СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по биологии для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП для 5 класса по биологии, МУК В.В.Пасечние, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по биологии для 5 класса»

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса, 34 в год, 1 час в неделю, на 2018- 2019 учебный год

Составила Денисова Екатерина Геннадиевна, учитель географии и биологии первой квалификационной категории

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Сроки

личностные

предметные

метапредметные

По плану

По факту

Введение (6ч)

1

Биология - наука о живой природе

1

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую природу;

Учащиеся смогут научиться:

определять понятия флора, фауна

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах



2

Методы исследования в биологии

1

Понимание значимости научного исследования природы

Учащиеся могут узнать:

- современные методы биологии;


Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух



3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов

Учащиеся могут узнать:

- науки, изучающие живую при-роду;

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия низшие растения, высшие растения

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


4

Среды обитания живых организмов.

1

Понимание необходимости и соответствия приспо­соблений организмов к условиям среды, в которой они обитают

Учащиеся могут узнать:

- отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться

определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы


Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.



Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения



5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

Формирование элементов экологической культуры,

осознание влияния фак­торов среды на живые орга­низмы

Учащиеся могут узнать:

- причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;

Учащиеся смогут научиться:

определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;


Познавательные УУД: умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.


Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.



Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп



6

Обобщающий урок.


1

Познавательный интерес к естественным наука

Начальные представления о многообразии растений и животных, о том, что все живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде, приобретают навыки правильного поведения в природе.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе



Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

7

Устройство увеличительных приборов

1

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Учащиеся могут узнать:

- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками



8

Строение клетки

1

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научитьсяопределять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками



9


«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

1

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научитьсяопределять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками



10

Пластиды


Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научитьсяопределять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»;

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками



11


Химический состав клетки: неорганические и органические вещества


Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки.

Учащиеся могут узнать:

макро- и микроэлементы,

Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.


Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение



12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)


Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания.

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, космическую роль зеленых растений

Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «мембрана»

-объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.


Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.


Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение



13

Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие


Понимание сложности строения живых организмов осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Учащиеся могут узнать:

- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

- объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает все-ми признака-ми живого организма

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы,

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение



14

Деление клетки


Понимание сложности строения живых организмов,

осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития.

Учащиеся могут узнать:

клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;

Учащиеся смогут научиться:

доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с раз-личными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение



15

Понятие «ткань»


Понимание сложности строения живых организмов

Учащиеся могут узнать:

- клетка –единица строения и жизнедеятельности, Учащиеся смогут научиться:

- определять понятия «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;

- находить отличительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей;

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение



16

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1

Овладение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).

Учащиеся должны знать:

- устройство лупы и микроскопа;

- строение клетки;

химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «не-органические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;- работать с лупой и микроскопом; распознавать различные виды тканей.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя



Раздел 2. Царство Бактерии (2ч)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Учащиеся могут узнать:

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Учащиеся смогут научиться:

выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;


Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками



18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

Учащиеся могут узнать:

значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками



Раздел 3. Царство Грибы (5ч)

19

Общая характеристика грибов.

1

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Учащиеся могут узнать:

жизнедеятельность грибов-хищников

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп



20

Шляпочные грибы

1

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп



22

Плесневые грибы и дрожжи

1

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, пони-мание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп



23

Грибы-паразиты


1

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп



Раздел 4. Царство Растения (10ч)

24

Обобщающий урок Царство Бактерии. Царство Грибы

1

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

Учащиеся могут узнать:

- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя



25

Разнообразие, распространение и значение растений


1


Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. потребность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетичес­кое восприятие природы. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками



26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания


1

Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Учащиеся могут узнать:

- половое и бесполое размножение водорослей,

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям



27

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности

Учащиеся смогут научиться:

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

Развивается умение работать

с текстом и иллюстрациями учебника





28

Лишайники


1

Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

Учащиеся должны уметь:

- давать характеристику лишайникам;

Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы



29


Мхи


1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

Учащиеся могут узнать:

жизненные циклы мхов

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.









30

Папоротники, хвощи, плауны


1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции.

Учащиеся могут узнать:

жизненные циклы папоротников,

древовидные папоротники,

- редкие и охраняемые растения Алтайского края

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям



31

Голосеменные растения

1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении

Учащиеся могут узнать:

- жизненный цикл сосны,

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями



32

Покрытосеменные растения


1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении.

Учащиеся могут узнать:

покрытосеменные господствующая группа растений,

- редкие и охраняемые растения Омской области

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,

- выявлять приспособления у растений к среде обитания,

- различать лекарственные и ядовитые растения.

Развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам







33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира


1

Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции

Учащиеся могут узнать:

древовидные папоротники,

- покрыто-семенные – господствующая группа растений,

Учащиеся смогут научиться:

- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши.

Развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)



34


Заключительный урок по курсу «Биология.5 класс»

1


Учащиеся должны знать:- основные методы изучения растений;- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;особенности строения и жизнедеятельности лишайников;- роль растений в биосфере и жизни человека;происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений в биосфере;- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Личностные УУД.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!