I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа расширенного курса по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов: Л.А. Тростенцовой , ТА. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, и др. (М.: Просвещение, 2013 г.)
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует темы образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса повторить, обобщить, расширить, систематизировать знания, полученные в 5 - 7 классах, рассмотреть трудные случаи правописания, выработать умение писать сочинения и изложения различных типов, больше работать с текстами различных жанров, получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Используемый учебно-методический комплекс
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М., Русский язык. 8 класс: Учебник для щеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2010.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку ка духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общеь стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словари запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция — это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 8 класса
Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5—8 классах;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—8 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать изученные стили речи;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структур языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справоч литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать тексты изученных стилей и жанров;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения тек адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанш услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправ. грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения:
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способное' самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
ОСНОВНОЙ КУРС | РАСШИРЕННЫЙ КУРС |
Введение. Русский язык в современном мире. | 1(1+0) | *1 (1+0) |
Повторение изученного в 5-7 классах. | 6 (5+1) | *3(3+0) |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. | 5 (5+0) | *2 (2+0) |
Простое предложение | 5 (3+2) | *1 (1+0) |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 9 (7+2) | *5 (5+0) |
Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения | 11 (8+3) | *4 (4+0) |
Односоставные предложения | 10 (8+2) | *2 (2+0) |
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. | 11 (9+2) | *3 (3+0) |
Простое осложнённое предложение. Предложения с обособленными членами | 13(11+2) | *2(1+1) |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с обращениями | 2 (2+0) | *2(2+0) |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с вводными словами и вставными конструкциями | 9 (9+0) | *4(3+1) |
Чужая речь. | 9 (8+1) | *3 (2+1) |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 11(9+2) | *2(2+0) |
ВСЕГО: | 102 (85+17) | 34 (31+3) |
Темы, изучаемые в расширенном курсе русского языка в 8 классе
В основной курс изучения русского языка в 8 классе добавлено 34 часа, из которых 31 час дан на изучение теоретического материала, 3 часа - на развитие. Такое распределение часов поможет учащимся лучше подготовиться к ГИА по русскому языку.
Комплексный анализ текста.
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении.
Трудные случаи правописания н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Трудные случаи слитного и раздельного написания -не- с различными частями речи.
Комплексный анализ текста.
Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Простые и сложные словосочетания.
Знаки препинания в конце законченных предложений. Многоточие.
Осложнённые типы составного сказуемого.
Комплексный анализ текста
Зачин в тексте ( начало абзаца )
Абзац как пунктуационный знак.
Трудные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Согласование приложений.
Приложения- географические названия.
Однозначные и многозначные члены предложения.
Комплексный анализ текста.
Инфинитивные предложения.
Употребление односоставных предложений в художественном тексте и собственных речевых высказываниях.
Комплексный анализ текста.
Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом.
Предлоги, употребляемые с однородными членами.
Комплексный анализ текста.
Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
24. Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения.
25. Комплексный анализ текста.
26. Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций.
27. Союз -а- перед вводным словом.
28. Междометные предложения.
29. Вокативные предложения.
30 Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи .
31. Комплексный анализ текста.
32. Несобственно прямая речь.
33. Комплексный анализ текста.
34. Синтаксические средства русского языка.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 класс)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата |
| | | | |
| | | | Общие сведения о языке(1ч.) | | | |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира. Понятие «государственный язык». | Упр. 3 (разделить текст на два абзаца, сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ на основе содержания текста) | | |
| | | | Повторение изученного в 5-7 классах (7ч.) | | | |
2 | Пунктуация и орфография Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Назначение знаков препинания. Синтаксические условия употребления знаков препинания. | §1, 2; упр. 11 | | |
3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Типы сложных предложений и средства связи в них | § 3; упр. 20 (диктант) | | |
4 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Урок повторения | Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | . § 4; упр. 23 | | |
5 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | Урок повторения | Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи | § 5; упр. 32 | | |
6 | Трудные случаи слитного и раздельного написание не с разными частями речи | 1 | Урок повторения | Анализ теоретических сведений учебника. Безошибочное написание НЕ с глаголами, с причастиями, с существительными, прилагательными. | § 5; упр. 36 (сочинение-письмо другу) | | |
7 | Р.Р. Сочинение на основе личных наблюдений и впечатлений в форме письма (упр.36) | 1 | Урок развития речи | Тема. Основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. | §4, 5 повторить | | |
8 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Урок контроля | Правописание Н НН, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Упр. 28 | | |
| | | | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (7ч.) | | | |
