Председатель__________/Толмачев А. Ю./
с. Преградное, 2017 г.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2007 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2012г.).
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
сочинений - 5 (2 классных, 3 домашних, из них 2 - контрольных); изложений 1- контрольное; тестовый контроль – 1.
№ п/п | Кол-во часов | Содержание урокам | Д/З | Дата 8 «а» | Дата 8«б» |
-
| 1 | Введение. Русская литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся. Историзм. | С.5, вопр.; индивид.задание: сообщение по теме «Русские народные песни. Частушки» | 04.09 | 04.09 |
-
| 1 | Устное народное творчество (2ч.) Русские народные песни (исторические и лирические). Частушки | С.12, вопр.1-4; с.14-16 пересказ | 06.09 | 06.09 |
-
| 2 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком» | Инд.зад.; с.19-26 чит.; с.27,вопр.1-2 | 11 | |
-
| 1 | Из древнерусской литературы (2ч.) Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | С.32-36 читать, вопр.1-4 | 13 | |
-
| 2 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события | С.37-41 сж.пересказ С.74-77, вопр.1,2,6. | 18 | |
-
| 1 | Из русской литературы 18 века (3ч.) Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). | Текст комедии читать | 20 | |
-
| 2 | Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме. Анализ эпизодов комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | с.73-74, вопр.2,4 | 25 | |
-
| 3 | Р.Р.1. Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | С.77-78, вопр.3-5 | 27 | |
-
| 1 | Из русской литературы 19 века (38ч.) И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | С.89-93 читать; вопр.1-4, 6. | 2.10 | |
-
| 2 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума как жанр.«Смерть Ермака» | С.95-105 читать: И/З | 4 | |
-
| 3 | А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. Творческая история романа «Капитанская дочка» («История Пугачевского бунта»). Историческая правда и художественный вымысел в романе | С.105-122 читать С.216 задания к 1-2 главам | 9 | |
-
| 4 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав. Точность и лаконизм пушкинской прозы, роль эпиграфов, особенности композиции | С.122-144 читать С.216 задания к 3-5 главам | 11 | |
-
| 5 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав.Падение Белогорской крепости. Анализ 6 и 7 глав | С.144-195 читать. | 16 | |
-
| 6 | Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга | С. 195-212 читать, с.218 зад к 13-14гл,С.219, вопр.5-9 | 18 | |
-
| 7 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость и нравственная красота. Смысл названия повести | С.212-215пересказ, с. 218, вопр.3,4 | 23 | |
-
| 8 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию | Развёрнутый план сочинения | 25 | |
-
| 9 | Р.Р.2. ДОМ.СОЧ. №1. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка» («Пугачев – злодей или добродетель?») | Домашнее сочинение | 6.11 | |
-
| 10 | Стихотворения «Туча», «К***(Я помню чудное мгновенье)». | Выразительно читать стихи, выучить наизусть. | 8 | |
-
| 11 | ВН.ЧТ.А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга | С.228-229, вопр.1,2,4 | 13 | |
-
| 12 | Р.К.1. Кавказская тема в творчестве А.С.Пушкина. | Подготовить сообщение | 15 | |
-
| 13 | ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ №1 по творчеству А.С.Пушкина. | С.229 вопр. | 20 | |
-
| 14 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | С.230-232 пересказ, с.253-255, 258 чит. | 22 | |
-
| 15 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. В.Г.Белинский о «Мцыри» | С. 232-253 читать, С.258,вопр.1-3 | 27 | |
-
| 16 | Р.К.2. Лермонтов и Кавказ. | Подготовить сообщение. Выучить наизусть стихи. | 29 | |
-
| 17 | Р.Р.3. СОЧИНЕНИЕ КЛАССНОЕ №1.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» («Характеристика Мцыри») | С.260-268 читать, отвечать на вопр. | 4.12 | |
-
| 18 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве | С.268-313 читать, с. 354-355 вопросы | 6 | |
-
| 19 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» - как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки | С.356, вопр.4-7 | 11 | |
-
| 20 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | С.352-354, 355-356, с.357, вопр.11 | 13 | |
-
| 21 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия | С.313-337 пересказ | 18 | |
-
| 22 | Р.Р.5.Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4-го действия комедии. Мастерство автора в создании речевых характеристик | С.337-352 С.358, вопр.12,13 | 20 | |
-
| 23 | Финал комедии, ее идейно-композиционное значение | Развёрнутый план сочинения | 25 | |
-
