СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование для 8 классов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП 8 класс  с УУД

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование для 8 классов»

Приложение к рабочей учебной программе

по географии 8 класс



МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №1 ИМЕНИ В.И.МУРАВЛЕНКО»



Календарно-тематическое планирование

по географии в 8 классе

на 2023-2024 учебный год







Составил:

Косминцева О.В., учитель географии.



2023-2024 учебный год

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СОШ №1

объединения учителей ____________________________ ________________________

_________________________ приказ № от

Протокол № от________

Руководитель ШМО

_________________________





















Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

География , 8 класс.

Календарно-тематическое планирование по предмету география составлено на основании рабочей учебной программы по географии для учащихся 8 класса разработанной на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к географическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение клю­чевыми компетенциями, составляющими основу для непрерыв­ного образования и саморазвития, а также целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития обучающихся, в которой учтены идеи и положения Концепции раз­вития математического образования в Российской Федерации.

Содержание программного материала реализуется на основе следующей учебно-методической литературы и обучающих средств:

1. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким География России. Природа и население, Москва, Дрофа, 2020

2. Программа по географии в 8 классе рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю), из них диагностических работ 2, тематических контрольных работ 1.



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Диагностические работы

За год

Количество контрольных работ

1

1

1

1

2

4

Количество практических

работ


3

6

2

6


17



п/п


Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока



Кол-во

уроков

Предметный

результат

Метапредметный результат

Личностный

результат

1



Раздел 1. Географическое пространство России.

Тема 1. История формирования и освоения территории России.

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы


13ч.


2 ч.













Овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представлений о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории страны.










Осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать самостоятельно принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Работать с текстом и картами учебника; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу.










Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны.

2



Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа№ 1 по теме "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"


Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

3



Тема 2. Географическое положение и границы России.

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации

4 ч.

Формирование знаний об основных типах и видах границ. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.

4



Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье


Формирование знаний о влиянии северного положения России на жизнь и деятельность её населения.

Участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Определение своей личностной позиции в решении проблемы.

5



Географическое положение России. Виды географического положения


Формирование знаний о географическом положении России, о её площади и границе; о месте России среди других стран, о месте в Европе и Азии; о крайних точках и валовом продукте.



6



Моря, омывающие территорию России


Формирование знаний о морях, омывающих Россию; об отличии моря от океана, об особенностях российских морей, о ресурсах морей и их использовании, о рекреационном значении и экологических проблемах морей.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; работать с текстом и географическими картами; создавать таблицы и схемы.

Осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.

7



Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и "Географическое положение и границы России"


Основные понятия данного раздела.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

8



Тема 3. Время на территории России.

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей

3 ч.

Формирование знаний о географическом положении России, о её площади и границе; о месте России среди других стран, о месте в Европе и Азии; о крайних точках и валовом продукте.

Участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Определять положение России на карте часовых поясов; решать практические задачи по определению местного солнечного времени; находить информацию о часовых поясах в Интернете.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

9



Практическая работа№2 по теме "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон"


Уметь решать проблемы для практической потребности знаний о системе счёта времени в стране; самостоятельно решать и составлять задачи; актуализировать знания о часовых поясах; продолжить формировать умения работать с картами, картосхемами учебника.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

10



Тема 4. Административно-территориальное устройство России.

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Виды субъектов Российской Федерации

4 ч.

Знать административно-территориальное деление территории страны; умение вести дискуссии: тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны? » показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

ИКТ компетентность.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

11



Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории


Знать административно-территориальное деление территории страны; умение вести дискуссии: тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны? » показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

ИКТ компетентность.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

12



Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток


Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к.

Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими странами.

Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы.

Составлять описание границ России.

Сравнение и сопоставление.


Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

13



Практическая работа №3 по теме "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения"


Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к.

Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими странами.

Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы.

Составлять описание границ России.

Сравнение и сопоставление.


Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

14



Раздел 2. Природа России.

Тема 2. Природные условия и ресурсы России.

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

42 ч.


4 ч.

Знать научную терминологию, уметь анализировать карту полезных ископаемых России, знание номенклатуры.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

15



Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации.


Знать научную терминологию, уметь анализировать карту полезных ископаемых России, знание номенклатуры.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

16



Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию


Уметь владеть способами составления таблиц, знать структуру земной коры.

Формировать умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Оценивать утверждения

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

17



Практическая работа №4 по теме "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам"


Уметь владеть способами составления таблиц, знать структуру земной коры.

Формировать умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Оценивать утверждения

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

18



Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица

8 ч.

Формирование знаний об истории развитии земной коры, о геологическом летоисчислении, о геохронологической таблице или шкале; об эпохах складчатости и геологической карте.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Строить логическое рассуждение; устанавливать связи и делать обобщения; планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией.

Понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры.

19



Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России


Формирование представлений и знаний

об основных типах тектонических структур — платформах

и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. составлять план и последовательно сть действий, оценивать результат.

Формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; составлять схемы; анализировать таблицы.

Развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой.


20



Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны





21



Влияние внутренних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма


Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

Работать индивидуально и в группе.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные

задачи; создавать таблицы и схемы.


Формирование умений использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

22



Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения


Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

работать индивидуально и в группе.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные

задачи; создавать таблицы и схемы.


Формирование умений использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

23



Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа №5 по теме "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"


Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

Работать индивидуально и в группе.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные

задачи; создавать таблицы и схемы.

.

Формирование умений использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

24



Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа


Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.

Работать индивидуально и в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи; создавать таблицы и схемы.

Формирование умений использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа.

25



Особенности рельефа своего края. Практическая работа №6 по теме "Объяснение особенностей рельефа своего края"


Систематизация знаний о полезных ископаемых России и своего края; развитие картографических

умений.

Работать индивидуально и в группе, принимать участие в обсуждении выступлений одноклассников.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Анализировать

и систематизировать информацию о полезных ископаемых России; подготавливать материалы о полезных ископаемых и проблемах их рационального использования.

Развитие умений самостоятельного поиска информации в книгах, Интернете и на картах.

26



Тема 3. Климат и климатические ресурсы.

Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа

7 ч.

Формирование знаний о различных видах

солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Определять понятия; использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной

радиации; анализировать информацию и делать выводы; создавать схемы.

Понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле.

27



Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Практическая работа №7 по теме "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"


Формирование представлений и знаний

о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формулировать обобщения на основе изучаемого материала; создавать схемы; анализировать рисунки.

Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России.

28



Распределение температуры воздуха по территории России


Формирование представлений и знаний о влиянии на климат России её географического положения, об особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; работать с картами параграфа.

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

29



Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Практическая работа №8 по теме "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны"


30



Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики


Формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников информации. Формирование представлений и знаний

о влиянии природных условий на жизнь человека и его

хозяйственную деятельность, о комфортности климата,

агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения,

испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях,

встречающихся в России.

Работать в группе.

Планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией.

Работать с текстом и климатическими диаграммами.


Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию многообразия

климатов России.

31



Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия


32



Особенности климата своего края. Практическая работа № 9 по теме "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения"


Формирование представлений и знаний

о влиянии природных условий на жизнь человека и его

хозяйственную деятельность, о комфортности климата,

агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения,

испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях,

встречающихся в России.

Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека и способах адаптации человека к разным климатическим условиям; систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице; анализировать карты и делать выводы; создавать схемы.

Понимание особенностей климата России

и его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание

того, что адаптация человека к климатическим условиям —

фактор здоровья.

33



Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы.

Моря как аквальные ПК

7 ч.

Формирование знаний о морях, омывающих Россию; об отличии моря от океана, об особенностях российских морей, о ресурсах морей и их использовании, о рекреационном значении и экологических проблемах морей.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; работать с текстом и географическими картами; создавать таблицы и схемы.

Осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.

34



Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа №10 по теме "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны"


Формирование представлений и знаний

о реках России и их особенностях, о принадлежности

рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Работать с текстом и картами параграфа; анализировать рисунки; создавать схемы; подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении.

Понимание значения рек для человека и

хозяйства России.

35



Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа №11 по теме "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"


Формирование знаний о степени преобразования рек человеком; о значении водохранилищ; об особенностях строительства ГЭС и экологических проблемах, связанных с их эксплуатацией.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Формирование личностного отношения к

проблемам преобразования рек.

36



Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды


Формирование представлений и знаний

о крупнейших озёрах России, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в

России, о болотах, типах болот и условиях их образования, о других внутренних водах России — подземных водах, ледниках, артезианских бассейнах, многолетней мерзлоте.

Работать индивидуально или в группе; при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать схемы; планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой

информацией.

Осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений.

37



Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения


38



Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности


Формирование знаний о значении рек в

жизни человека и в хозяйстве страны.

Включаться в дискуссию.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона; работать с текстом и географическими картами.


Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития

страны.

39



Контрольная работа по разделу "Природа России". Обобщающее повторение по темам: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые", Климат и климатические ресурсы", " Моря России и внутренние воды"


Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении раздела

Осуществлять контроль и анализ своей деятельности


40



Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв

16 ч.

Формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Осознание значения плодородия почвы.

41



Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии


Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности.

42



Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением


Формирование представлений и знаний: об экологической ситуации в России, её эколого-географическом положении; об экологических проблемах

и деятельности людей, способствующей их возникновению

и развитию; формирование умений и навыков безопасного

и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Работать в группе.

составлять план и последовательность действий, оценивать результат.

аргументировать свою точку зрения на возникновение экологических ситуаций; анализировать информацию, содержащуюся в СМИ, схемах, таблицах; формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных

ситуациях; осознание личностной позиции по отношению

к негативному воздействию человека на природу, приводящему к экологическим проблемам.

43



Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие


Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности.

44



Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России


Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности.

45



Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов


Формирование знаний о природно-территориальных комплексах России

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

46



Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра


Формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

искать и отбирать информацию по теме; подготавливать и обсуждать презентации; работать с текстом и географическими картами.

Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

47



Природно-хозяйственные зоны России. Тайга


Формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных

лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.

полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Работать с текстом и географическими картами; сопоставлять

физическую карту России и карты компонентов природы; анализировать картосхемы и делать выводы; выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их.

Воспитание чувства гордости за свою Родину; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

48



Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса


49



Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи


Формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной

деятельности человека в этих зонах.

Работать в группе.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать образы степи и лесостепи; отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы.

Формирование экологического мышления;

осознание необходимости охраны степных ландшафтов.

50



Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни


Формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны — зонах полупустынь и пустынь,

о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь.

Работать в группе.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать презентации о южных безлесных зонах России; находить и отбирать информацию; работать с текстом.

Осознание уникальности каждой природной зоны.

51



Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал)


Формирование знаний о самой маленькой

по площади природной зоне России — зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах.

Участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта; работать в группе.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа; создавать графические схемы; анализировать рисунки и делать выводы.


Осознание уникальности субтропиков

России; оценивание специфики жизни и хозяйственной

деятельности людей в горах.

52



Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы азиатской части России. Практическая работа №12 по теме "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах"


53



Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. Практическая работа №13 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации"


Формирование знаний об условиях жизни

и деятельности человека в разных природных зонах.

Обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. извлекать необходимую информацию из различных источников; характеризовать природно-хозяйственные зоны.

Формирование ценностного отношения к

природе; формирование экологического мышления.

54



Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России


Формирование знаний о природно-территориальных комплексах России

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

55



Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны"


Основные знания и понятия по разделу.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии.

Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности

56



Раздел 3. Население России.

Тема 1. Численность населения России.

Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России. Общий прирост населения

13ч.


3 ч.

Называть и показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории на основе анализа текстовых источников и карт.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Оценивать утверждения

Осознание факта, что человек — высшая

ценность на Земле.

57



Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России


Формирование представлений о возрастном и половом составе некоторых регионов России, о динамике городского и сельского населения в основных возрастных группах.

Работать в группе.

составлять план и последовательность действий, оценивать результат. анализировать диаграммы и делать самостоятельные выводы.

Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию

демографической ситуации в разных регионах России.

58



Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Практическая работа №14 по теме «Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона»


Объяснять причины и основные направления миграций населения России

Объяснять значение основных понятий темы.

Строить диаграммы и графики. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом осуществлять контроль и анализ своей деятельности

Осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре,

религии, традициям, языку, ценностям народов России.

59



Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации

4 ч.

Называть численность населения страны; Сравнивать Россию с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; объяснять изменения численности населения и естественного движения населения в историческом плане.

Объяснять причины, влияющие на численность населения.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации умение интерпретировать информацию,

Осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России..

60



Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города


Называть и выделять на карте крупнейшие города России; называть функции городов.

Приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой

Осознание факта, что города и сельские

поселения являются феноменом культуры; развитие

осознание

необходимости сохранения качества окружающей среды в

городах и сельских поселениях. Осознание факта, что города и сельские

поселения являются феноменом культуры; развитие

осознание

необходимости сохранения качества окружающей среды в

городах и сельских поселениях.



61



Сельская местность и современные тенденции сельского расселения


Приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений.

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме.

Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

62



Контрольная работа по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России"


Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении раздела.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания.

63



Тема 3. Народы и религии России.

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Практическая работа №15 "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ»

*Взаимоотношения народов России с народами Востока: религия, традиции, культура.

2 ч.

Показывать на карте районы проживания крупных народов; приводить примеры республик в составе России, определять по статистическим показателям долю титульной нации автономных образований.


Владеть устной и письменной речью, умение работать в группе.

Объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре,

религии, традициям, языку, ценностям народов России.

64



География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России


Приводить примеры влияния религиозных традиций на жизнь и быт народов России.

Осуществлять контроль и анализ своей деятельности

Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию

демографической ситуации в разных регионах России.

65



Тема 4. Половой и возрастной состав населения России.

Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие.

3 ч.

Строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения страны

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию

демографической ситуации в разных регионах России.

66



Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России. Практическая работа №16 по теме "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид"


Строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения страны. Объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию

демографической ситуации в разных регионах России.

67



Обобщающее повторение по темам "Народы и религии России" и "Половой и возрастной состав населения России"


Формирование представлений и знаний

об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе

населения России.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

68



Тема 5. Человеческий капитал России.

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Практическая работа №17 по теме "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

1 ч.

Формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном населении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание

важности выбора профессии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!