9 | Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углубление представлений о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка | § 6, 7; упр. 42 | | |
10 | Текст как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Основные признаки текста: смысловая цельность и связность | Составляют письменный ответ на вопрос: « Как нужно выражать свои мысли?» | | |
11 | Предложение как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения. Написание сжатого предложения | § 8; упр. 50 | | |
12 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний | § 9, 10; упр. 62,63 | | |
13 | Синтаксические связи слов в словосочетании | 1 | Урок усвоения новых знаний | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | § 11; упр. 70; составить самостоятельную работу по словосочетаниям для соседа по парте | | |
14 | Р.Р. Сжатое изложение ( по тексту упр. 52) | 1 | Урок развития речи | Текст. Тема. Основная мысль текста. | Устно отвечают на контрольные вопросы на стр. 44 | | |
15 | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Простые и сложные словосочетания. | 1 | Комбинированный урок | Нормы сочетания слов в речи. Простые и сложные словосочетания. | Упр. 67 | | |
| | | | Простое предложение (2ч.) | | | |
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные) | § 13; упр. 75 | | |
17 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение в предложении | § 14,15; упр.83 | | |
| | | | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. (8ч.) | | | |
18 19 | Описание памятника культуры (сочинение-описание по картине) | 2 | Урок развития речи | Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения | § 16 | | |
20 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Комбинированный урок | Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения | § 17; упр.94 (подчеркнуть грамматическую основу, привести свои примеры) | | |
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | Комбинированный урок | Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим | § 18, 19; упр. 101 | | |
22 | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного | §20, 21; упр. 111 | | |
23 | Составное именное сказуемое | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятия составное именное сказуемое . Его отличительные особенности. | §21;упражение 114 | | |
24 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Комбинированный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | § 22; упр. 116 | | |
25 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | § 17-22 повторить | | |
| | | | Второстепенные члены предложения (8ч.) | | | |
26 | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | Комбинированный урок | Понятие второстепенные члены предложения. | §24; упр.129. | | |
27 | Дополнение. Способы выражения дополнения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. | Упр.130 | | |
28 | Определение. | 1 | Комбинированный урок | Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения | §25; упр. 139 | | |
29 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения | § 26; упр. 141 | | |
30 | Обстоятельство | 1 | Комбинированные уроки | Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия | §27; упр. 158 | | |
31 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План разбора двусоставного предложения | § 28; упр.160 | | |
32 | Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | 1 | Уроки развития речи | Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения | Упр. 163 | | |
33 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | §28 повторить | | |
| | | | Односоставные предложения (11ч.) | | | |
34 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения | §30,31; упр. 172, 175 | | |
35 | Определённо-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения | § 32; упр. 188 (составить текст на тему «Накануне дня рождения», используя определённо-личные предложения) | | |
36 | Неопределённо-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения | § 33; упр. 191 (выписать неопределённо-личные предложения из 2-го действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | | |
37 | Инструкция | 1 | Урок развития речи | Особенности составления инструкции | Упр. 197 | | |
38 | Безличные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с безличными предложениями; с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях | § 35; упр. 205 | | |
39 | Инфинитивные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Инфинитивные предложения | § 35, подобрать примеры инфинитивных предложений из поэтических текстов | | |
40 | Р.Р. Сочинение –рассуждение на свободную тему. | 1 | Урок развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос | Формулируют вопросы по учебно-научным материалам П.30-35 | | |
41 | Неполные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений | §37; упр. 214 | | |
42 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора | § 38; упр. 216. | | |
43 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений | Контрольные вопросы (с. 101); упр. 220 (сочинение -наблюдение «Осенний вечер»); упр. 221 (устный пересказ одной из частей текста, составление плана) | | |
| |
| |
| |
44 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | §37, 38 повторить | | |
| | | | Простое осложнённое предложение (1ч.) | | | |
45 | Понятие об осложнённом предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об осложнённом предложении. | § 39,40; упр. 230, 232 | | |
| | | | Однородные члены предложениия (13ч.) | | | |
46 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. | Упр.231 | | |
47 | Однородные члены предложения, связанные только перечисли-тельной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Комбинированный урок | Пунктуация при однородных членах предложения | §41; упр. 239 (составить характеристику Лиз и Джесси по плану) | | |
48 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Комбинированный урок | Различие однородных и неоднородных определений, оформление их пунктуационно | § 42;упр.246 (найти и выписать однородные и неоднородные определения, употреблённые при описании внешности Н. Г. Гарина-Михайловского) | | |
49-50 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 2 | Комбинированный урок | Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни | § 43; упр. 260 | | |
51 | Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Сравнительная характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь) | Упр. 265 (составить памятку для спорщиков) | | |
52-53 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Комбинированный урок | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | § 44; упр. 274 (диктант) | | |
54 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | Комбинированный урок | План синтаксического и пунктуационного разбора | § 45, 46; упр. 277, 280 | | |
55-56 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | 2 | Комбинированный урок | Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами | Контрольные вопросы (с 132); упр. 286 | | |
57 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов | §41-44 повторить | | |
58 | Р.Р. Сочинение- сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста. | 1 | Урок развития речи | Создание текста- сравнительной характеристики. | | | |
| | | | Обособленные члены предложения. (20ч.) | | | |
59 | Понятие об обособлении. Обособленные определения, выделительные Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Комбинированный урок | Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений | § 47, 48; упр. 294 | | |
60-61 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | 2 | Комбинированный урок | Общие правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений | §48 (с. 141-143); упр. 298; упр. 300 | | |
62-63 | Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302) | 2 | Уроки развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос | § 49; упр. 306 (отредактировать предложения) | | |
64-65 | Обособленные приложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Правила обособления приложений | §50; упр. 310 (составить и записать предложение, включив в него перечисленные титулы роли различных членов предложения) | | |
66-67 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 2 | Комбинированные уроки | Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов | §51; упр. 319; упр. 321 (выписать предложения с обособленными обстоятельствами, определениями, приложениями) | | |
68 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Опознание синтаксических конструкций с союзом КАК. Знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом. | Из текстов изученных худ. произведений выписывают 5-6 предложений с союзом КАК. | | |
69 | Обособление обстоя-тельств , выраженных существительными с предлогами | 1 | Урок усвоения новых знаний | Осознают основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами в косвенных падежах. | | | |
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об уточняющих членах предложения | § 52; упр.325; упр. 328 | | |
72 | Комплексный анализ текста | 1 | Урок-практикум | Анализ текста, средства связи частей, тема, основная идея | Индивидуальная работа по теме учебного исследования | | |
73 | Стилистические характеристики обособленных членов предложения. | 1 | Урок развития речи | Стилистические особенности обособленных членов предложения. Обособленные члены предложения и придаточные предложения – синтаксические синонимы | § 53, 54; упр. 330 | | |
74-75 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | 2 | Урок усвоения новых знаний | Планы разборов | § 53, 54; упр. 331, 333 | | |
76 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | Урок-зачёт | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Контрольные вопросы (с. 162); упр. 338 (продолжить описание шиповника, стараясь учесть стилистические особенности авторского описания) | | |
77 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | § 53, 54 повторить | | |
78 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов | Упр. 340 | | |
| | | | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения (4ч.) | | | |
79-80 | Обращение. Назначение обращения Знаки препинания при обращениях | 2 | Комбинированные уроки | Сведения об обращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений | § 58; упр. 347 (выписать из произведений художественной и публицистической литературы примеры разных обращений); упр. 355 (написать поздравление близкому человеку по плану) | | |
81 | Правильное произношение русских имен и отчеств, использующихся в роли обращения | 1 | Урок изучения нового | Русские имена и отчества в роли обращения. Правильное их произношение | § 58 повторить, упр. 353 | | |
82 | Р.Р Деловое письмо | 1 | Урок - практикум | Собственное высказывание в официально-деловом стиле | § 58; упр. 354 | | |
| | | | Вводные и вставные конструкции (7ч.) | | | |
83 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов | § 59, 60; упр. 367, 369 | | |
84 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | §61,62; упр. 377, 386 (подготовиться к публичному выступлению | | |
85 | Стилистическая оценка вводных конструкций | 1 | Урок развития речи | Стилистическая роль вводных и вставных конструкций | §61,62 повторить | | |
86 | Вставные конструкции,особенности употребления вставных конструкций | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие «вставные конструкции», смысловое отличие вставных конструкций от вводных слов и предложений | | | |
87 | Междометия в предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний усвоения | Междометия - «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях | § 63; упр. 392 | | |
88 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | | Комбинированный урок | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Контрольные вопросы (с. 189); упр. 400 (письменно), 401 (устно) | | |
89 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | § 59-63 повторить | | |
Чужая речь (7ч.) |
90 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части | Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем | Упражнения, тренинг, практикум | § 65, 66; упр. 402 | | |
91 | Прямая и косвенная речь | 1 | Комбинированный урок | Отличие прямой речи от косвенной | Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью | Упражнения, тренинг, практикум | § 67, 68; упр. 406 | | |
92 | Диалог | 1 | Комбинированный урок | Составление диалогов | Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, творческая работа | § 70; упр. 417 | | |
93 | Рассказ | 1 | Урок развития речи | Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности | Знать особенности текста в жанре рассказа. Уметь перерабатывать текст в рассказ с диалогом, используя выделенные глаголы; кратко передавать содержание диалогов и прямой речи (упр. 419), озаглавливать своё изложение так, чтобы в названии отражалась основная мысль текста; придумывать рассказ | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания | § 71,упр. 421 (сочинение-интервью) | | |
94 | Цитата | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Цитата -дословная выдержка из чужой речи. | Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения | Выборочная работа с текстами художественных произ-ведений, проблемные задания, (интервью) | § 72; упр. 429 | | |
95 | Повторение по теме «Чужая речь» | 1 | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции при передаче чужой речи | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 433 | | |
