СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование курса "Окружающий мир" 8 вид обучения, 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

   Изучение природоведения в  школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

   Основными задачами курса являются:

-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;

-воспитание социально значимых качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Календарно-тематическое планирование курса "Окружающий мир" 8 вид обучения, 5 класс.»



Пояснительная записка.


Изучение природоведения в школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Основными задачами курса являются:

-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;

-воспитание социально значимых качеств личности.


В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.


Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.

Национально-региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.


Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем- естествознания и географии.


Учебник:


Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2018г.









Календарно – тематическое планирование.


Но- мер.

Тема.

Кол-во ча-сов

Прогнози-руемый результат.

Наглядность, дид. м-л, ТСО.

Виды работ по развитию речи.

Элементы НРК.

Словарь.

Практическая часть.

Контроль.

Дата

1.

Введение (1 час).

Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1ч.

Знать , что изучает природоведение.

Учебник.

Беседа по вопросам учителя.


Природоведение.


Фронтальная проверка.

07.09

2.

Вселенная (4 часа). Небесные тела: планеты, звезды.

1ч.


Называть предметы и явления в окружающей обстановке.

Иллюстрации.

Беседа по вопросам учителя.


Вселенная, небесные тела, планеты, звезды.

Запись определений в тетрадь.

Фронтальная проверка.

14.09

3.

Солнечная система. Солнце.

1ч.

Уметь вести наблюдения.

Календарь погоды.

Беседа о погоде.

Погода нашей местности

Солнечная система.

Зарисовки в тетрадях.

Фронтальная проверка.


21.09

4.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

1ч.

Знать имена первых космонавтов.

Иллюстрации, в\ф «Покорение космоса».

Беседа по вопросам учителя.


Космос. Спутник.

Просмотр и обсуждение в\ф

Фронтальная проверка.

28.09

5.

Экскурсия ( в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.

1ч.

Уметь вести наблюдения.

Фильмы для заочной экскурсии.

Беседа по вопросам учителя.


Планетарий, обсерватория.


Индивидуальная проверка.

05.10

6.

Наш дом –Земля (13 ч.).

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

1ч.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Иллюстрации

Беседа по вопросам учителя.


Атмосфера, гидросфера, литосфера.

Запись определений в тетрадь.

Фронтальная проверка.

12.10

7.

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

1ч.

Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха.

Иллюстрации, воздушный шарик.

Выборочный пересказ.


Прозрачность. Газ.

Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

19.10

8.

Значение воздуха для жизни на Земле.

1ч.

Знать основные свойства воздуха.

Иллюстрации.

Беседа по иллюстрациям.

Загрязнение воздуха в РТ.


Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

26.10

9.

Поверхность суши: равнины, холмы, овраги.

1ч.

Знать основные формы поверхности Земли.

Таблица «Формы рельефа».

Беседа по вопросам учителя.

Рельеф нашей местности.

Равнина, холм, овраг.

Зарисовка форм поверхности суши.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

02.11

10.

Поверхность суши: горы.

1ч.

Знать основные формы поверхности Земли.

Иллюстрации, таблица «Горы».

Выборочный пересказ.

Горы в нашей местности.

Вершина, подошва, склон.

Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

16.11

11.

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

1ч.

Знать свойства почвы.

Иллюстрации, образцы почв.

Беседа по таблице.

Почвы нашей местности.

Чернозем.

Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

23.11

12.

Полезные ископаемые.

1ч.

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

Коллекция полезных ископаемых.

Беседа по коллекции.

Полезные ископаемые нашей местности.

Твердость, хрупкость, прозрачность и др.

Составление таблицы «Полезные ископаемые»

Самостоятельная работа по теме «Времена года».

30.11

13.

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

1ч.

Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.


Коллекция полезных ископаемых.

Беседа по коллекции.

Полезные ископаемые нашей местности

Открытый и закрытый способы добычи.

Работа по определению свойств полезных ископаемых.

Фронтальная проверка.

07.12

14.

Вода. Свойства.

1ч.

Знать основные свойства воды.

Вода в стакане.

Беседа по вопросам учителя.


Прозрачность, форма предмета.

Работа по определению свойств воды.


Фронтальная проверка.

14.12

15.

Вода в природе: осадки, воды суши.

1ч.

Различать виды вод.

Иллюстрации

Выборочный пересказ.


Названия видов воды.

Выполнение зарисовок вод в тетрадях.



Индивидуальная проверка.

21.12

16.

Воды суши: ручьи, реки.

