№ урока | ТЕМА УРОКА | Дата | Корректи-ровка | Предметный результат | Личностный результат | Универсальные учебные действия |
1. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 01.09 | | Научится пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Формирование стартовой мотивации к учению | Р : выбирает действия в соответствии с поставленной задачей, К :умеет ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. П : умеет искать и находить необходимую информацию |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 ч. +1 рр) |
2. | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор | 04.09 | | Научится различать произведения малых жанров фольклора | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
3. | Сказка как особый жанр фольклора | 05.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
4. | «Царевна – лягушка». Встреча с волшебной сказкой. | 08.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
5. | Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» | 11.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
6. | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | 12.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
7. | Тема мирного труда и защиты родной земли. | 15.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П : планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
8. | Сказка о животных «Журавль и цапля». | 18.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
9. | Бытовая сказка. «Солдатская шинель» | 19.09 | | Научится различать сказки по видам, выявлять характерные художественные приёмы, использовать в речи сказочные обороты, учиться навыкам пересказа и выразительного чтения. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости. | Р : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П :планирует необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками уметь ориентироваться в разнообразии решения задач |
10. | Урок – игра. Русские народные сказки | 22.09 | | Научится узнавать содержание сказок, их героев, произведения по иллюстрациям | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности | Р : формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П : умеет ориентироваться в разнообразии решения задач |
11. | РР Сочинение волшебной сказки. | 25.09 | | Научится создавать письменные высказывания, использовать выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности | Р: формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач П : умеет ориентироваться в разнообразии решения задач |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2ч |
12. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 26.09 | | Узнает особенности повествования произведений древнерусской литературы, научится воспринимать и анализировать текст | Проявление способностей к самооценке своих действий, поступков, Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствование имеющихся | Р : формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К: умеет строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач. П : выполняет учебно-познавательные действия, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию |
13. | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 29.09 | | Узнает особенности повествования произведений древнерусской литературы, научится воспринимать и анализировать текст | Проявление способностей к самооценке своих действий, поступков, Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствование имеющихся | Р : формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет строить монологические высказывания, проявляет активность для решения познавательных задач. П : выполняет учебно-познавательные действия, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию |
Из русской литературы XVIII века (2 часа) |
14. | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. | 02.10 | | Узнает особенности содержания произведений, научится читать текст, воспринимать и анализировать | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и как члена общества | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекать нужную информацию К : умеет строить монологические высказывания, проявляет активность для решения познавательных задач П : планирует совместно с учителем и выполняет учебно-познавательные действия |
15. | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение | 03.10 | | Научится понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р : умеет анализировать стихотворный текст. К : умеет читать вслух и понимать прочитанное. П : умеет извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. |
Из русской литературы XIX века (11 ч. +1 вн.чт. +1 р/р) |
16. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И.А.Крылов. Слово о баснописце. | 06.10 | | Научится сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра, знать содержание произведений, давать характеристику герою | Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, проявление способностей к самооценке своих действий, поступков | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекает нужную информацию К : умеет строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность П: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия извлекает нужную информацию |
17. | Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни. | 09.10 | | Научится сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра, знать содержание произведений, давать характеристику герою | Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, проявление способностей к самооценке своих действий, поступков | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекает нужную информацию К : умеет строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность П : осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия извлекает нужную информацию |
18. | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | 10.10 | | Научится сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра, знать содержание произведений, давать характеристику герою | Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, проявление способностей к самооценке своих действий, поступков | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекать нужную информацию К : умеет строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность П : осознаёт познавательную задачу,выполняет учебно-познавательные действия извлекает нужную информацию |
19. | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях | 13.10 | | Научится сравнивать и анализировать произведения разных авторов, знать понятие басни как жанра, знать содержание произведений, давать характеристику герою | Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, проявление способностей к самооценке своих действий, поступков | Р : выполняет учебные действия в громко речевой и умственной формах, использует речь для регуляции своих действий. К : строит монологические высказывания, владеет умениями диалогической речи. П : умеет осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. |
20. | В.А.Жуковский. Жуковский – сказочник. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». | 16.10 | | Узнает сюжетное своеобразие сказки, научится раскрывать нравственное содержание, находить лирические и эпические черты | Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе Осознание себя как индивидуальности и как члена общества | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекает нужную информацию К :строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность П : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме |
21. | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 17.10 | | Научится определять черты народной и литературной сказки | освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно члена общества. | Р : умеет сопоставлять литературную и фольклорную сказки К :учится определять черты народной и литературной сказки определять тему произведения, выделять проблемы. П : знает сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; |
22. | В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно – психологическая проблема баллады | 20.10 | | Научится определять тему произведения, выделять проблемы | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения баллады | Р : понимает поступки героев, определяет реальные события и фантастические, отношение автора к героям; К : учится выразительно читать балладу П : знает историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности |
23. | А.С.Пушкин «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 23.10 | | Научится находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления | Р : формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К : умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. П : умеет объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. |