96 | Диктант (с грамматическим заданием) по теме «Чужая речь» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Контрольный диктант с грамматическим заданием | | | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 6 часов |
97 | Синтаксис и морфология | 1 | Комбинированные уроки | Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи | Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения | Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | Упр. 435,437 | | |
98 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Комбинированные уроки | Систематизация знаний изученных языковых явлений | Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р: подробное изложение), орфографическая работа | Упр. 441,442 | | |
99 | Р.Р КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ | 1 | Урок-практикум | Текст как основная дидактическая единица. Тема и основная мысль текста. Стиль и тип речи. Средства связи частей в тексте. План текста. | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи; составлять план текста Изложение на основе упр. 441 | Комплексный анализ текста | Редактирование текста | | |
100 | Синтаксис и культура речи | 1 | Комбинированные уроки | Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный | Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка. Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных предложений | Тренинг, работа со словарём, редактирование текста | Упр. 448 | | |
101 | Синтаксис и орфография | 1 | Комбинированный | Связь синтаксиса и орфографии | Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, унктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии, составлять взаимодиктант по теме | Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения | Упр. 452 | | |
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся | Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач, осуществлять самоконтроль | Контрольный диктант | | | |
IV. ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ
ТЕМА | ВИД РАБОТЫ | Дата проведения |
План | Фактически |
Повторение изученного в 5-7 классах. | 1 .Изложение 2.Контрольный диктант | | |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Простое предложение | 3.Сочинение-описание по картине | | |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | Сочинение—описание по личным наблюдениям Контрольный диктант | | |
Двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения | Контрольный диктант | | |
Односоставные предложения | Контрольный диктант | | |
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. | Изложение с элементами сочинения Сочинение-отзыв в книгу посетителей выставки Контрольный диктант | | |
Простое осложнённое предложение. Предложения с обособленными членами | Контрольный диктант | | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с обращениями | | | |
Слова , грамматически не связанные с членами предложения. Предложения с вводными словами и вставными конструкциями | 12. Контрольный диктант | | |
Предложения с чужой речью | 13. Контрольный диктант | | |
Повторение изученного | 14. Контрольный диктант. | | |
V. Критерии оценки
Устный опрос
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать
его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс | Количество в контрольном диктанте | Кол-во слов в словарном диктанте |
Слов (самостоятельных и служебных)1 | орфограмм2 | пунктограмм | слов с непроверяемым и орфограммами3 |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 | 15-20 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 | 20-25 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 | 25-30 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 | 30-35 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 | 35-40 |
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «храпотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не..., не что иное, как и др.)\
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,
в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,
в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.
Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
VI. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся
Тростенцова, Л. А. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под ред. Н. М. Шанского. -М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс / Егорова Н. В. М.: ВАКО, 2010.
Для учителя
Балашова, Л. В. Курс русского языка / Л. В. Балашова. В. В. Дементьев. - Саратов : Лицей, 2005.
Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл. : кн. для учителя / Г. И. Блинов, В. A. Антохина. М. : Просвещение, 1992 .
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя / Г. А. Богданова. - М. : Просвещение, 2003.
Варианты контрольно-оценочных текстов и заданий с oтветами для Единого государственного экзамена по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. - Волгоград : Учитель, 2004.
Великие мысли великих людей : антология афоризма : в 3т./ сост. И. И. Комарова, А. П. Кондратов. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999.
Козулина, М. В. Русский язык. Тесты для повторении и подготовки / М. В. Козулина. - Саратов : Лицей, 2007.
Охременко, Н. В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8-9 классы / Н. В. Охременко, О. В. Федина. - М. : Аквариум, 1999.
Программа М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского // Сборник рабочих программ по русскому языку : 5-9 классы : прил. к журн. «Учебный год». № 75. - Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2007. - (Серия «Рабочие программы». Вып. 5).
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык : 5-9 кл. / М. Т. Баранов [и др.]. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 46 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
Рахимкулова, Г. Ф. Как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов / Г. Ф Рахимкулова [и др.]. – Ростов- на-Дону. : Феникс . 2003.
Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Русский язык : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева . - М. : Дрофа, 2000.
Русский язык. 5-9 классы : изучение речеведческих понятий : конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / авт.-сост. А. А. Фешина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2009.
Русский язык. 5-9 классы : правила орфографии в таблицах и схемах. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Калашникова. - Волгоград : Учитель, 2009.
Тростенцова, Л. А. Русский язык : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова ; под ред. Н. М. Шанского. -М.: Просвещение, 2010.
Согласовано
На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол №1 от «___»_____________2013 г. _________________________________________________
30