СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована как для рабочей программы по предмету, так и для подготовки к каждому уроку.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс»

Рабочая программа по музыке для 7 класса, составлена на основе следующих нормативно-правовых и распорядительных документов:

1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Санитарно-эпидемилогических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)

4.Основной образовательной программы МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 27 августа (протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 64 от 31.08.2015 года.

5.Ппримерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Процесс освоения учебного предмета «Музыка» в основной школе в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей обеспечивает определенные результаты и направлен на достижение обучающимися универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении   проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности  универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;        

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на   ступени   образования и отражают:

  • форсированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • форсированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • форсированность  мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;  

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.


Содержание  программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической  музыки » 17 часов.


Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой  чистой музыке (камерной, симфонической (они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и  др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

 Первое  полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве»  в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.

Урок  1.  Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

          Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  4-5. «Опера «Князь  Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)  

         Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва(2ч)    

          Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. 

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  8 . РНиЭО Героические образы народов, населяющих регион (1ч)

           Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

Урок 9- 10.  В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

        Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

           Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок  13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

          Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

 Урок  14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

            Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 . РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе. (1ч)

Урок16. «Рок - опера  Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)

            Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17 «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты.  Музыканты – извечные маги…». (1ч)

           Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

Тема  II  полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки -  18 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

           Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

                Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (1ч)

           Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 21. РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.

Урок  22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

           Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

           Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок  24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

 Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.               

 Урок  26 - 29. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (4ч)

   Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок   30.РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея (1ч)

Урок   31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

            Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

          Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки  и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

          Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере  сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея (1ч)

Урок35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!».   (1ч).

           Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

Календарно-тематическое планирование по музыки 7 класс


Тема урока

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

Раздел 1 «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»  


1

 Классика и современность. Инструктаж по технике безопасности.

В музыкальном театре. Опера

1

Л: уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

Р: самостоятельно определять стиль музыки.

П: ориентироваться в муз. терминах.

К: знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений.

Л: научиться понимать оперное искусство.

Р: самостоятельно определять эмоциональный строй и музыкальный язык главных героев в опере.

П: знать жанры оперы

( эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические, бытовые).

К: знать значение оркестровых эпизодов.

     

Знать нити связывающие музыку прошлого с современностью.

Четко определять тесную связь различных жанров искусств в опере.



2

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Опера М.Глинки «Иван Сусанин»

Русская эпическая опера.

А.Бородин «Князь Игорь»

1

Л: уважать патриотические чувства русского народа.

Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».

П: четко  определять  кульминационную сцену оперы.

К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) Л:. вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.

Р: самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!».

П: четко  определять  кульминационную сцену оперы.

К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог) П:

четко  определять  кульминационную сцену оперы.

К: знать составные части оперы. ( интродукция и эпилог)

Знать, как драматургия оперы помогает раскрыть патриотические чувства народа.

Знать, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру других народов.



3

В музыкальном театре. Балет.

Балет Б.Тищенко «Ярославна»

1

Л: научиться понимать сложные внутренние взаимоотношение действующих лиц, выраженные в танце.

Р: самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.

П:четко знать музыкальные термины.

К: знать роль музыки в балете. Л: уважать исторические корни России.

Р: самостоятельно определять главные темы героев.

П: сопоставлять плач-песню и плач-причитание.

К:понимать пластику движений эмоционального состояния героев

Знать и понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы.

Знать роль  хора в балета «Ярославна».

( драматическая роль   -поясняющий текст от автора)



4

РНиЭО Героические образы народов, на

В музыкальном театре.

Дж. Гершвин «Порги и Бесс».селяющих регион

1

Л: уважать патриотические чувства  народов, населяющих регион

Р: самостоятельно определять героическую тему в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: уметь объяснять слова: «О поколении судят по героям» Л уважительно относится к музыкальному творчеству американского народа.

Р: самостоятельно определять средства музыкальной  выразительности отрицательных  персонажей.

П: отличать негритянский фольклор  от джазовой стилистики Гершвина.


Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Знать главные принципы музыкальной сценической драматургии. ( контраст




5

Опера Ж.Бизе «Кармен» Новое прочтение оперы Бизе»

Р.Щедрин «Кармен-сюита

1

Л: прочитать новеллу П. Мериме «Кармен»

Р: самостоятельно определять танцевальность, маршевость и песенность в раскрытии образов героев.