24. | «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 24.10 | | Научится находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства, выразительно читать пролог, познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» | Формирование познавательного интереса | Р : умеет выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. К : умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. П : умеет объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста. |
25. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. | 27.10 | | Научится выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке. Научиться различать стихотворную и прозаическую речь, определять ритм, строфы. Уметь определять вид рифм | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления | Р : умеет строить высказывание с целью анализа текста; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. К : умеет сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, уметь обосновывать и высказывать свое мнение П : умеет анализировать текст с целью выявления важных деталей, производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. |
26. | РР А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 30.10 | | Научится находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественной чтение (фонохрестоматия: диалог нищенки и царевны) | Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции | Р : умеет анализировать текст. К : умеет обосновывать и доказывать свое мнение. П : умеет формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. |
27. | Проект №1 Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | 31.10 | | Освоит новые виды деятельности, примет участие в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | Формирование познавательного процесса и навыков саморегуляции | Р : умеет анализировать текст. К : умеет обосновывать и доказывать свое мнение. П: умеет формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. |
28. | Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Мои любимые герои Пушкина. | 03.11 | | Научится выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
29. | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова,В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. | 13.11 | | Узнает биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико- литературные понятия | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
Русская литературная сказка (16 ч. +4 вн. чт. +4 рр) |
30. | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица или Подземные жители». | 14.11 | | Научится рассказывать сюжет, формулировать идею и проблематику произведений | Осознание себя как индивидуальности и как члена общества | Р : умеет выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежитусвоению. К : умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока. П : умеет объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века. |
31. | А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. | 17.11 | | Научится читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке | Формирования познавательного интереса, навыков сопоставления | Р : формирует ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. К : умеет сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. П : умеет производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. |
32. | В.М.Гаршин. Сказка «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке | 20.11 | | Научится доказывать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснять непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому, уметь устанавливать связь между прочитанным и изображением художника | Формирования познавательного интереса, навыков сопоставления | Р : понимает и сохраняет учебную задачу, извлекает нужную информацию К : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в беседе П : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач |
33. | Вн. чт. П.П.Ершов «Конёк-горбунок» | 21.11 | | Научится видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; отличать достоверно -реальное и фантастическое в сказке | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
34. | М.Ю.Лермонтов «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения | 24.11 | | Научится определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Р : умеет определять последовательность выполнения задач для достижения цели. К : умеет применять полученные навыки при работе по анализу текста. П : умеет находить и отбирать необходимую информацию. |
35. | РР Изобразительно-выразитеные средства языка стихотворения «Бородино». | 27.11 | | Научится понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки. Слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия) | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России | Р : умеет сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. К : умеет применять изученные навыки при работе по анализу текста. П : умеет выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. |
36. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место» | 28.11 | | Научится понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора | Р : формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К : умеет обосновывать и высказывать свое мнение. П : знакомится с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. |
37. | Поэтизация народной жизни, Народных преданий в повести Н.В.Гоголя. Реальное и фантастическое в повести «Заколдованное место». | 01.12 | | Научится обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них | Формирование навыков анализа текста | Р : применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К : умеет обосновывать и высказывать свое мнение. П : знакомится с элементами жизни и быта украинского народа, умеет пересказывать содержание текста с элементами анализа. |
38. | Вн. чт. Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальное и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством» | 04.12 | | Научится понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести. Научится обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывает. |
39. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Проект №2 «Образ русской женщины в поэзии». | 05.12 | | Научится находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Р : формирует ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт. К : формироует навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества) П : знакомится с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану. |
40. | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 08.12 | | Научится понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Р : интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. К : умеет обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. П : знакомится с элементами жизни и бытом русского народа, умеет пересказывать содержание текста. |
41. | Вн. чт. Н.А.Некрасов.«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 11.12 | | Узнает биографии-ческие сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», научится понимать его тональность; определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора | Р : умеет выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению. К : умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. П : умеет объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста. |
42. | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - повесть о жизни в эпоху крепостного права. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. | 12.12 | | Научится выявлять основную нравственную проблематику произведения | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Р : умеет сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. К : формирует навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений. П : формулирует возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеет анализировать текст. |
43. | Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Нравственный облик Герасима. | 15.12 | | Научится понимать сюжет произведения. Научится обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них, находить авторское отношение | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : уметет анализировать текст. К : умеет обосновывать и доказывать свое мнение. П : умеет формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. |
