Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса ФГОС общеобразовательных учреждений на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии. Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Обеспечена учебником ФГОС Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2015. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике биологии «Многообразие покрытосеменных растений» ;и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника, линия Вертикаль, ФГОС.
В 6классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Зимние явления в жизни растений.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
— осуществлять классификацию.
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;
— закономерности развития и смены растительных сообществ.
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
№ п/п | Тема урока | Решаемая проблема | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Д/з | Дата проведенияплан./факт |
Понятия | Предметные результаты | УУД, ИКТ компетентности | Личностные результаты |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8 | 9 |
| | Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | | | |
1. | Строение семян двудольных растений Л.Р №1 «Изучение строения семян двудольных растений» | познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений | Семя : главные части семени (Эндосперм, зародыш, кожура, корешок, одна и две семядоли, почечка, стебелек | Формирование понятий: Семя. Многообразие семян. Строение семян разных растений. Семена однодольных и двудольных растений, Внешнее и внутреннее строение семян | Р: Умение высказать предположение и его доказать; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий. | Формирование мотивации (учебной, социальной ) Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности; . Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | Задание на дом Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений». | |
2. | Строение семян однодольных растений Л.Р №2 «Изучение строения семян олнодольных растений» | развить знания учащихся о строении семени на основе изучения особенностей строения семян однодольных растений; | однодольные; семядоля; эндосперм; зародыш; околоплодник; зерновка. | Формирование умения определить существенные различия однодольных растений | Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий, | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания Осознанной | Задание на дом Изучить § 1 до конца, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, № 5—7 в рабочей тетради. | |
3 | Виды корней. Типы корневых систем Л. Р. №3 «Стержневая и мочковатая корневые системы». | сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем; выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем; познакомить с функциями корня; | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочко ватая корневые системы . | Формирование умения определить понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». | Р : умение преобразовывать практическую задачу в познавательную П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов | формирование осознанной мотивации к выполнению задания | Задание на дом Изучить § 2, выполнить задания в конце параграфа | |
4 | Строение корней Л.р. №4 «Корневой чехлик и корневые волоски». | Сформировать понятие о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; | главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы | Формирование понятий «зоны корня» «корневой чехлик», «зона деления», «зона роста» (растяжения), «зона всасывания», «зона проведения». | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре | Задание на дом Изучить § 3, ответить на вопросы ,№14 в рабочей тетради. | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | сформировать понятие о видоизменении корней, рассматривая видоизмененные корни как результат приспособления растения к условиям существования | корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». | имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования. | Р:Умение высказывать предположение и его доказать. П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта К: Умение задавать вопросы, | Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) | Задание на дом Изучить § 4, ответить на вопросы №16 в рабочей тетради. | |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | сформировать понятия: побег, почки вегетативные и генеративные | побег; почка; верхушечная, пазушная, придаточная почки; вегетативная, генеративная почки; конус нарастания; узел; междоузлие | Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные части побега на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, П: Использовать приёмы работы с информацией К: определение целей, , способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции | Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Задание на дом Изучить § 5, ответить на вопросы №21 и 22 в рабочей тетради. | |
7 | Внешнее строение листа Л. Р.№5 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение». | сформировать у учащихся знания о листе как важной состав ной части побега познакомить учащихся с клеточным строением лис та | листовая пластинка; черешок; листья черешковые и сидячие; листья простые и сложные; жилкование | Научатся объяснять смысл определять основные части листа на схемах, таблицах, рисунках и натуральных объектах, характеризовать строение простых и сложных листьев | Р: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. П: Использовать приёмы работы с информацией К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Задание на дом Изучить § 6,ответить на вопросы № 24, 25 и 27 в рабочей тетради. | |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев Л.р.№6 «Строение кожицы листа | познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания | световые и теневые листья; видоизменения листа. | Научатся характеризовать внутреннее строение листа и его части, определять на рисунках типы клеток и называть их функции, устанавливать взаимосвязь строения и функций листа | Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе | Проявляют интеллектуальные и творческие способности, понимают необходимость учения, владеют способами самоорганизации учебной деятельности | Задание на дом Изучить §7, 8 | |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей Л.Р.№7 «Внутреннее строение ветки дерева». | на основе актуализации знаний о побеге и его строении по казать роль стебля в жизни растения | травянистый стебель; деревянистый стебель; прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли; чечевички; | Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, определять возраст дерева по спилу | Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании учебника, П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку. К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Изучить § 9, ответить на вопросы ,№36 в рабочей тетради | |
