№ п\п. | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Искусство в жизни современного человека. (2 часа) |
11 | Музыка вокруг нас. Художественный образ – стиль – язык. | 11 | Изучение нового материала | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления | • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности; | вводный | | |
22 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 11 | Изучение нового материала, повторение, закрепление | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей | описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию; | текущий | | |
Искусство открывает новые грани. (7часов) |
3 | Музыка рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | 1 | | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное | | | | |
4 | Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. | 1 | | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства | | | | |
5 | Зримая музыка. | 1 | | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров | | | | |
6 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета в музыке. | 1 | | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве | | | | |
7 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих современников. | 1 | | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве | | | | |
8 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 | | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции | | | | |
9 | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 | | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции | | | | |
Искусство как универсальный способ общения (7 часов) | |
10 | Мир в зеркале искусства. | 1 | | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации | | | | |
11 | Роль музыки в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Искусство – проводник духовной энергии. | 1 | | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации | | | | |
12 | Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства. | 1 | | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде | | | | |
13 | Художественные послания предков. Разговор со временем. | 1 | | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде | | | | |
14 | Символы музыки в жизни и искусстве. | 1 | | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. | | | | |
15 | Знаки и символы музыки. | 1 | | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам | | | | |
16 | Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально – поэтическая символика огня. | 1 | | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам | | | | |
Красота в искусстве и жизни (11 часов) |
17 | Что есть красота? | | | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания | | | | |
18 | Откровение вечной красоты. | 1 | | Символы красоты | | | | |
19 | Откровение вечной красоты. | 1 | | Символы красоты | | | | |
20 | Застывшая музыка. | 1 | | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | | | | |
21 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 | | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | | | | |
22 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 1 | | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | | | | |
23 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 | | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | | | | |
24 | Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве. | 1 | | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза | | | | |
25 | Как соотносятся красота и польза. | 1 | | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза | | | | |
26 | Творческий проект. | 1 | | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | | | | |
27 | Творческий проект. | 1 | | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | | | | |
Прекрасное пробуждает доброе (7часов) |
28 | Преобразующая сила искусства. | 1 | | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер) | | | | |
29 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания | | | | |
30 | Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. | 1 | | Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | | | | |
31 | Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка» | 1 | | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля | | | | |
32 | Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, музыке. | 1 | | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души | | | | |
33 | Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка» | 1 | | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души | | | | |
34 | Обобщение . Защита исследовательских проектов. | 1 | | | | | | |