44. | Друзья и враги Герасима. Образы Татьяна и Капитона | 18.12 | | Научится понимать сюжет произведения. Научится обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них, находить авторское отношение | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : умеет анализировать текст. К : умеет обосновывать и доказывать свое мнение. П : умеет формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. |
45. | Р/р И.С.Тургенев –мастер портрета и пейзажа. Классное сочинение(1) по рассказу «Муму» | 19.12 | | Научится правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : умеет анализировать текст. К : умеет обосновывать и доказывать свое мнение. П : умеет формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. |
46. | Диагностическая работа за I полугодие | 22.12 | | Научиться корректировать и применять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Р : умеет делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. К : определяет меры усвоения изученного материала. П : умеет проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного. |
47. | РР Анализ сочинений. А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». «Задрожали звезды золотые».Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. Обучение выразительному чтению стихотворения. | 25.12 | | Научится выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Р : применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К : формирует ситуацию сотрудничества. П : приобретает навыки выразительного чтения, учится проводить исследование прочитанного текста. |
48. | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Из истории рассказа. Жилин и горцы. Жестокость и бессмысленность национальной борьбы. | 26.12. | | Научится понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Р : составляет план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема). К : умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. П : знает элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знает содержание прочитанного. |
49. | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 29.12 | | Научится выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К : формирует ситуацию сотрудничества. П : знает элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знает содержание прочитанного. |
50. | Жилин и татары. Жилин и Дина. Картины природы в рассказе | 15.01 | | Научится выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Р : умеет строить высказывание с целью анализа текста. К : формирует навыки речевого отображения (описания, объснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений. П : умеет проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. |
51. | РР Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Классное сочинение (2) по рассказу. «Друзья и враги пленного Жилина». «Жилин и Костылин: разные судьбы». | 16.01 | | Научится давать характеристики героям рассказа, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы для сочинения | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Р : умеет строить высказывание с целью анализа текста. К : умеет обосновывать и высказывать свое мнение. П : умеет анализировать текст с целью выявления важных деталей. |
52. | Анализ сочинений. А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 19.01 | | Научится анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова» | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : умеет находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. К : умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. П : умеет проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. |
53. | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте | 22.01 | | Научится выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности | Формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям | Р : умеет выбирать нужную информацию из прочитанного текста. К: умеет формировать ситуацию сотрудничества. П : умеет проводить исследование прочитанного текста. |
Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе ( 1 ч. +1 рр) |
54. | Русские поэты 19 в. о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 23.01 | | Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать авторское чтение (фонохрестоматия) Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста | Р: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К : умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. П : умеет объяснять особенности стихотворной речи, слышать ритм стихотворного текста, уметь проводить исследование прочитанного текста. |
55. | РР Пейзажная лирика. Образы разных времён года. Обучение анализу стихотворения. А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, И.З.Суриков. | 26.01 | | Научится владеть навыками анализа поэтического произведения( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль) | Положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания | Р : умеет выполнять учебные действия (отвечать на вопросы ), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К : умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. П : умеет синтезировать полученную информацию для составления ответа. |
Из русской литературы XX века (17 ч. +2 вн.чт. +5 рр) |
56. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 29.01 | | Научится выявлять особенности содержания рассказа | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Р : формирует ситуацию рефлексии и самодиагностики. К : умеет проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач П : умеет строить сообщение исследовательского характера в устной форме. |
57. | В.Г.Короленко.«В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь детей в благополучной семье. | 30.01 | | Научится анализировать текст, давать характеристики героям | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | Р : формирует ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт. К : интегрируется в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сосверстниками и взрослыми. П : применяет методы информационного поиска. |
58. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 02.02 | | Научится выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений | Р : формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. К : формирует ситуацию сотрудничества. П : умеет проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. |
59. | Жизнь среди «серых камней» | 05.02 | | Научится выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними | Формирование мотивации познавательного интереса | Р : умеет строить высказывание с целью анализа текста. К : формирует навыки речевого отображения (описания, объснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений. П : умеет проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов. |
60. | Мир детей и мир взрослых. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г. Короленко (гл. «Кукла») | 06.02 | | Научится давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей | Р : умеет пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста. К : умеет владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее. П : осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме. |
61. | РР Обучение навыкам характеристики героев. Путь Васи к правде и добру. | 09.02 | | Научится давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Формирование выстраивания системы личностных отношений | Р : умеет составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. К : адекватно использует разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач П : умеет формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. |
62. | РР Написание классного сочинения (3) по рассказу В.Г.Короленко «В дурном обществе» | 12.02 | | Научится давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Формирование выстраивания системы личностных отношений | Р : умеет составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. К : адекватно использует разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач П : умеет формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. |
63. | РР Анализ сочинений. С.А.Есенин. Тема Родины в стихотворении «Я покинул родимый дом..» Своеобразие языка стихотворения. | 13.02 | | Научится выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина) | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа. К : умеет определять общую цель и пути её достижения. П : умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. |
64. | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка».Понятие о о сказе. Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. | 16.02 | | Научится различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | Р: умететставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. К : умеет ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П : владеет навыками смыслового чтения, умеет структуировать знания. |
