Косминцева О.В., учитель географии.
Календарно-тематическое планирование по предмету география составлено на основании рабочей учебной программы по географии для учащихся 8 класса разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к географическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, в которой учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Содержание программного материала реализуется на основе следующей учебно-методической литературы и обучающих средств:
1. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким География России. Природа и население, Москва, Дрофа, 2020
2. Программа по географии в 8 классе рассчитана на 68 часа в год (2 часа в неделю), из них диагностических работ 2, тематических контрольных работ 1.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во уроков | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
1 | | | Раздел 1. Географическое пространство России. Тема 1. История формирования и освоения территории России. История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы | 13ч. 2 ч. | Овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представлений о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории страны. | Осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать самостоятельно принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Работать с текстом и картами учебника; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны. |
2 | | | Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа№ 1 по теме "Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт" | | Знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
3 | | | Тема 2. Географическое положение и границы России. Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации | 4 ч. | Формирование знаний об основных типах и видах границ. Уметь показывать границу России и назвать соседние страны. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях. |
4 | | | Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье | | Формирование знаний о влиянии северного положения России на жизнь и деятельность её населения. | Участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Определение своей личностной позиции в решении проблемы. |
5 | | | Географическое положение России. Виды географического положения | | Формирование знаний о географическом положении России, о её площади и границе; о месте России среди других стран, о месте в Европе и Азии; о крайних точках и валовом продукте. | | |
6 | | | Моря, омывающие территорию России | | Формирование знаний о морях, омывающих Россию; об отличии моря от океана, об особенностях российских морей, о ресурсах морей и их использовании, о рекреационном значении и экологических проблемах морей. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; работать с текстом и географическими картами; создавать таблицы и схемы. | Осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей. |
7 | | | Обобщающее повторение по темам "История формирования и освоения территории России" и "Географическое положение и границы России" | | Основные понятия данного раздела. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
8 | | | Тема 3. Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей | 3 ч. | Формирование знаний о географическом положении России, о её площади и границе; о месте России среди других стран, о месте в Европе и Азии; о крайних точках и валовом продукте. | Участвовать в коллективном поиске; обмениваться мнениями, объяснять, защищать свои идеи. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Определять положение России на карте часовых поясов; решать практические задачи по определению местного солнечного времени; находить информацию о часовых поясах в Интернете. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
9 | | | Практическая работа№2 по теме "Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон" | | Уметь решать проблемы для практической потребности знаний о системе счёта времени в стране; самостоятельно решать и составлять задачи; актуализировать знания о часовых поясах; продолжить формировать умения работать с картами, картосхемами учебника. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
10 | | | Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Виды субъектов Российской Федерации | 4 ч. | Знать административно-территориальное деление территории страны; умение вести дискуссии: тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны? » показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации ИКТ компетентность. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
11 | | | Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории | | Знать административно-территориальное деление территории страны; умение вести дискуссии: тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны? » показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации ИКТ компетентность. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
12 | | | Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток | | Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими странами. Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы. Составлять описание границ России. | Сравнение и сопоставление. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
13 | | | Практическая работа №3 по теме "Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения" | | Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на к/к. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими странами. Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы. Составлять описание границ России. | Сравнение и сопоставление. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
14 | | | Раздел 2. Природа России. Тема 2. Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов | 42 ч. 4 ч. | Знать научную терминологию, уметь анализировать карту полезных ископаемых России, знание номенклатуры. | Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
15 | | | Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. | | Знать научную терминологию, уметь анализировать карту полезных ископаемых России, знание номенклатуры. | Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
16 | | | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию | | Уметь владеть способами составления таблиц, знать структуру земной коры. Формировать умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности. | Устанавливать причинно-следственные связи. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Оценивать утверждения | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
17 | | | Практическая работа №4 по теме "Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим материалам" | | Уметь владеть способами составления таблиц, знать структуру земной коры. Формировать умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности. | Устанавливать причинно-следственные связи. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Оценивать утверждения | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
18 | | | Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица | 8 ч. | Формирование знаний об истории развитии земной коры, о геологическом летоисчислении, о геохронологической таблице или шкале; об эпохах складчатости и геологической карте. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Строить логическое рассуждение; устанавливать связи и делать обобщения; планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. | Понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры. |
19 | | | Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России | | Формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур — платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. составлять план и последовательно сть действий, оценивать результат. Формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; составлять схемы; анализировать таблицы. | Развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой. |
20 | | | Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны | | | | |
21 | | | Влияние внутренних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма | | Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. | Работать индивидуально и в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи; создавать таблицы и схемы. | Формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа. |
22 | | | Влияние внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения | | Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. | работать индивидуально и в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи; создавать таблицы и схемы. | Формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа. |