1ч.

Знать названия вод суши.

Иллюстрации

Выборочный пересказ.

Реки нашей местности.

Названия рек.

Заполнение схемы «Воды суши».

Индивидуальная проверка.

28.12

17.

Озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

1ч.

Различать виды вод суши.

Иллюстрации

Выборочный пересказ.

Водоемы нашей местности

Названия видов вод суши.

Записи в тетрадях.

Индивидуальная проверка.

18.01

18.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.


Резерв.

1ч.

Знать свойства морской воды.

Иллюстрации, карта мира

Беседа, пересказы.



Выполнение тестовых заданий. Нахождение на карте морей и океанов.

Тестовый контроль.

25.01

19.

Растительный мир Земли (14 ч.).

Разнообразие растительного мира. Части растения.

1ч.

Различать живую и неживую природу.

Иллюстрации

Беседа по иллюстрациям.

Растения РТ.

Названия растений.

Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях.

Фронтальная

01.02

20.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1ч.

Знать простейшую классификацию растений.

Гербарий, мультимедийные презентации.

Беседа по гербарию.

Растения РТ.

Среда обитания.

Рассматривание гербария. Игра на классификацию растений по местам произрастания.

Фронтальная проверка.

08.02

21.

Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий).

1ч.

Уметь проводить наблюдения за природой.


Беседа.

Растения вокруг нас.

Названия растений.

Сбор гербария. Сезонные наблюдения.

Фронтальная

15.02

22.

Части растения.

1ч.

Знать части растений.

Иллюстрации, презентация.

Беседа.

Деревья РТ.

Названия растений.

Зарисовки в тетрадях. Выделение органов растений.

Индивидуальная проверка.

22.02

23.

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

1ч.

Различать дикорастущие и культурные растения.

Иллюстрации

Беседа по иллюстрациям.


Названия растений.

Заполнение таблиц. Изготовление гербариев.

Фронтальная проверка.

01.03

24.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

1ч.

Уметь называть представителей растительного мира.

Презентация.

Беседа по вопросам учителя.


Названия растений.

Наблюдения за сезонными изменениями природе.

Фронтальная проверка.

08.03

25.

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

1ч.

Уметь называть представителей растительного мира.

Иллюстрации

Беседа по иллюстрациям.


Названия растений.

Записи в тетрадях. Зарисовки растений.

Фронтальная проверка.

15.03

26.

Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

1ч.

Уметь называть представителей растительного мира.

Иллюстрации

Беседа по иллюстрациям.


Названия растений.

Зарисовки в тетрадях.

Фронтальная проверка.

22.03

27.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

1ч.

Знать простейшую классификацию растений.

Гербарий.

Беседа по гербарию.


Названия растений.

Заполнение таблиц. Зарисовки растений.

Фронтальная проверка.

05.04

28.

Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания.

1ч.

Знать названия растений.

Презентация. Фотографии школьного цветника.

Беседа по презентации.

Растения школьного сада.

Названия растений.

Составление букетов из сухоцветов. Зарисовки растений.

Фронтальная проверка.

12.04

29.

Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование.

1ч.

Уметь называть некоторые лекарственные растения.

Коллекция лекарственных растений.

Выборочный пересказ.

Лек. Растения РТ.

Названия растений.

Записи в тетрадях правил сбора и использования. Зарисовки растений.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

19.04

30.

Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение.

1ч.

Знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними.

Растения класса.

Выборочный пересказ.

Растения класса.

Названия растений.

Записи и зарисовки в тетрадях. Уход за комнатными растениями.

Фронтальная и индивидуальная проверка.

26.04

31.

Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга.

1ч.

Знать простейшую классификацию растений.

Плакаты по охране природы.

Выборочный пересказ.

Красная книга РТ.

Названия растений.

Зарисовки по охране растений.

Фронтальная проверка.

03.05

32.

Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».

1ч.


Уметь работать самостоя-тельно.

Тестовые задания.




Выполнение тестовых заданий.

.


33.

Животный мир Земли (12 ч.).

Разнообразие животного мира.

1ч.


Знать простейшую классификацию животных.

в/ф «Животный мир Земли»

Выборочный пересказ видеофрагментов.

Животные нашей местности.

Названия животных.

Зарисовки животных в тетрадях.

07.05


34.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1ч.


Различать животных суши и водоемов.

Иллюстрации.

Беседа о приспособлении к среде обитания.

Животные нашей местности.

Названия животных.

Игра на классификацию животных.

17.05

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!