65. | РР Характеристика главного героя в сказе. Трудолюбие и талант Данилы – мастера. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 19.02 | | Научится выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения слов | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этически требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа | Р : умеет планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. К : умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П : умеет нализировать объект с целью выявления существенных признаков. |
66. | Вн. чт. Мир сказок П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка». | 20.02 | | Научится выразительно пересказывать и сопоставлять произведения литературы и живописи; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей | Р : выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректирует ответ. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывает. |
67. | К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб». Герои и их поступки в рассказе. Доброта и сострадание. | 26.02 | | Научится определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредствам исправления собственных ошибок | Р : развивает способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач. К : применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П : умеет видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. |
68. | Роль пейзажа в сказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. | 27.02 | | Научится понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведения писателя. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредствам исправления собственных ошибок | Р : умеет планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. К : умеет ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П: умеет извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
69. | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и Человек в произведении. Сострадание. Любовь к животным | 02.03 | | Научится определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актерское чтение (фонохрестоматия), анализировать текст, определять композиционно- языковые особенности повествования | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р : развивает способности к регуляции учебной деятельности. К : планирует учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П : умеет видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера. |
70. | С.Я.Маршак. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». | 05.03 | | Научится определять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения | Р : развивает способности к регуляции к учебной деятельности, учится оценивать полученную информацию с точки зрения нужности. К : умеет работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера П : учится искать и выделять необходимую информацию, формировать способности к освоению новых видов деятельности. |
71. | Положительные и отрицательные герои пьесы- сказки «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла | 06.03 | | Научится пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актерское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. маршака | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения | Р : умеет планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата К : умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор П : умеет извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
72. | Художественные особенности пьесы – сказка «Двенадцать месяцев». Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. | 09.03 | | Научится пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актерское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения | Р : умеет планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата К : умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор П : умеет извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
73. | А.П.Платонов. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир героя. | 12.03 | | Научиться давать характеристику героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : учится планировать ответ, комментировать полученную информацию. К : умеетпланировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера П : учится понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. |
74. | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» | 13.03 | | Научится видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : умеет анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью. К : умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор П : умеет анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
75. | В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 16.03 | | Научится определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : умеет соотносить свои знания с поставленной целью, комментировать полученную информацию. К : умеет планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. П : учится понимать текст в общем, искать и выявлять необходимую информацию. |
76. | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 19.03 | | Научится давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата К : умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решение и делать выбор П : умеет извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
77. | «Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе. | 20.03 | | Научится давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата К : умеет устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решение и делать выбор П : умеет извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. |
78. | РР Классное сочинение (4) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» | 23.03 | | Научится давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | Р: умететсоставлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. К: адекватно использует разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач П: умеет формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. |
79. | Вн.чт. В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | 02.04 | | Научится определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев произведения, анализировать текст, определять композиционно- языковые особенности повествования | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) (2 ч.+1 вн. чт) |
80. | Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 03.04 | | Научится выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства. Научиться выявлять характерные особенности лирики А.Т. Твардовского | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р : умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : умеет воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. |
81. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор Привез мальчишку на лафете…». | 06.04 | | Научится выявлять характерные особенности лирики К. М. Симонова | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | Р : умеет анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими. К : умеет читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения П: умеет извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста и составлять развернутое сообщение. |
82. | Вн.чт. Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве поэтов | 09.04 | | Научится выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Р: выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П: владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывает. |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (2 ч. + 1 рр) |
83. | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | 10.04 | | Научится выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р: умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планирует алгоритм ответа. К : формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулирует свою точку зрения и позицию П: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки сопоставительного анализа художественных текстов. |
84. | РР А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка». | 13.04 | | Научится выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р: умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. К: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулирует свою точку зрения и позицию П: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки сопоставительного анализа художественных текстов. |
85. | Произведения о родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | 16.04 | | Научится выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р: умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. К: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. |
