№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (количество часов), темы урока | Формы и темы контроля | Примечания |
план | факт |
1 | 11.09 | | Географическая среда (6 ч) Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». | | |
2 | 18.09 | | Особенности климата Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. | Практическая работа | |
3 | 25.09 | | Крымский ландшафт. Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе. | Видео- экскурсия | |
4 | 02.10 | | Охрана природы Крыма. Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов. | | |
5 | 09.10 | | Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. | Практическая работа | |
6 | 16.10 | | Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам. | Видео- экскурсия | |
7 | 23.10 | | История (4 ч) Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства». | Тренинг | |
8 | 13.11 | | Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение | | |
9 | 20.11 | | Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях. | | |
10 | 27.11 | | Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях. | | |
11 | 04.12 | | Традиционная и современная культура (13 ч) Традиционные занятия населения региона. Земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. | | |
12 | 11.12 | | Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. | Практическая работа | |
13 | 18.12 | | Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. | Видео- экскурсия | |
14 | 25.12 | | Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять. | | |
15 | 15.01 | | Традиции соседской взаимопомощи. Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока». | | |
16 | 22.01 | | Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности | | |
17 | 29.01 | | Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. | Практическая работа | |
18 | 05.02 | | Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. | | |
19 | 12.02 | | Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. | | |
20 | 19.02 | | Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. | | |
21 | 26.02 | | Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. | Практическая работа | |
22 | 05.03 | | Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. | Практическая работа | |
23 | 12.03 | | Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. | | |
24 | 19.03 | | Язык соседа (4 ч) Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». | Тренинг | |
25 | 02.04 | | Танец – понятный всем язык, который нас объединяет. Танцы народов Крыма. | | |
26 | 09.04 | | Мои любимые песни. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. | | |
27 | 16.04 | | Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей. | | |
28 | 23.04 | | Аксиология (3 ч) Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше». | | |
29 | 07.05 | | Ценности, которые объединяют всех. Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность Нужны ли они в жизни современного человека. | | |
30 | 14.05 | | Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании. | Практическая работа | |
31 | 21.05 | | Конфликтология (4 ч) Что такое «любовь»? Почему она нужна людям? | | |
32 | | | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. | Тренинг | |
33 | | | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. | Тренинг | |
34 | | | Обобщающий урок за год. | | |