Планирование составлено на основе учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для VI класса учреждений общего среднего образования
с белорусским и русским языками обучения и воспитания, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь
№ уро ка | Дата | Раздел Тема урока | Кол-во ча сов |
I четверть |
Введение |
1 | 01.09 | Введение. Художественная литература как один из древнейших видов искусства. Повторение. Историческое прошлое в литературных произведениях. Стихотворение М.Ю.Леромонтова «Бородино» | 1 |
Устное народное творчество и литература |
2 | 04.09 | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Повторение. Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 2 ч 1 |
3 | 08.09 | Богатырские подвиги Ильи Муромца, его справедливость и бескорыстие. Особенности построения и языка былины | 1 |
4 | 10.09 | А. К. Толстой. «Илья Муромец». Былинные мотивы в русской поэзии. | 1 |
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Древнерусская литература |
5 | 15.09 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега») | 1 |
6 | 17.09 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Интерес А. С. Пушкина к истории. Летописный источник «Песни...» | 2 ч 1 |
7 | 22.09 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Смысл диалога Олега и кудесника. | 1 |
8 | 24.09 | Внеклассное чтение.”Поучение” Владимира Мономаха | 1 |
Басня как эпический жанр |
9 | 29.09 | Басня как эпический жанр | 4 ч 1 |
10 | 02.10 | И. А. Крылов. «Волк и Ягненок». Слово о баснописце | 1 |
11 | 06.10 | И. А. Крылов. «Квартет». Афористичность языка | 1 |
12 | 09.10 | И. А. Крылов. «Демьянова уха». Иносказательный и обобщающий смысл басен | 1 |
13 | 13.10 | Внеклассное чтение. Басни Л.Н.Толстого, С.В. Михалкова, Ф. Крапивина | 1 |
14 | 15.10 | Рассказ как эпический жанр. И. С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказ «Бежин луг»). Слово о писателе. Повторение. Рассказ «Муму» | 3 ч 1 |
15 | 20.10 | Богатство духовного мира мальчиков. Любознательность, впечатлительность героев | 1 |
16 | 22.10 | Взаимоотношения человека и природы в рассказе. Образ повествователя. | 1 |
17 | 27.10 | А. П. Чехов. «Хамелеон». Слово о писателе. Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства | 3 ч 1 |
18 | 29.10 | Композиция рассказа. Углубление представления о сюжете рассказа (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка). Художественная деталь | 1 |
II четверть |
19 | 10.11 | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Диалог. Смысл названий. Смешное и грустное в рассказах. | 1 |
20 | 12.11 | А. И. Куприн. «Тапер». Слово о писателе. Сестры-аристократки и их отношение к музыканту | 2 ч 1 |
21 | 17.11 | Гордый, уверенный в себе маленький музыкант. Талант мальчика.. Образ А. Г. Рубинштейна | 1 |
22 | 19.11 | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Трудности военного времени, описанного в рассказе. | 3 ч 1 |
23 | 24.11 | Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства. | 1 |
24 | 26.11 | Развитие взаимоотношений учительницы и мальчика. Киноповесть «Уроки французского» режиссера Е. И. Ташкова (1985 год) | 1 |
25 | 01.12 | Литературное творчество. Письмо от лица литературного героя | 1 |
Стихотворение как лирический жанр |
26 | 03.12 | Стихотворение как лирический жанр. Родо-жанровая специфика лирического стихотворения. Стихотворная поэтическая речь и основные принципы ее организации | 1+3 1 |
27 | 08.12 | А. С. Пушкин. «Няне». Образ няни в поэзии Пушкина. Задушевность стихотворения, глубина чувств, простота их выражения | 1 |
28 | 10.12 | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Восхищение поэта красотой зимы. Радостное восприятие жизни. Мотивы единства человека и природы | 1 |
29 | 15.12 | А. С. Пушкин. «Мой первый друг, мой друг бесценный!..». Тема духовного, нравственного братства. Высокое предназначение поэта | 1 |
30 | 17.12 | М. Ю. Лермонтов. «Парус». Стремление к свободе, жажда деятельности, одиночество – мотивы стихотворения. Контрастные образы и их символический смысл в стихотворении | 3 ч 1 |
31 | 22.12 | М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Размышления поэта-изгнанника о своей судьбе. Интонационное богатство стихотворения | 1 |
32 | 24.12 | М. Ю. Лермонтов. «Утес», «На Севере диком...». Мотив неразделенной любви. Мотив одиночества человека в мире | 1 |
III четверть |
33 | | Н. А. Некрасов. «На Волге». Два плана повествования в стихотворении. Смена дум и настроений. Сочувственное отношение поэта к тяжкой доле бурлаков | 2 ч 1 |
34 | | Н. А. Некрасов. «Соловьи». Поэтическое изображение богатства души женщины-матери. Сочувствие тяжелой доле русского крестьянства | 1 |
35 | | Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда” | 1 |
36 | | А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...», «Бабочка». Единство пейзажа и состояния человеческой души. | 1 |
37 | | А. А. Блок. «Летний вечер». Природа в восприятии русских поэтов XX века. | 1 |
38 | | Н. А. Заболоцкий. «Одинокий дуб». Поэтическое отражение нравственных воззрений поэтов. | 1 |
39 | | Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Единение человека и природы в стихотворениях | 1 |
40 | | Внеклассное чтение. Русскоязычная поэзия Беларуси: П. Поликанина. «Румяный день наводит глянец»; Ю. М. Сапожков. «Березка», «На озере»; Б. П. Спринчан. «С полей повеяло весной», «Малиновой зари свечение». | 1 |
Повесть как эпический жанр |
41 | | Повесть как эпический жанр. Жанровые особенности повести. А. С. Пушкин. «Дубровский» | 6 ч 1 |
42 | | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости | 1 |
43 | | Осуждение произвола и деспотизма, защита чести и независимости личности | 1 |
44 | | Сочувственное отношение писателя к крестьянам | 1 |
45 | | Чистота и благородство отношений Владимира Дубровского и Маши | 1 |
46 | | Мастерство Пушкина в создании характеров героев. Изображение быта и нравов в произведении | 1 |
47 48 | | А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель». Милосердие как ведущая нравственная заповедь. Точность и краткость пушкинской прозы. Тема «маленького человека» (начальное представление) | 2 |
49 | | А.С. Пушкин. Повести. Литературное творчество | 1 |
50 | | Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Слово о писателе | 5 ч 1 |
51 | | Картины народной жизни и родной природы | 1 |
52 | | Поэтизация вольности, народного быта | 1 |
53 | | Роль народных сказок и легенд в произведении | 1 |
54 | | Юмор и сатира в повести | 1 |
IV четверть |
55 | | Н.В. Гоголь. Повесть “Ночь перед рождеством”. Литературное творчество | 1 |
56 | | Л. Н. Толстой. «Детство». Слово о писателе. Глава «Учитель Карл Иванович». Автобиографичность повести | 3 ч 1 |
57 | | Главы «Приготовления к охоте», «Охота». Формирование характера героя. Освоение жизни маленьким человеком | 1 |
58 | | Главы «Наталья Савишна», «Ивины». Взаимоотношения детей и взрослых. Способность героя к состраданию, самоанализу | 1 |
59 | | Максим Горький. «Детство» (главы I–IV). Слово о писателе. Автобиографическая основа повести | 3 ч 1 |
60 | | Роль бабушки в формировании нравственного мира Алеши. Сопротивление «свинцовым мерзостям жизни» | 1 |
61 | | Вера писателя в творческие силы человека. Особенности сюжета повести. Мастерство Горького в создании характеров героев | 1 |
62 | | В. О. Богомолов. «Иван». Слово о писателе. Повесть о разрушенном войной детстве | 3 ч 1 |
63 | | Мечта героя о добрых человеческих отношениях. Трагический контраст света и тьмы в сознании Ивана | 1 |
64 | | Своеобразие композиции повести. Элементы документализма в повести | 1 |
65 | | Внеклассное чтение. Б.И. Полевой. “Повесть о настоящем человеке”. Стойкость, мужество, целеустремлённость “настоящего человека” | 1 |
Из зарубежной литературы |
66 67 | | Д ж. Лондон. «На берегах Сакраменто». Мужество и самообладание мальчика Джерри в столкновении с суровой правдой жизни. | 2 |
68 | | Внеклассное чтение. М. Твен. “Принц и нищий”. Особенности творческой манеры писателя | 1 |
Повторение |
69 70 | | Повторение. Систематизация знаний по теории литературы: род, жанр; сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства художественной речи, двусложные и трехсложные размеры стиха, звукопись | 2 |
Зам. директора по учебной работе
______________ Ревинская О.И.
______________ 2020г.