Пояснительная записка.
Изучение природоведения в школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Основными задачами курса являются:
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;
-воспитание социально значимых качеств личности.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Календарно-тематическое планирование курса "Окружающий мир" 8 вид обучения, 5 класс.»
Пояснительная записка.
Изучение природоведения в школе 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Основными задачами курса являются:
-сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
-демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
-формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
-воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранной работы;
-воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю.
Национально-региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем- естествознания и географии.
Учебник:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2018г.
Календарно – тематическое планирование.
Но- мер. | Тема. | Кол-во ча-сов | Прогнози-руемый результат. | Наглядность, дид. м-л, ТСО. | Виды работ по развитию речи. | Элементы НРК. | Словарь. | Практическая часть. | Контроль. | Дата |
1. | Введение (1 час). Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1ч. | Знать , что изучает природоведение. | Учебник. | Беседа по вопросам учителя. | | Природоведение. | | Фронтальная проверка. | 07.09 |
2. | Вселенная (4 часа). Небесные тела: планеты, звезды. | 1ч. | Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | Иллюстрации. | Беседа по вопросам учителя. | | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. | 14.09 |
3. | Солнечная система. Солнце. | 1ч. | Уметь вести наблюдения. | Календарь погоды. | Беседа о погоде. | Погода нашей местности | Солнечная система. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. | 21.09 |
4. | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | 1ч. | Знать имена первых космонавтов. | Иллюстрации, в\ф «Покорение космоса». | Беседа по вопросам учителя. | | Космос. Спутник. | Просмотр и обсуждение в\ф | Фронтальная проверка. | 28.09 |
5. | Экскурсия ( в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом. | 1ч. | Уметь вести наблюдения. | Фильмы для заочной экскурсии. | Беседа по вопросам учителя. | | Планетарий, обсерватория. | | Индивидуальная проверка. | 05.10 |
6. | Наш дом –Земля (13 ч.). Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | 1ч. | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Иллюстрации | Беседа по вопросам учителя. | | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Запись определений в тетрадь. | Фронтальная проверка. | 12.10 |
7. | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1ч. | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе, знать свойства воздуха. | Иллюстрации, воздушный шарик. | Выборочный пересказ. | | Прозрачность. Газ. | Выполнение опыта на обнаружение воздуха вокруг нас. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 19.10 |
8. | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1ч. | Знать основные свойства воздуха. | Иллюстрации. | Беседа по иллюстрациям. | Загрязнение воздуха в РТ. | | Выполнение зарисовок на тему охраны воздуха. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 26.10 |
9. | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | 1ч. | Знать основные формы поверхности Земли. | Таблица «Формы рельефа». | Беседа по вопросам учителя. | Рельеф нашей местности. | Равнина, холм, овраг. | Зарисовка форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 02.11 |
10. | Поверхность суши: горы. | 1ч. | Знать основные формы поверхности Земли. | Иллюстрации, таблица «Горы». | Выборочный пересказ. | Горы в нашей местности. | Вершина, подошва, склон. | Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 16.11 |
11. | Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | 1ч. | Знать свойства почвы. | Иллюстрации, образцы почв. | Беседа по таблице. | Почвы нашей местности. | Чернозем. | Выполнение опытов на обнаружение свойств почвы. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 23.11 |
12. | Полезные ископаемые. | 1ч. | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Полезные ископаемые нашей местности. | Твердость, хрупкость, прозрачность и др. | Составление таблицы «Полезные ископаемые» | Самостоятельная работа по теме «Времена года». | 30.11 |
13. | Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. | 1ч. | Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Коллекция полезных ископаемых. | Беседа по коллекции. | Полезные ископаемые нашей местности | Открытый и закрытый способы добычи. | Работа по определению свойств полезных ископаемых. | Фронтальная проверка. | 07.12 |
14. | Вода. Свойства. | 1ч. | Знать основные свойства воды. | Вода в стакане. | Беседа по вопросам учителя. | | Прозрачность, форма предмета. | Работа по определению свойств воды. | Фронтальная проверка. | 14.12 |
15. | Вода в природе: осадки, воды суши. | 1ч. | Различать виды вод. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | | Названия видов воды. | Выполнение зарисовок вод в тетрадях. | Индивидуальная проверка. | 21.12 |