| 24 | Р.Р.4. ДОМ.СОЧ.№2.Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» («Актуальна ли комедия Н.В.Гоголя в 21 веке?») | Домашнее сочинение | 27 | |
-
| 25 | ВН. ЧТ.Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества | С. 358-390 читать | 9.01 | |
-
| 26 | ВН. ЧТ.Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | С.391, вопр.1-3 | 14 | |
-
| 27 | И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася» | Инд.зад. | 16 | |
-
| 28 | История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя | Текст повести читать, инд.зад. | 21 | |
-
| 29 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя | С.3-5 пересказ, с. 14, вопр.4,1,2,5 | 23 | |
-
| 30 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные для писателя порядки | С. 15-26, вопр.1,2,4; с.26, зад.2 | 28 | |
-
| 31 | Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | Инд.зад. | 30 | |
-
| 32 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о жанре рассказа | С.27-29, вопросы, С. 40, вопр.6 | 4.02 | |
-
| 33 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | С.29-40 читать, С. 40, вопр.1-5 | 13 | |
-
| 34 | «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Моральная ответственность человека за все происходящее | С. 40, вопр.7 С.47-57 читать | 18 | |
-
| 35 | Р.Р.6. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ №1 по фрагменту рассказа «после бала» Л.Н.Толстого. | С.45-47, вопросы | 20 | |
-
| 36 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | с.57-58 пересказ, вопр.1-5 | 27 | |
-
| 37 | Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви» | С.41-57читать, С.58 вопр. | 4.03 | |
-
| 38 | Р.К.3 Жизнь и творчество А.Е.Екимцева. | Подготовить сообщение. | 6 | |
-
| 1 | Из русской литературы 20 века (17ч.) И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика | С.67-75, цитатная характеристика героев | 13 | |
-
| 2 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье | Развёрнутый план сочинения | 18 | |
-
| 3 | Р.Р.7. ДОМ.СОЧ.№3.«Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | Домашнее сочинение, С.76-86 читать | 20 | |
-
| 4 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл «На поле Куликовом» | С.88-95 читать, вопр. 1-3 | 1.04 | |
-
| 5 | «Россия».Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | Инд.зад. | 3 | |
-
| 6 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | С.96-105 читать, вопросы 1,2 | 8 | |
-
| 7 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | С.108-113 читать, с.114, вопр.1-3 | 10 | |
-
| 8 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | С.114-115 пересказ, с.116-125 читать | 15 | |
-
| 9 | ВН.ЧТ.Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | С.125-135 читать, с.135, вопр.5 (отзыв) | 17 | |
-
| 10 | Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни») | С.136-137 пересказ, с.138-161 читать | 22 | |
-
| 11 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Автор и его герой в поэме | С.161 вопр.1, с.162-163 вопр.3,7,12-15 | 24 | |
-
| 12 | Идейно-художественное и композиционное своеобразие поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других светлых черт русского национального характера | С.164-189 читать, вопр. 1-5, зад.1 | 6.05 | |
-
| 13 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | С.190-192 пересказ, с.192-200 выб.наиз. | 8 | |
-
| 14 | Р.Р.8.Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Урок-конкурс на лучше чтение стихов | С.202-220, читать, вопр. 1-4. | 13 | |
-
| 15 | В.П.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение реалий довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души русских людей | С. 221-230 читать, развёрнутый план сочинения | 15 | |
-
| 16 | Р.К. 4.Родная природа в творчестве поэтов Ставрополья (С.В.Белоконь, И.В.Кашпуров). | Подготовить сообщение | 20 | |
-
| 17 | Р.Р. 9. КЛАССНОЕ СОЧИНЕНИЕ №2.Сочинение «Моё любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине) | с.235-252 читать, инд.зад. | 22 | |
-
| 1 | Из зарубежной литературы (7 ч.) У.Шекспир. Писатель и его время. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | С.253-306 читать, инд.зад. | 27 | |
-
| 2 | «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков, семейная вражда и преданность любящих | Инд.зад. | 29 | |
-
| 3 | ВН.ЧТ.Ж.-Б.Мольер Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Инд.зад. | | |
-
| 4 | Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | Инд.зад. | | |
-
| 5 | Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | С.231-234,вопросы | | |
-
| 6 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | С.309-353,чтение, пересказ. | | |
-
| 7 | Итоговый тест. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по чтению книг летом | С.372 вопр. | | |