П: определять кульминационный момент оперы.

К: определять жанровые особенности тем главных героев.

Л: расширять музыкальный кругозор в области балетного искусства.

Р: самостоятельно определять приемы оркестровки, используемые Щедриным, чтобы усилить национальный характер музыки.

П: отвечать на вопросы  учителя.

К: находить «цитаты» оперы Бизе  в балете Щедрина «Кармен-сюита

Знать либретто оперы, её построение, драматизм и сюжет ( литер. произведение)

Знать, что  слияние средств выразительности помогает взглянуть на классическое произведение по новому



6

«Сюжеты и образы духовной музыки» Э.Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос  -суперзвезда»

1

Л: расширять свои познания в области духовной музыки.

Р: самостоятельно уметь находить жанровый контраст в произведениях.

П: отличать полифонию от аккордового звучания.

К:знать  почему, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Высокая месса» Баха являются вершинами духовной культуры.

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно

Отличать музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической.

П: знать отличия музыки эпилога от увертюры.

К: спеть главную  мелодию «Осанна

Знать, что духовная музыка объединяет прошлое, настоящее и будущее.

Знать основные мелодические линии



7

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

«Альфред Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1

Л: образно воспринимать музыкальные зарисовки.

Р: самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты.

П: отличать  пейзажные зарисовки от образов героев.

К: творческое задание.

Л: вдумчиво перечитать произведения Гоголя.

Р: самостоятельно определять особенности мелодических линий персонажей.

П: знать о каких проблемах заставляла задумываться музыка Шнитке

К: какие муз. жанры раскрывают скрытый смысл художественного образа.

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном  произведении. Знать новое прочтение произведения Гоголя «Страшная сказка о правде жизни»




8

РНиЭО Образы скорби и печали в нартском эпосе.

Музыканты - извечные маги.

1

Л: уважать патриотические чувства  народов, населяющих регион

Р: самостоятельно определять образы скорби и печали в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: музыкально-творческое задание

Л: видеть общее и различное в современной музыке и в музыке прошлого.

Р: самостоятельно отличать певческую культуру России от современных ритмов.

П: различать приемы раскрытия образов современности от прошлого.

К: музыкально-творческое задание.

Уметь сравнивать муз. образы разных жанров в одноименном  произве

Знать многообразие стилей и направлений современной музыки и певческой культуры прошлого дении



Раздел 2.  Особенности драматургии камерной и симфонической музыки



9

Музыкальная драматургия  -развитие музыки

Два направления музыкальной культуры. «Духовная» и «Светская» музыка

1

Л: любить русские народные песни

Р: самостоятельно различать повтор мелодии с секвенцией.

П: знать, что вносит в создание муз. образа каноническое исполнение произведения.

К: знать, для чего используется варьирование в муз. произведениях. Л: ценить музыкальное искусство прошлого.

Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной музыки .

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Знать способы музыкальной разработки драматическо-симфони Знать камерные жанры и вокально- инструментальные миниатюры.ческого жанра.



10

Камерная инструментальная музыка. Этюд Циклические формы инструментальной музыки. А.Шнитке

1

Л: уважительно относиться к камерной музыке

Р: самостоятельно узнавать шедевры камерной  музыки.

П: знать и представлять содержательность камерных музыкальных произведений.

К: Творческое задание.

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р:  знать особенности музыки Шнитке.

( свободное совмещение прошлого и настоящего)

П: уметь отличать главные темы музыки Шнитке.

К: творческое задание.

Знать жанры камерной инструментальной музыки.

Знать, какие музыкальные произведения относятся к циклическим формам музыки.



11

РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения. Л.Бетховен

 «Соната № 8»

( «Патетическая»)

1

Л: совершенствовать умения и навыки самообразования

Р: самостоятельно узнавать духовную  музыку адыгов

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание

Л: интересоваться музыкой и жизнью Бетховена.

Р: определять главные части сонаты.

П: знать принципы варьирования

К: определять главные и побочные темы сонаты.

Знать, какие музыкальные произведения относятся к духовной  музыке адыгов Знать признаки построения сонатной формы.



12

С.Прокофьев

 «Соната № 2»  -

   В.Моцарт

«Соната № 11» Симфоническая музыка

1

Л: восхищаться творчеством Моцарта и Прокофьева.

Р: самостоятельно уметь объяснять, для чего композитор отступает от классической формы построения сонаты.

П: уметь следить за развитием темы в вариациях.

К:знать музыкальные термины.

Л: заниматься самообразованием: читать книги о известных композиторах.

Р: знать роль контраста в симфонии.

П: знать муз. термины.

К: творческое задание.

Уметь сравнивать сонаты Прокофьева и Моцарта. Хорошо разбираться в особенностях симфонии



13

В.А.Моцарт

«Симфония № 40» С.Прокофьев

«Симфония № 1»

(«Классическая»)

1

Л: самостоятельно читать книги о жизни и творчестве Моцарта.

Р: самостоятельно узнавать главную и побочную  темы симфонии.

П: знать особенности построения главной партии.

К: с каким худ. произведением сравнивают «Симфонию № 40» Моцарта   - ( с «Джокондой»)

Л: вдумчиво относиться к творчеству Прокофьева.

Р: самостоятельно объяснять, почему симфония названа «классической»

П: определять музыкальный почерк Прокофьева.

К: какие части симфонии построены в сонатной форме.

Знать сюжетные линии всех частей симфонии. Знать главные линии, динамические оттенки, акценты симфонии.



14

Л.В.Бетховен «Симфония №5» Ф.Шуберт

«Симфония № 8»

(«Неоконченная»)

В.Калинников

«Симфония № 1»


Л:читать о жизни и деятельности Бетховена самостоятельно.

Р: самостоятельно определять темы главных идей симфонии:

«Через борьбу  -  к победе, от мрака  -  к свету, через тернии  -  к звездам»

П:отвечать на вопросы учителя.

К: какое завещание сделал Бетховен потомкам. Л: вдумчиво относиться к творчеству Шуберта.

Р: самостоятельно понимать, как выражают своё отношение к жизни композиторы.

П: как в симфонии передается «жизнь чувств»

К:какие инструменты озвучивают главные темы в симфониях.

Знать почему музыка Бетховена актуальна в наши дни.

Знать о происхождении понятий роман- в литературе, романс- в музыке.



15

П.Чайковский «Симфония № 5»

Д.Шостакович

«Симфония № 7»

(«Ленинградская») РНиЭО Драматургия музыкальных сюит композиторов Республики Адыгея


Л: помнить  подвиг русского народа в ВОВ.

Р: самостоятельно знать какую роль в симфонии играет мерный рокот походного барабана.

П: объяснить, почему

 «Симфония № 7»  -это поэма о борьбе и победе.

Л: уважать патриотические чувства  народов, населяющих регион

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание



Знать, почему Чайковский назвал «Симфонию № 5» - «Раздумья о смысле жизни»

Знать, почему «Симфония № 7» называется «Ленинградской»

Уметь сравнивать музыкальные произведения разных жанров



16

Симфоническая картина К.Дебюсси

«Празднества» Инструментальный концерт.

А.Хачатурян

 «Концерт для скрипки с оркестром»


Л: уважать творчество зарубежных композиторов.

Р: самостоятельно  определять основные темы

«Празднеств»

П: уметь сравнивать муз. язык с художественным языком картины.

К: творческое задание. Л: уважать творчество народов мира.

Р: самостоятельно отличать программную от непрограммной музыки

П:уметь определять народные песенно-танцевальные мелодии в «Концерте»

К: с помощью чего  достигается кульминация в «Концерте» (перекличка оркестра и скрипки)

Знать понятие симфоническая картина. На основе музыки «Концерта» уметь различать принципы развития музыки



17

Итоговый тест РНиЭО Выразительные возможности фольклора в современной культуре народов Республики Адыгея


Л: соотносить поступок с моральной нормой.

Р: умение систематизировать, информацию

П: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритме движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

К: находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно определять национальный колорит народной музыки.

П: знать поп муз. хиты.

К: слушать муз. обработки и электронную музыку.

Знать  народные муз. инструменты, и хиты мюзиклов и рок – опер.

Знать звучание народных муз. инструментов



18

Защита творческих проектов


Л: расширять музыкальный кругозор.

Р: самостоятельно защищать разработанный проект.

П: расширять свой музыкальный кругозор.

К: творческое задание.

Знать правила составления и разработки исследовательского  проекта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!