10 | Видоизменение побегов Л. Р.№8 «Строение клубня, луковицы» | познакомить учащихся с видоизмененными по бегами, их биологическим и хозяйственным значением | видоизмененный побег; корневище; клубень; луковица. | Называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов | Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием, К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию | проводят самооценку уровня личных учебных достижений, осознают потребность и готовность к самообразованию . | Изучить § 10, ответить на вопросы | |
11 | Цветок и его строение Л. Р.№9 «Строение цветка». | сформировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка — пестика и тычинок; | пестик; тычинка; лепестки; венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник | Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: умение воспринимать информацию на слух | Представление о цветках как органах, обеспечивающих половое размножение покрытосеменных растений. | Изучить § 11, ответить на вопросы в конце параграфа, № 44—46 в рабочей тетради | |
12 | Соцветия . | познакомить учащихся с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение. | соцветие. | Умение различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия | П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, К.: умение воспринимать информацию на слух | Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных занятий. | Изучить § 12, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить в рабочей тетради задание 49 | |
13 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян Л. Р.№10 «Классификация плодов». | познакомить учащихся с разнообразием плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой. | плоды простые и сборные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные; ягода; костянка; орех; зерновка; семянка; боб; стручок; коробочка; соплодие. | Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы. К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Осознание значения многообразия плодов и семян для распространения цветковых растений | Изучить § 13,14 ответить на вопросы , № 52,53 в рабочей Тетради, кроссворд № 1 | |
14 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | Обобщение и контроль знаний по теме | Все понятия темы | имеют представление о строении растительного организма | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений | Не задано | |
| | Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч) | | | |
15 (1) | Минеральное питание растений . | расширить представления учащихся о питании живых организмов, значении питания | минеральное питание; корневое давление; почва; плодородие; удобрение | знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений | П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод. К.: умение дискутировать | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта. | Изучить § 15, № 58, 60—64 в рабочей тетради. Повторить клеточное строение листа | |
16 (2) | Фотосинтез | познакомить учащихся с воздушным способом получения растением веществ, необходимых для питания; раскрыть понятие «фотосинтез»; | фотосинтез; хлорофилл; хлоропласты; органические вещества. | знают об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ. | П.развивается умение наблюдений за экспериментом Р: фиксировать, объяснять анализировать результаты. экспериментов К.: делать выводы, ,высказывать версии | формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. | Изучить §16, № 65—68 в рабочей тетради. | |
17 (3) | Дыхание растений | познакомить учащихся с процессом дыхания у растений; и фотосинтеза | устьица; чечевички | учащиеся знают об особенностях дыхания у растений, о значении дыхания в жизни растений. | П : осваиваются основы исследовательской деятельности, Р: фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов-. К.: умение рассуждать, поддерживать диалог | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений | Изучить § 17, № 72—74 в рабочей тетради. | |
18 (4) | Испарение воды растениями. Листопад | познакомить учащихся с важной функцией листа — испарением воды; познакомить учащихся со значением листопада в жизни растений | испарение; листопад | учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений | П. развиваются навыки исследовательской деятельности Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, ,высказывать версии | формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. | Изучить п. 18, ответить на вопросы №78-83 в рабочей тетради Повторить материал о внутреннем строении стебля, тканях растений. . | |
19 (5) | Передвижение веществ в растении Л.р. №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | сформировать понятия о проводящей функции стебля, о взаимосвязи строения стебля с выполняемой им функцией. | проводящие ткани; сосуды; ситовидные трубки | Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений. | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы, | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | Изучить § 19, № 86 и 87 в рабочей тетради. Повторить материал о строении семян однодольных и двудольных растений. | |
20 (6) | Прорастание семян | познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью это го процесса от факторов окружающей среды; | проросток. | учащиеся могут перечислить условия прорастания семян. | П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений К.: умение делать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | Изучить § 20, № 92 и 93 в рабочей тетради. | |
21 (7) | Способы размножения растений | познакомить учащихся со способами размножения растений; сформировать понятия: поло вое, бес полое, вегетативное размножение | половое, бесполое, вегетативное размножение; гамета;, зигота, сперматозоид; спермий; яйцеклетка. | учащиеся знают, что размножение — одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения перед бесполым. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | умеют объяснять необходимость знаний | Изучить § 21 № 94 в рабочей тетради. Повторить материал о строении высших и низших споровых растений. | |
22 (8) | Размножение споровых растений | познакомить учащихся с размножением споровых растений | заросток; предросток; зооспора; спорангий | учащиеся знают особенности размножения споровых растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений | Изучить § 22, № 99 и 103 в рабочей тетради | |