16. | Воды суши: ручьи, реки. | 1ч. | Знать названия вод суши. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | Реки нашей местности. | Названия рек. | Заполнение схемы «Воды суши». | Индивидуальная проверка. | 28.12 |
17. | Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1ч. | Различать виды вод суши. | Иллюстрации | Выборочный пересказ. | Водоемы нашей местности | Названия видов вод суши. | Записи в тетрадях. | Индивидуальная проверка. | 18.01 |
18. | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Резерв. | 1ч. | Знать свойства морской воды. | Иллюстрации, карта мира | Беседа, пересказы. | | | Выполнение тестовых заданий. Нахождение на карте морей и океанов. | Тестовый контроль. | 25.01 |
19. | Растительный мир Земли (14 ч.). Разнообразие растительного мира. Части растения. | 1ч. | Различать живую и неживую природу. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | Растения РТ. | Названия растений. | Выполнение зарисовок растений в разные времена года в тетрадях. | Фронтальная | 01.02 |
20. | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1ч. | Знать простейшую классификацию растений. | Гербарий, мультимедийные презентации. | Беседа по гербарию. | Растения РТ. | Среда обитания. | Рассматривание гербария. Игра на классификацию растений по местам произрастания. | Фронтальная проверка. | 08.02 |
21. | Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). | 1ч. | Уметь проводить наблюдения за природой. | | Беседа. | Растения вокруг нас. | Названия растений. | Сбор гербария. Сезонные наблюдения. | Фронтальная | 15.02 |
22. | Части растения. | 1ч. | Знать части растений. | Иллюстрации, презентация. | Беседа. | Деревья РТ. | Названия растений. | Зарисовки в тетрадях. Выделение органов растений. | Индивидуальная проверка. | 22.02 |
23. | Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. | 1ч. | Различать дикорастущие и культурные растения. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Заполнение таблиц. Изготовление гербариев. | Фронтальная проверка. | 01.03 |
24. | Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1ч. | Уметь называть представителей растительного мира. | Презентация. | Беседа по вопросам учителя. | | Названия растений. | Наблюдения за сезонными изменениями природе. | Фронтальная проверка. | 08.03 |
25. | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | 1ч. | Уметь называть представителей растительного мира. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Записи в тетрадях. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. | 15.03 |
26. | Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1ч. | Уметь называть представителей растительного мира. | Иллюстрации | Беседа по иллюстрациям. | | Названия растений. | Зарисовки в тетрадях. | Фронтальная проверка. | 22.03 |
27. | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1ч. | Знать простейшую классификацию растений. | Гербарий. | Беседа по гербарию. | | Названия растений. | Заполнение таблиц. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. | 05.04 |
28. | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | 1ч. | Знать названия растений. | Презентация. Фотографии школьного цветника. | Беседа по презентации. | Растения школьного сада. | Названия растений. | Составление букетов из сухоцветов. Зарисовки растений. | Фронтальная проверка. | 12.04 |
29. | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. | 1ч. | Уметь называть некоторые лекарственные растения. | Коллекция лекарственных растений. | Выборочный пересказ. | Лек. Растения РТ. | Названия растений. | Записи в тетрадях правил сбора и использования. Зарисовки растений. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 19.04 |
30. | Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. | 1ч. | Знать некоторые комнатные растения, уметь ухаживать за ними. | Растения класса. | Выборочный пересказ. | Растения класса. | Названия растений. | Записи и зарисовки в тетрадях. Уход за комнатными растениями. | Фронтальная и индивидуальная проверка. | 26.04 |
31. | Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | 1ч. | Знать простейшую классификацию растений. | Плакаты по охране природы. | Выборочный пересказ. | Красная книга РТ. | Названия растений. | Зарисовки по охране растений. | Фронтальная проверка. | 03.05 |
32. | Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли». | 1ч. | | Уметь работать самостоя-тельно. | Тестовые задания. | | | | Выполнение тестовых заданий. | . |
|
33. | Животный мир Земли (12 ч.). Разнообразие животного мира. | 1ч. | | Знать простейшую классификацию животных. | в/ф «Животный мир Земли» | Выборочный пересказ видеофрагментов. | Животные нашей местности. | Названия животных. | Зарисовки животных в тетрадях. | 07.05 |
|
34. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 1ч. | | Различать животных суши и водоемов. | Иллюстрации. | Беседа о приспособлении к среде обитания. | Животные нашей местности. | Названия животных. | Игра на классификацию животных. | 17.05 |
|