Писатели улыбаются (4 ч.) |
86. | Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей | 17.04 | | Научится характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно- выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р: умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата К: умеет формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании П : умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. |
87. | Саша Черный. «Игорь – Робинзон». | 20.04 | | Научится характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно- выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р: уметет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата К: умеет формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании П: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. |
88. | Ю.Ч. Ким «Рыба- кит». Юмор в стихотворной форме | 23.04 | | Научится сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно- выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности | Р : умеет анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. К: формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулирует свою точку зрения и позицию П: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения. |
89. | Итоговая К.Р. по теме «Русская литература 19-20 вв.» (тестирование) | 24.04 | | Узнает и научится определять роды и жанры произведений; владеть теоретико- литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных текстов | Р : умеет выполнять учебные действия (отвечать навопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. К: умеет адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач П : умеет синтезировать полученную информацию для составления ответа |
Из зарубежной литературы (12 ч. + 1 вн. чт + 1 р/р) |
90. | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятие о балладе. Ее драматический характер. | 27.04 | | Научится выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р: выполняет учебные действия, умеет планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К:формирует навыки комментированного чтения, умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П : владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
91. | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»- произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 30.04 | | Научится выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | Формирование познавательного интереса | Р: развивает способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), учится комментировать полученную информацию. К: умеет планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. П: учится понимать текст в общем, искать и выявлять необходимую информацию. |
92. | Герой на острове. Устройство жизни. Характер главного героя. | 04.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | Формирование познавательного интереса | Р: развивает способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), учится комментировать полученную информацию. К: умеет планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. П : учится понимать текст в общем, искать и выявлять необходимую информацию. |
93. | Д.Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | 07.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | Формирование познавательного интереса | Р: развивает способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), учится комментировать полученную информацию. К: умеет планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. П: учится понимать текст в общем, искать и выявлять необходимую информацию. |
94. | Х-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 08.05 | | Научится отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно- этического оценивания содержания художественного произведения | Р: развивает способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), учится комментировать полученную информацию. К: умеет применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ П: учится понимать текст в общем, искать и выявлять необходимую информацию. |
95. | «Снежная королева». В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Мужественность Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление внутренней красоты. | 11.05 | | Научится видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: умеет выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. К: умеет строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию П: владеет навыками смыслового чтения, формирует навыки выразительного чтения, развивает навыки анализа художественного текста, выдвигает гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. |
96. | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева» | 14.05 | | Научится видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р : умеет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ; мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. К: умеет строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ). П : умеет выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. |
97. | Вн.чт. Сказки Андерсена. Викторина по сказкам Андерсена. | 15.05 | | Научится видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения | Р: умеет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ; мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. К: умеет строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли (давать точный ответ). П: умеет выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. |
98. | Диагностическая работа по литературе за курс 5 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 18.05 | | Научиться корректировать и применять индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование познавательного интереса к творчеству писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: умеет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам; корректировать ответ. К: умеет строить монологическое высказывание; учитывать мнения других П: умеет искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. |
99. | М. Твен. Слово о писателе «Приключение Тома Сойера». Черты характера героев. | 21.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: уметет подбирать в тексте доказательства своим гипотезам; корректировать ответ. К: умеет строить монологическое высказывание; учитывать мнения других П: умеет искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. |
100. | Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М.Твена. Внутренний мир героев романа. | 22.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации П: умеет искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. |
101. | РР «Приключения Тома Сойера»- любимая книга многих поколений читателей. | 25.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации П: умеет искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. |
102. | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. Становление его характера. | 28.05 | | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно- выразительные средства | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Р: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К: устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации П: умеет искать и выделять нужную для ответа информацию; выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы. |
103. | Мастерство Дж.Лондона в изображении народов севера. | | | Научитья выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно- выразительные средства | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных текстов | Р: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. К:строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач П :осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. |
104. | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса.» | 29.05 | | Научится обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных текстов | Р : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. К: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач П : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. |
105. | Итоги ученого года. Задания для летнего чтения. | | | Научится обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных текстов | Р : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. К : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач П : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. |
Всего уроков – 105 ч.
Развитие речи – 14 ч.
Внеклассное чтение – 9 ч.
При составлении календарно- тематического планирования выявлено, что фактически возможно проведение только 103 часа (праздничные дни), поэтому выполнение программы будет осуществлено путём уплотнения материала уроков: