поэмы «Одиссея»).

«Хитроумный»

Одиссей

1

Рассказать о Гомере.

Проверить первичные впечатления учащихся о прочитанном

Познакомить учащихся с бытом, нравами и верованиями древних греков, отметить отвагу и сметливость «хитроумного» Одиссея.

Прочитать и прокомментировать отрывки поэмы. Познакомить учащихся с репродукцией картины художника Я. Йорданса

Прочитать отрывок из поэмы «Одиссея».

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 83)

16


Гомер. «Одиссей у циклопов». Бессмертный разум человека

1

Помочь учащимся осмыслить прочитанное.

Обобщить впечатления и наблюдения над текстом. Выявить особенности изображения событий и героев в поэме.

Раскрыть связь поэмы Гомера с мифами

Подготовить рассказ об Одиссее или Полифеме, выразительное чтение понравившегося эпизода отрывка, задание рубрики «Работаем с картиной»

(с. 83)

17


Лирические произведения и их особенности. Народная песня как лирическое произведение.

А. Н. Майков. «Колыбельная песня»

1

Выявить особенности лирических произведений, народной песни как лирического произведения. Раскрыть одухотворение сил природы в стихотворении А. Н. Майкова. Подчеркнуть образность, поэтичность языка

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Ответить на вопросы

(с. 86)

18


А. В. Кольцов. «Косарь» (отрывок из стихотворения), И. С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье...»

1

Раскрыть народно­песенный склад, глубокий лиризм, поэтичность стихотворений А. В. Кольцова. Выявить близость поэзии А. В. Кольцова и И. С. Никитина народной песне. Углубить понятия о ритме, рифме, интонации в лирическом стихотворении. Дать понятие о метафоре. Обобщить сведения о лирическом произведении.

Подготовить выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы

(с. 88—89).

Выполнить задание рубрики «Работаем с картиной» (с. 88).

Выучить наизусть понравившийся отрывок стихотворения.

Ответить на вопросы по статье «Метафора» (с. 92). Прочитать другие стихотворения А. Н. Майкова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина.

19


Драматические произведения и их особенности.

Народный русский театр «Петрушка»

1

Дать определение драматическому произведению. Выявить роль диалога

в раскрытии характера героя драматического произведения.

Раскрыть находчивость, остроумие Петрушки. Сопоставить театр «Петрушка» с белорусским народным театром «Батлейка»

Проиллюстрировать какой­либо фрагмент пьесы­сказки.

Выполнить задания из пособия для учителей

(с. 35)

20


С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Слово о С. Я. Маршаке

Своеобразие пьесысказки

1

Познакомить учащихся с творчеством С. Я. Маршака, помочь почувствовать влюбленность автора в народную поэзию. Обсудить первые картины сказки.

Раскрыть утверждение в пьесе ценности труда, разума, самопожертвования.

Ответить на вопрос: «В чем своеобразие пьесы­сказки?»

Прочитать сказку до конца.

Ответить на вопросы рубрики «Размышляем, обсуждаем» (с. 123)

21


С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

Авторское отношение к изображаемым ситуациям и героям

1

Продолжить обсуждение картин сказки.

Обобщить наблюдения по произведению

Подготовить чтение по ролям (задание рубрики «Играем», с. 123).

Выполнить задание рубрики «Рисуем» в качестве индивидуального (с. 124) Выполнить задания рубрики «Проверяем себя» (с. 39 пособия)

22


Внеклассное чтение.

К. Г. Паустовский.

«Теплый хлеб»

1

Познакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Прочитать и прокомментировать рассказ «Теплый хлеб».

Раскрыть образы мальчика Фильки по прозвищу «Ну­Тебя» и мельника Панкрата.

Выявить роль пейзажных зарисовок.

Раскрыть смысл названия рассказа.

Обобщить впечатление о прочитанном

Прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Квакша» и др. Выбрать тему и подготовить по ней устный рассказ:

«Старый мельник Пан­

крат»;

«История вороного коня Мальчика»;

«Злой поступок мальчика

Фильки по прозвищу «НуТебя»;

«Рассказ бабки о злом мужике и отважном солдате»; «Дружеская помощь деревенских ребят».

Проиллюстрировать понравившиеся эпизоды рассказа

23


Писатели о детстве. История формирования человеческой души в художественной литературе

1

Познакомить с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова (в соответствии с читательским опытом учащихся).

Прочитать и прокоммен­

Перечитать «Крестьянские дети».

Ответить на вопросы рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 133— 134).



Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

Слово о писателе. Отношение поэта к крестьянам


тировать стихотворение «Крестьянские дети».

Развивать творческие способности учащихся, их умение «вжиться в роль». Совершенствовать навыки выразительного чтения

Подготовить чтение диалогов в лицах.

Сочинить свой короткий диалог (по желанию)

24


Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети».

Тема детства в изобразительном искусстве

Роль сравнения в изображении предметов или явлений

1

Продолжить работу над образами и композицией стихотворения, выявить особенности его построения. Раскрыть озабоченность поэта судьбой детей из народа.

Сформировать у учащихся первоначальное представление о сравнении и его роли в тексте художественного произведения. Учить находить сравнения в тексте

Перечитать статью

«О сравнении» (с. 135— 136) и ответить на вопросы после статьи.

Выучить понравившийся отрывок наизусть; выполнить задания рубрики «Играем, пробуем сочинить» (с. 137—138) (по выбору).

Научиться выразительно читать стихотворение

25


В. Г. Короленко.

«Дети подземелья».

Слово о писателе.

Я и мой отец

1

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Г. Короленко (в соответствии с читательским опытом учащихся).

Стимулировать осознание первичных впечатлений и представлений учащихся.

Прочитать и проанализировать три главы повести. Исследовать мотивы поступков героев и их последствия.

Формировать умение давать характеристику литературному герою

Перечитать 1—2 главы; из них выбрать наиболее понравившийся отрывок, и подготовить его для пересказа (примерно 3/4 страницы).

Если в классе есть дети со слабой техникой чтения, то к каждому уроку им рекомендуется подготовить хорошее чтение одной страницы текста

26


В. Г. Короленко.

«Дети подземелья». История знакомства и дружбы мальчиков

1

Прочитать и проанализировать 3—4 главы повести. Раскрыть дружеское отношение детей как душевную потребность и спасение от одиночества. Развивать умение художественного рассказывания текста.

Обучать умению давать устную развернутую характеристику герою с использованием цитат из текста

Прочитать 3—4 главы повести.

Подготовить выразительное чтение диалогов или описаний.

Рекомендуется подготовить рассказы по иллюстрациям (с. 149, 160)

27


В. Г. Короленко.

«Дети подземелья». Семейная трагедия

отца и сына

1

Прочитать и проанализировать 5—6 главы повести. Выявить социальные контрасты и их восприятие учащимися.

Раскрыть причины семейной трагедии, ее переживание Васей и отцом. Осмыслить влияние пережитой трагедии и дружбы с детьми подземелья на формирование характера Васи.

Образ матери, помогающей вернуть мальчика в семью, своей любовью соединяющий сердце сына и отца. Расширять словарный запас учащихся, развивать навыки выразительного чтения

Ответить на вопросы о причинах отчуждения отца и сына, о психологическом состоянии

Васи

28


В. Г. Короленко.

«Дети подземелья».

Кукла

1

Прочитать и проанализировать последние главы повести.

Определить тональность повествования; подвести к синтезу и обобщению знаний. Стимулировать дискуссионные моменты

Подготовить развернутые ответы на обобщающие вопросы (рекомендуется использовать рассуждения, подтвержденные краткими пересказами отдельных моментов или ссылками на них) (с. 167). По желанию можно написать небольшое (до 1 страницы) сочинение на одну из тем, указанных в учебнике (с. 168), раздел «Рисуем»).

29


В. Г. Короленко.

«Дети подземелья». Повествовательрассказчик в произведении.

Типы речи в тексте художественного произведения

1

Выявить особенности эпического рода (эпизод, развитие сюжета, особенности композиции, роль повествователя.

Развить понятие о портрете литературного героя

Ответить на вопросы учебного пособия

(с. 171—172)

30


А. П. Чехов. «Мальчики».

Слово о писателе. Знакомство мальчиков.

Романтический мир детства в рассказе

1

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова (в соответствии с читательским опытом учащихся). Раскрыть романтический мир детства героев

Подготовить для выразительного чтения понравившийся отрывок или диалог, близкий к тексту пересказ в полстраницы

31


А. П. Чехов. «Мальчики».

Любознательность и увлеченность мечтой героев, их позиции в конфликтной ситуации.

1

Проанализировать поведение мальчиков в трудной ситуации.

Раскрыть авторское отношение к героям.

Дать начальное понятие о сюжете рассказа

Самостоятельно прочитать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



Юмор в рассказе


Сформировать начальное представление о композиции рассказа


32


В. П. Астафьев.

«Конь с розовой гривой».

Слово о писателе. Жизнь сибирской деревни

1

Познакомить учащихся с чертами личности писателя.

Показать автобиографический характер рассказа. Рассказать о жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Определить особенности композиции произведения

Перечитать понравившиеся эпизоды.

Ответить на вопросы учебного пособия: ч. 2 (с. 24)

33


В. П. Астафьев.

«Конь с розовой гривой».

Образ мальчика­рассказчика.

Юмор в рассказе

1

Дать характеристику главному герою рассказа, его другу Саньке и бабушке. Понаблюдать за интонацией автора;

Поразмышлять о назначении человека на земле и в обществе, его нравственных устоях, народном русском характере. Определить средства создания образа рассказчика

Ответить на обобщающие вопросы (с. 24—25).

Подготовить иллюстрации к рассказу (с. 25).

Выполнить задания рубрики «Играем» (с. 25)

34


Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Слово о писателе.

Учитель и ученики

1

Познакомить учащихся с творчеством Ф. Искандера.

Раскрыть влияние учителя на становление личности учащихся

Прочитать рассказ до конца, ответить на вопросы (с. 26 учебного пособия)

35


Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»

Внимание учителя на формирование характера учеников

1

Продолжить работу над содержанием рассказа. Раскрыть смысл заглавия. Определить особенности создания комического в рассказе

Придумать послесловие (эпилог) для одного из рассказов о детях, отвечая на вопросы: сколько лет будет герою, как он изменится внешне и внутренне, чем будет заниматься, как будет оценивать свои поступки?

Выполнить задание рубрики «Сочиняем» (с. 27)

36


Внеклассное чтение.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

Познакомить учащихся с творчеством писателя М. Твена.

Прочитать и прокомментировать главы книги (по выбору учителя и учащихся).

Раскрыть образ Тома Сойера

Обобщить впечатление о прочитанном

Прочитать «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена.

Подготовить устный рассказ «Хорошие и плохие поступки Тома Сойера». Инсценировать понравившиеся эпизоды повести

37


Писатели о природе. Человек и природа как вечная тема в художественной литературе А. С. Пушкин. «Осень» (отрывки)

1

Подготовить учащихся к восприятию лирических произведений.

Показать выразительность и образность стихотворений русских поэтов XIX века о природе.

Объяснить роль метафор, эпитетов, олицетворений в лирических произведениях

Ответить на вопросы

(с. 29).

Описать картины жизни людей, нарисованные поэтом.

Выбрать и начать учить наизусть «Осень» (отрывки) или отрывок из романа «Евгений Онегин» («Зима!.. Крестьянин, торжествуя...») (по выбору учащихся)

38


А. С. Пушкин.

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

1

Определить, каким настроением проникнуты стихи.

Проследить, как сменяются картины, изображенные поэтом

Выучить наизусть «Осень» (отрывки) или отрывок из романа «Евгений Онегин» («Зима!.. Крестьянин, торжествуя...») (по выбору учащихся).

Ответить на вопросы

(с. 30).

Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья»,

«Первый лист» (с. 31—33)

39


Ф. И. Тютчев. «Листья»,

«Первый лист»

1

Познакомить учащихся с поэзией Ф. И. Тютчева. Рассказать о любви поэта к родине, природе.

Раскрыть умение поэта изображать самые тонкие, неуловимые черты природы.

Объяснить роль олицетворений в стихотворениях

Научиться выразительно читать одно стихотворение, а другое – выучить наизусть (по выбору).

Ответить на вопросы

(с. 31, 33)

40


Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

Познакомить учащихся с поэзией А. А. Фета. Прочитать стихотворения и провести аналитическую беседу по прочитанному. Описать картины, изображенные авторами в стихотворениях.

Рассмотреть репродукции картин К. Е. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», И. Шишкина «Рожь». Прочитать и прокомментировать статью учебного пособия «О пейзажной лирике».

Развить способность анализировать пейзажную лирику

Ответить на вопросы

(с. 34—35, 37, 39).

Обобщить наблюдения и впечатления, выполнив задание рубрики «Наше творчество» (с. 35)

41


Литературное творчество

1

Чтение наизусть изученных стихотворений. Сочинение поэтических

строк

Начать чтение сказки­были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

42


Стихотворения русских поэтов XX века о природе. С. А. Есенин. «С добрым утром!»

1

Познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина.

Прочитать и проанализировать стихотворение. Показать связь поэзии С. А. Есенина с народными истоками, его любовь к родной рязанской земле, людям и природе.

Раскрыть образ одухотворенной, преображающейся природы

Выучить стихотворение наизусть.

Выполнить задания 1, 2

рубрики «Наше творче­

ство» (с. 83)

43


С. А. Есенин.

«Мелколесье.

Степь и дали...»

1

Прочитать и проанализировать стихотворение. Показать верность, трепетность чувства поэта к своей земле, неразрывность связи поэта с крестьянством

Научиться выразительно читать стихотворение. Ответить на вопрос 3 рубрики «Перечитываем, наблюдаем» (с. 83)

44


Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан

зеленый лето»,

«Аленушка»

1

Познакомить учащихся с творчеством Д. Б. Кедрина.

Прочитать и проанализировать стихотворения.

Показать особенность воссоздания поэтом разных состояний и красок природы.

Раскрыть восхищение поэта стойкостью любимой родины

Научиться выразительно читать стихотворения.

Ответить на вопросы

(с. 84—85) Захарова, С. Н. Уроки русской литературы в 5 классе (с. 119—121)

45


М. В. Исаковский. «Попрощаться с теплым летом...»

1

Познакомить учащихся с творчеством М. В. Исаковского.

Прочитать и проанализировать стихотворение. Раскрыть богатство человеческих переживаний, воссозданных в стихотворении.

Учить передавать чувства с помощью сравнений и метафор

Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Перечитываем, размышляем, обсуждаем»

(с. 91).

Выполнить задания 1, 2 рубрики «Сочиняем»

(с. 91)

46


Н. И. Рыленков. «Все в тающей дымке...»

А. Я. Яшин. «Орел»

1

Познакомить учащихся с творчеством Н. И. Рыленкова и А. Я. Яшина. Прочитать и проанализировать стихотворения. Помочь понять учащимся истоки мелодичности сти­

хотворений.

Призвать учащихся к бережному отношению к природе, сохранению существующих видов растений, животных и птиц

Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Ответить на вопросы

(с. 87, 90).

Выполнить задания 3, 4 рубрики «Сочиняем»

(с. 91)

47


Литературное творчество

1

Помочь придумать стихотворные строчки о любимой поре года, какомлибо явлении в живой или неживой природе. Учить употреблять сравнения и метафоры в тексте

Прочитать другие стихотворения русских поэтов о природе

48


М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Слово о писателе. История Насти и Митраши

1

Познакомить учащихся с творчеством М. М. Пришвина, раскрыть своеобразие отношения писателя к природе.

Познакомить учащихся с повестью «Кладовая солнца».

Рассказать об истории Насти и Митраши. Чтение первых глав повести

Прочитать III главу повести.

Ответить на вопросы

(с. 63).

Индивидуальные задания

49


М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».

Живая природа

1

Проанализировать прочитанные главы повести. Раскрыть разнообразие и богатство живой природы.

Показать участие природы в судьбе человека

Прочитать IV и V главы повести.

Ответить на вопросы 1—3 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 63).

50


М. М. Пришвин. «Кладовая солнца».

Правда Антипыча

1

Продолжить работу над повестью М. М. Пришвина, выявить авторскую позицию.

Осмыслить заповедь автора: действовать согласно подсказкам живой природы, жить в согласии с ней, а не губить ее.

Значение истории Травки для понимания смысла повести

Прочитать повесть до конца.

Ответить на вопросы 4—7 рубрики «Перечитываем, размышляем» (с. 63).

51


М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Сказка и быль в повести

1

Раскрыть художественные особенности сказкибыли.

Объяснить смысл названия произведения. Обобщить впечатление о прочитанном

Выполнить задания рубрики «Обобщаем, делаем выводы» (с. 64—65).

Подготовиться к литературному творчеству (с. 65)

52


Литературное творчество.

Сочинение рассказа или сказки о четвероногих друзьях

1

Написать рассказ или сказку о четвероногих друзьях

Прочитать очерки

К. Г. Паустовского «Мещерская сторона»

53


К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны». «Обыкновенная земля»

1

Познакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского.

Прочитать очерк «Обыкновенная земля» и раскрыть связь жизни людей с жизнью природы.

Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, наблюдаем» (с. 69—70). Выполнить задание рубрики «Сочиняем» (с. 70) (по желанию).

Прочитать очерк «Леса»

54


К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещерской стороны».

«Леса»

1

Прочитать и прокомментировать очерк.

Показать любовь писателя к родной земле, его страсть к путешествиям. Раскрыть поэтичность языка.

Прослушать музыкальную пьесу на тему природы (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского) и обсудить впечатления. Дать понятие об очерке

Подготовить близкий к тексту пересказ понравившегося отрывка. Ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, наблюдаем» (с. 74).

Прочитать очерки «Мой дом», «Бескорыстие»

55


К. Г. Паустовский. Очерки из «Мещер ской стороны» «Мой дом»,

«Бескорыстие»

1

Показать автора­рассказчика как главного героя произведения К. Г. Паустовского, гармонию взаимоотношений природы и человека в творчестве писателя.

Развивать понятие об олицетворении

Выполнить задание рубрики «Сочиняем» на с. 79 или с. 80.

56


Историческое прошлое в литературных произведениях.

М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

Слово о поэте.

История создания произведения

1

Рассказать о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Показать учащимся, как убедительно и ярко раскрывает поэт духовную мощь народа, видит в нем главную силу истории. Определить композиционные, интонационные особенности построения стихотворения.

Учить выразительному чтению произведения

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Составить рассказ о солдате­рассказчике

57


М. Ю. Лермонтов. «Бородино».

Бородинский бой. Героизм русского на рода

1

Раскрыть основную мысль произведения.

Показать, какими средствами поэт воссоздал картины боя.

Раскрыть патриотические чувства поэта, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года.

Выучить понравившийся отрывок «Бородино» наизусть.

Подготовить иллюстрации к стихотворению. Выполнить задание 3 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения»

(с. 99).





Диалог и монолог в стихотворении


58


М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Роль рассказчика в стихотворении

1

Обобщить впечатления и наблюдения о прочитанном.

Определить роль рассказчика в стихотворении. Дать начальное понятие о строфе

Прочитать статью «Строфа» (с. 101) и ответить на вопросы после нее

59


И. С. Тургенев.

«Муму».

Слово о писателе. «Славный он был мужик»

1

Актуализировать знания об особенностях эпического рода.

Познакомить с жизнью и творчеством И. С. Тургенева (в соответствии с читательским опытом учащихся).

Рассказать о неприятии писателем крепостничества, насилия над личностью.

Показать своеобразие Тургенева­повествователя.

Раскрыть необычность, замечательность дворника Герасима.