23 | | | Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа №5 по теме "Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений" | | Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. | Работать индивидуально и в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи; создавать таблицы и схемы. . | Формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа. |
24 | | | Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные формы рельефа | | Формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. | Работать индивидуально и в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Устанавливать причинно-следственные связи; решать учебные задачи; создавать таблицы и схемы. | Формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа. |
25 | | | Особенности рельефа своего края. Практическая работа №6 по теме "Объяснение особенностей рельефа своего края" | | Систематизация знаний о полезных ископаемых России и своего края; развитие картографических умений. | Работать индивидуально и в группе, принимать участие в обсуждении выступлений одноклассников. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых России; подготавливать материалы о полезных ископаемых и проблемах их рационального использования. | Развитие умений самостоятельного поиска информации в книгах, Интернете и на картах. |
26 | | | Тема 3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа | 7 ч. | Формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Определять понятия; использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной радиации; анализировать информацию и делать выводы; создавать схемы. | Понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле. |
27 | | | Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их влиянию. Карты погоды. Практическая работа №7 по теме "Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды" | | Формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; формулировать обобщения на основе изучаемого материала; создавать схемы; анализировать рисунки. | Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России. |
28 | | | Распределение температуры воздуха по территории России | | Формирование представлений и знаний о влиянии на климат России её географического положения, об особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране. | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; работать с картами параграфа. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. |
29 | | | Распределение атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения. Практическая работа №8 по теме "Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков, испаряемости по территории страны" | |
30 | | | Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики | | Формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников информации. Формирование представлений и знаний о влиянии природных условий на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, о комфортности климата, агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения, испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях, встречающихся в России. | Работать в группе. Планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Работать с текстом и климатическими диаграммами. | Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию многообразия климатов России. |
31 | | | Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия | |
32 | | | Особенности климата своего края. Практическая работа № 9 по теме "Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения" | | Формирование представлений и знаний о влиянии природных условий на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, о комфортности климата, агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения, испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях, встречающихся в России. | Проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека и способах адаптации человека к разным климатическим условиям; систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице; анализировать карты и делать выводы; создавать схемы. | Понимание особенностей климата России и его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание того, что адаптация человека к климатическим условиям — фактор здоровья. |
33 | | | Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы. Моря как аквальные ПК | 7 ч. | Формирование знаний о морях, омывающих Россию; об отличии моря от океана, об особенностях российских морей, о ресурсах морей и их использовании, о рекреационном значении и экологических проблемах морей. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; работать с текстом и географическими картами; создавать таблицы и схемы. | Осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей. |
34 | | | Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Практическая работа №10 по теме "Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны" | | Формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Работать с текстом и картами параграфа; анализировать рисунки; создавать схемы; подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. | Понимание значения рек для человека и хозяйства России. |
35 | | | Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа №11 по теме "Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России" | | Формирование знаний о степени преобразования рек человеком; о значении водохранилищ; об особенностях строительства ГЭС и экологических проблемах, связанных с их эксплуатацией. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Формирование личностного отношения к проблемам преобразования рек. |
36 | | | Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды | | Формирование представлений и знаний о крупнейших озёрах России, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в России, о болотах, типах болот и условиях их образования, о других внутренних водах России — подземных водах, ледниках, артезианских бассейнах, многолетней мерзлоте. | Работать индивидуально или в группе; при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать схемы; планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. | Осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений. |
37 | | | Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения | |
38 | | | Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности | | Формирование знаний о значении рек в жизни человека и в хозяйстве страны. | Включаться в дискуссию. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона; работать с текстом и географическими картами. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развития страны. |
39 | | | Контрольная работа по разделу "Природа России". Обобщающее повторение по темам: "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые", Климат и климатические ресурсы", " Моря России и внутренние воды" | | Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении раздела | Осуществлять контроль и анализ своей деятельности | |
40 | | | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв | 16 ч. | Формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. | Осознание значения плодородия почвы. |
41 | | | Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии | | Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
42 | | | Почвенные ресурсы России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением | | Формирование представлений и знаний: об экологической ситуации в России, её эколого-географическом положении; об экологических проблемах и деятельности людей, способствующей их возникновению и развитию; формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | Работать в группе. составлять план и последовательность действий, оценивать результат. аргументировать свою точку зрения на возникновение экологических ситуаций; анализировать информацию, содержащуюся в СМИ, схемах, таблицах; формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. | Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание личностной позиции по отношению к негативному воздействию человека на природу, приводящему к экологическим проблемам. |
43 | | | Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие | | Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
44 | | | Особенности растительного и животного мира различных природно-хозяйственных зон России | | Формирование знаний о растительном и животном мире России, особенностях приспособления к условиях обитания. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. |
45 | | | Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов | | Формирование знаний о природно-территориальных комплексах России | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. |
46 | | | Природно-хозяйственные зоны России. Арктическая пустыня, тундра и лесотундра | | Формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. искать и отбирать информацию по теме; подготавливать и обсуждать презентации; работать с текстом и географическими картами. | Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
47 | | | Природно-хозяйственные зоны России. Тайга | | Формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. | полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Работать с текстом и географическими картами; сопоставлять физическую карту России и карты компонентов природы; анализировать картосхемы и делать выводы; выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их. | Воспитание чувства гордости за свою Родину; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. |
48 | | | Природно-хозяйственные зоны России. Смешанные и широколиственные леса | |
49 | | | Природно-хозяйственные зоны России. Степи и лесостепи | | Формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. | Работать в группе. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать образы степи и лесостепи; отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы. | Формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов. |
50 | | | Природно-хозяйственные зоны России. Пустыни и полупустыни | | Формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны — зонах полупустынь и пустынь, о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь. | Работать в группе. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. создавать презентации о южных безлесных зонах России; находить и отбирать информацию; работать с текстом. | Осознание уникальности каждой природной зоны. |
51 | | | Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы европейской части России (Крымские горы, Кавказ, Урал) | | Формирование знаний о самой маленькой по площади природной зоне России — зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах. | Участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта; работать в группе. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа; создавать графические схемы; анализировать рисунки и делать выводы. | Осознание уникальности субтропиков России; оценивание специфики жизни и хозяйственной деятельности людей в горах. |
52 | | | Высотная поясность в горах на территории России. Горные системы азиатской части России. Практическая работа №12 по теме "Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах" | |
53 | | | Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России. Практическая работа №13 "Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации" | | Формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах. | Обмениваться учебной информацией с одноклассниками и участвовать в обсуждении. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. извлекать необходимую информацию из различных источников; характеризовать природно-хозяйственные зоны. | Формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления. |
54 | | | Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу России | | Формирование знаний о природно-территориальных комплексах России | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации.самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. |
55 | | | Обобщающее повторение по теме "Природно-хозяйственные зоны" | | Основные знания и понятия по разделу. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | Понимать потребность в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности |
56 | | | Раздел 3. Население России. Тема 1. Численность населения России. Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной демографической политики государства. Различные варианты прогнозов изменения численности населения России. Общий прирост населения | 13ч. 3 ч. | Называть и показатели процесса урбанизации; объяснять разнообразие типов заселения территории на основе анализа текстовых источников и карт. | Устанавливать причинно-следственные связи. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Оценивать утверждения | Осознание факта, что человек — высшая ценность на Земле. |
57 | | | Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России | | Формирование представлений о возрастном и половом составе некоторых регионов России, о динамике городского и сельского населения в основных возрастных группах. | Работать в группе. составлять план и последовательность действий, оценивать результат. анализировать диаграммы и делать самостоятельные выводы. | Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию демографической ситуации в разных регионах России. |
58 | | | Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации. Практическая работа №14 по теме «Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации или своего региона» | | Объяснять причины и основные направления миграций населения России Объяснять значение основных понятий темы. Строить диаграммы и графики. Выявлять причинно-следственные связи, делать выводы; анализировать информацию; представлять результаты в различной форме. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом осуществлять контроль и анализ своей деятельности | Осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России. |
59 | | | Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации | 4 ч. | Называть численность населения страны; Сравнивать Россию с другими крупнейшими странами мира по этому показателю; объяснять изменения численности населения и естественного движения населения в историческом плане. Объяснять причины, влияющие на численность населения. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации умение интерпретировать информацию, | Осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России.. |
60 | | | Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России. Монофункциональные города | | Называть и выделять на карте крупнейшие города России; называть функции городов. Приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений. | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой | Осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. Осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. |
61 | | | Сельская местность и современные тенденции сельского расселения | | Приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений. | Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции. |
62 | | | Контрольная работа по темам "Численность населения России" и "Территориальные особенности размещения населения России" | | Закрепить и проверить знания и умения, полученные при изучении раздела. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации | Проявлять интерес к новому материалу; выражать положительное отношение к процессу познания. |
63 | | | Тема 3. Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. Практическая работа №15 "Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик и автономных округов РФ» *Взаимоотношения народов России с народами Востока: религия, традиции, культура. | 2 ч. | Показывать на карте районы проживания крупных народов; приводить примеры республик в составе России, определять по статистическим показателям долю титульной нации автономных образований. | Владеть устной и письменной речью, умение работать в группе. Объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России. |
64 | | | География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России | | Приводить примеры влияния религиозных традиций на жизнь и быт народов России. | Осуществлять контроль и анализ своей деятельности | Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию демографической ситуации в разных регионах России. |
65 | | | Тема 4. Половой и возрастной состав населения России. Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. | 3 ч. | Строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения страны | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию демографической ситуации в разных регионах России. |
66 | | | Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жизни мужского и женского населения России. Практическая работа №16 по теме "Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид" | | Строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения страны. Объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Формирование способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию демографической ситуации в разных регионах России. |
67 | | | Обобщающее повторение по темам "Народы и религии России" и "Половой и возрастной состав населения России" | | Формирование представлений и знаний об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе населения России. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. |
68 | | | Тема 5. Человеческий капитал России. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Практическая работа №17 по теме "Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения" | 1 ч. | Формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном населении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии. |