23 (9) | Размножение семенных растений | познакомить учащихся с размножением семенных растений; показать преимущество семенного размножения перед споровым | пыльцевой мешочек; пыльца; пыльцевая трубка | учащиеся знают особенности размножения семенных растений | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самооценки К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и семенных растений | Изучить § 23, №104 в рабочей тетради. | |
24 (10) | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений | черенок; отпрыск; отводок; прививка; культура тканей; привой; подвой. | учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования. | П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника, Р: развитие навыков самостоятельной работы К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов. | формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в при роде и сельском хозяйстве. | Изучить § 25, № 116 и 117 в рабочей тетради. Повтор § 15 - 25, | |
| | Раздел 3 Классификация растений (6ч.) | | | |
25 (1) | Систематика растений Тест по теме «Жизнь растений» | дать первоначальные представления учащимся о классификации растений сформировать у учащихся умение распознавать однодольные и двудольные растения | систематика растений; вид; род; семейство; порядок; класс; отдел; царство; сорт. | имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных. | П: Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы Р: Умение организовано выполнять задания. К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности | Изучить § 26, ответить на вопросы № 120 в рабочей тетради | |
26 (2) | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства крестоцветных и розоцветных | семейство Крестоцветные; семейство Розоцветные. | иметь представление об особенностях растений семейств Крестоцветных и Розоцветных Знать культурные растения семейств и их значение в жизни человека. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Развитие навыков самооценки К: воспринимать разные формы информации | Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих | Изучить § 27, № 122 и 123 в рабочей тетради | |
27 (3) | Семейства Пасленовые и Бобовые Сложноцветные | познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств Пасленовые, Мотыльковые и Сложноцветные; | семейство Пасленовые; семейство Мотыльковые; семейство Сложноцветные; плоды многоорешек и многокостянка. | Иметь представление об особенностях растений семейств Бобовых, Пасленовых и Сложноцветных. Знать культурные растения, значение в жизни человека. | П: Умение работать с понятийным аппаратом Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение правильно формулировать вопросы и слушать ответы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные | Изучить § 28, 124—№ 126 в рабочей тетради. Повторить материал о Характерных признаках однодольныхрастений | |
28 (4) | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств Лилейные и Злаки, их биологическими особенностями | семейство Лилейные; семейство Злаки. | иметь представление об особенностях растений семейств Злаки и Лилейные. Знать культурные растения и их значение в жизни человека. | П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Потребность в объективной оценке своей деятельности, со стороны окружающих | Изучить § 29, № 129 и 130 в рабочей тетради. Под готовить со общения о культурных растениях, выращиваемых в данной местности | |
29 (5) | Важнейшие сельскохозяйственные растения | Познакомить учащихся с многообразием культурных растений, различных семейств, с особенностями их агротехники; показать значение культурных растений в жизни человека. | культурные растения | учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники. | П: Уметь работать с изобразительной наглядностью Р: выполнять задания по алгоритму К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы | Умение применять полученные знания на практике. | Изучить § 30, № 132—135 в рабочей тетради. Повтор § 26- 30. | |
30 (6) | Контрольная работа по теме «Классификация растений» | Обобщение и контроль знаний по теме | Все понятия темы | Имеют представление о классификации покрытосеменных растений | П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты. Р: делать выводы по результатам работы К.: умение воспроизводить информацию | формируется научное мировоззрение: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений | Не задано | |
| | Раздел 4. Природные сообщества (3 ч) | | | |
31 (1) | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе | сформировать у учащихся понятие о растительном сообществе | Растительное сообщество; типы растительных сообществ; растительность; типы растительности, ярусность | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Р: развитие навыков самооценки и самоанализа. \К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Представление о многообразии природных сообществ Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ | Изучить § 31 | |
32 (2) | Развитие и смена растительных сообществ . | дать представление о развитии и смене природных сообществ. | смена сообществ. | Многообразие естественных растительных сообществ. Смена растительных сообществ, ее причины. | П.: Уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую Р: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки К.: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы | Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке результатов деятельности со стороны окружающих | повторить § 31, № 139 в рабочей тетради | |
33 (3) | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Летние задания | познакомить учащихся с многообразием дикорастущих цветковых растений края, их приспособленностью к обитанию в сообществе | растительное сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе | Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества | П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Умение практически использовать полученные знания Уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения. сообществ | Составить правила поведения в природе | |
34 | Экскурсия Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | познакомить учащихся с многообразием дикорастущих цветковых растений края, их приспособленностью к обитанию в сообществе | растительное сообщество; приспособленность растений к обитанию в сообществе | Иметь представление о структуре конкретного фитоценоза, расположенного в окрестностях школы. Знать правила поведения в природе и последствия влияния человека на природные сообщества | П.: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи Р: выполнять здания по алгоритму К.: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации | Умение практически использовать полученные знания Уметь объяснять необходимость знаний о природных сообществах ближайшего окружения. сообществ | Летние задания | |