Развивать умение обнаруживать взаимосвязь всех частей произведения, видеть роль портрета в обрисовке персонажей

Художественный пересказ «Славный он был мужик» (или «Дворник Герасим») с сохранением сравнений.

Прочитать вторую часть «Небольшое происшествие».

Обратить внимание на портретные зарисовки Капитона, Татьяны, особенности их характеров

60


И. С. Тургенев.

«Муму».

«Небольшое происшествие»

1

Дать характеристику главному герою рассказа, показать трагизм его судьбы. Выявить авторское отношение к Герасиму. Развивать умение выборочно пересказывать текст, составлять план характеристики героя, давать оценку поступкам персонажей


61


И. С. Тургенев.

«Муму».

Герасим и Муму

1

Показать бесправие, незащищенность человека в условиях крепостного права. Осмыслить причины страстной привязанности Герасима к Муму. Раскрыть благородное, деятельное чувство Герасима к Татьяне.

Развивать у детей умение «угадывать» по внешним признакам душевное состояние героя


62


И. С. Тургенев.

«Муму».

Гибель Муму

1

Вызвать сопереживание Герасиму в его радости и горе.

Показать иронию в описа­

нии барыни и ее приближенных.

Учить сопоставлению персонажей.

Развить умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.


63


И. С. Тургенев.

«Муму».

Возвращение в деревню

1

Показать причины противостояния Герасима и дворни, его превосходство над ней.

Определить авторское отношение к Герасиму. Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. Возвращение в деревню как нравственная победа героя.

Роль портрета в формировании представления о литературном герое.

Сравнение как художественный прием в рассказе


64


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Слово о писателе. Дневник Л. Н. Толстого

1

Познакомить с творчеством Л. Н. Толстого; раскрыть сочувственное отношение писателя к малым народам, стремление осмыслить их образ жизни, характер отношений друг к другу

Прочитать 3, 4 главы рассказа Л. Н. Толстого.

Подготовить выразительное чтение пронравившегося эпизода

65


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин в плену

1

Раскрыть жизнестойкость, энергию, деятельность, человеческое достоинство Жилина.

Выявить взаимосвязь событий и их значение в раскрытии характеров Жилина и Костылина

Прочитать 5, 6 главы рассказа.

Выполнить задания 5, 6 рубрики «Обобщаем впечатления и наблюдения»

(с. 165)

66


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Дружба Жилина и Дины

1

Проследить, как завязалась и развивалась дружба татарской девочки и русского офицера.

Развить понятие о сюжете. Подготовиться к литературному творчеству

Выполнить задания ру­

брик «Сочиняем» (с. 166), «Проверяем себя» (с. 166)

67


Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник».

Литературное творчество.

Рассказ «Умница

Динушка»

1

Написать рассказ на тему «Умница Динушка»

Прочитать другие рассказы Л. Н. Толстого

68


Мир приключений и фантастики в литературных произведениях

К. Булычев.

«Миллион приключений» (часть I – «Новые подвиги Геракла»).

Кир Булычев — писатель­фантаст

1

Раскрыть особенности приключенческой и научно­фантастической литературы.

Познакомить с творчеством К. В. Булычева

Прочитать первую главу «Авгиева лаборатория» (ч. «Новые подвиги Геракла» книги К. Булычева «Миллион приключений»)

69


К. Булычев. «Миллион приключений». «Новые подвиги Геракла».

Герои научно­фантастической повести

1

Обсудить тему космических путешествий в научно­фантастическом произведении.

Описание героев научнофантастической повести. Дать понятие о научной фантастике

Прочитать произведение до конца.

Подготовить иллюстрации к понравившимся фрагментам произведения

70


Повторение

Эпические, лирические и драматические произведения. Изобразительновыразительные средства художественной речи

1

Систематизировать знания по теории литературы, включая знания о родах литературы, изобразительно­выразительных средствах художественной речи.

Обсудить рекомендательный список для чтения летом

Ознакомиться с рекомендательным списком для чтения летом.

Вспомнить лучшие инсценировки и любимые стихотворения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!