Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно-общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8- классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мульти медиа оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой экран
№ п/п | Тема и тип урока | Дата | Элементы содержания | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение. Цель: создать условия для определения значимости биологии. (1ч) |
1. | Наука анатомия. (комбинированный) Цель: создать условия для определения значимости науки анатомии. | | анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Организм человека – объект изучения. | Научатся: объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значения анатомии, физиологии, психологии и гигиены для изучения особенностей организма человека. Получат возможность научиться: описывать биологические науки, применяя логику системного анализа | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно работают с различными источниками информации: находят биологическую информацию, анализируют и оценивают информацию Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют ответственное отношение к учению |
Происхождение человека (2ч) Цель: создать условия для изучения различных гипотез происхождения человека. |
1. | Место человека в систематике. (комбинированный) Цель: систематизировать знания учащихся о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья. | | Гипотезы происхождения человека, доказательства животного происхождения человека. | Научатся: объяснять признаки сходства животных и человека, доказывающие его животное происхождение. Получат возможность: принимать различные точки зрения на происхождение человека, применяя логику системного анализа. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно работают с различными источниками информации: находят биологическую информацию, анализируют, систематизируют и оценивают информацию Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют ответственное отношение к учению |
2. | Основные этапы эволюции человека. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о месте человека в природе | | Влияние биологических и социальных факторов на человека. Человеческие расы. Человек как вид. | Научатся: приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания Получат возможность: объяснять место и роль человека в природе | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, оценивают достигнутый результат Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных, определяют основную и второстепенную информацию Коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают | Формируют доброжелательное отношение к окружающим |
Строение и функции организма (60 ч) Цель: создать условия для изучения особенностей строения и функций организма человека. |
Строение организма (6 ч) |
| Уровни организации. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о строении организма человека. | | Структура тела. Органы и системы органов. Эндокринная система, гормоны, нервные импульсы. | Научатся: определять место человека в системе органического мира, объяснять строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов Получат возможность: обосновать биологическую природу и социальную сущность человека | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга | Формируют устойчивый познавательный интерес |
2. | Клеточное строение организма. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о клетке и ее строении, жизнедеятельности. | | Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. | Научатся: классифицировать различные органоиды клетки по их функции Получат возможность: описывать жизненные процессы клетки | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, Познавательные: выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами, выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, структурируют знания Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
3. | Строение и функции тканей человека. (комбинированный) Цель: систематизировать знания об особенностях тканей человека. | | Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. | Научатся: классифицировать различные ткани организма человека по их функции Получат возможность: описывать строение клеток различных тканей организма человека | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, структурируют знания Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
4. | Лабораторная работа № 1 «Виды тканей – эпителиальная, соединительная, кровеносная» (практикум) Цель: сформировать умение распознавать различные виды тканей. | | Особенности тканей организма человека | Научатся: распозновать различные ткани организма человека по их микроскопическому строению Получат возможность: изучить микроскопическое строение клеток тканей организма человека | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Формируют устойчивый познавательный интерес |
5 | Рефлекс и рефлекторная дуга. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие рефлекс и рефлекторная дуга. | | Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. | Научатся: выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма Получат возможность: изучить роль рецепторов в восприятии раздражений | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Формируют устойчивый познавательный интерес |
6. | Рефлекторная регуляция. (развернутое оценивание) Цель: обобщить знания о строении организма. | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания на различение частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
Опорно-двигательная система (8 часов) |
1. | Скелет человека Цель: создать условия для выяснения особенностей строения костей. | | Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). | Научатся: выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека Получат возможность: изучить микроскопическое строение кости | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
2. | Осевой скелет. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей скелета человека. | | Части скелета, череп и туловище, приспособление скелета к прямохождению. | Научатся: выделять части скелета и существенные признаки приспособления к прямохождению. Получат возможность: изучить части осевого скелета на мулежах. | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Устойчивый познавательный интерес |
3. | Пояс конечностей. Соединение костей. (открытие нового знания) Цель: создать условия для изучения особенностей соединения костей. | | Пояс верхних и нижних конечностей, сустав, подвижное и полу подвижное соединение костей | Научатся: определять пояс верхних и нижних конечностей по особенностям соединения костей Получат возможность: изучить соединения костей на различных макетах. | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Устойчивый познавательный интерес |
4. | Строение мышц и сухожилий. (открытие нового знания) Цель: создать условия для изучения особенностей строения мышц. | | Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. | Научатся: определять и сравнивать мышцы, распозновать различные группы мышц Получат возможность: изучить работу мышц на различных макетах | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие способы работы | Устойчивый познавательный интерес |
5. | Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела» (практикум) Цель: создать условия для изучения видов мышц тела человека. | | Особенности мышц организма человека. | Научатся: распозновать различные группы мышц по их описанию и функции Получат возможность: изучить строение мышц, используя различные макеты | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Формируют ответственное отношение к учению |
6. | Работа скелетных мышц и их регуляция. Цель: создать условия для изучения работы мышц. (комбинированный) Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе» | | Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии | Научатся: выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; Получат возможность: изучить утомление мышц при статической работе | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
7. | Осанка. Цель: создать условия для изучения понятия осанка и ее нарушения. (комбинированный) Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие» | | Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. | Научатся: выявлять причины нарушения осанки и возникновения плоскостопии Получат возможность: изучить различные способы выявления нарушения осанки и методики определения плоскостопии | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
8. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. (обобщения и систематизации знаний и умений) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы | Научатся: обобщать и систематизировать свои знания о строении и функциях опорно-двигательного аппарата человека Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
Внутренняя среда организма (4 часа) |
1. | Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие кровь и лимфа. | | Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. | Научатся: выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями Получат возможность: изучить механизмы свертывания крови по различным макетам | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют проблему, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
2. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие иммунитет. | | Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. | Научатся: выявлять закономерность между барьерными механизмами организма человека и процессами, происходящими в нем. Получат возможность: изучить особенности иммунной системы и ее значение для человека | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют проблему, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
3. | Группы крови. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей групп крови человека. | | Переливание крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. | Научатся: выделяют процессы свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток Получат возможность: изучить группы крови и методы их определения | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, составляют план и последовательность действий Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планируют общие способы работы, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
4. | Иммунология на службе здоровья. (обобщения и систематизации знаний и умений) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. | Научатся: анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Получат возможность: систематизировать свои знания о разных видах иммунитета, при создании мини проекта | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч.) |
1. | Транспортные системы организма. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения транспортных функций тканей организма. | | Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. | Научатся: различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы Получат возможность: изучить особенности строения кровеносных и лимфатических сосудов | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, определяют основную и второстепенную информацию Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях |
2. | Лабораторная работа № 5 «Круги кровообращения» (практикум) Цель: создать условия для изучения функции венозных клапанов. | | Особенности организма человека. | Научатся: составлять схему кругов кровообращения Получат возможность: изучить особенность работы венозных клапанов. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
3. | Строение и работа сердца. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие сердечный ритм. | | Строение сердца, сосуды, связанные с сердцем, сердечный цикл, автоматизм сердца, регуляция сердечных сокращений | Научатся: выявлять закономерность между строением сердца и его функций. Получат возможность: изучить особенность работы сердца. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
4. | Движение крови по сосудам. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей движения крови по сосудам. Лабораторная работа № 6 « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | | Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс, кровоснабжение органов, артериолы, некроз, инсульт, инфаркт. Приборы для измерения артериального давления крови: тонометр, фонендоскоп. | Научатся: объяснять особенности движения крови по различным сосудам, выявлять зависимость от строения функций сосудов. Получат возможность: познакомиться с приборами измерения артериального давления. | Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
5. | Гигиена сердечнососудистой системы. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о С.С.С. | | Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. | Научатся: объяснять роль гигиенических приемов для функционирования С.С.С. Получат возможность: изучить приемы доврачебной помощи при заболевании сердца и сосудов и кровотечениях. | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Познавательные: структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях |
6. | Первая помощь при кровотечениях. (контроля и коррекции умений и знаний) Цель: осуществить контроль и коррекцию знаний по теме. | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения С.С.С.; Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
Дыхательная система (5 ч) |
1. | Строение и функции органов дыхания. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей строения органов дыхания. | | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. | Научатся: выявлять закономерность между строением органов дыхания и их функциями. Получат возможность: изучить особенность работы органов дыхания. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формируют ответственное отношение к учению |
2. | Легкие. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей строения легких. | | Строение легких. Газообмен в легких и тканях, особенности. | Научатся: сравнивать газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе сравнения, объяснять особенности газообмена в легких, тканях и клетках. Получат возможность: изучить особенность работы легких. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
3. | Механизмы вдоха и выдоха. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения механизма вдоха и выдоха. | | Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. | Научатся: объяснять механизмы вдоха и выдоха, регуляцию дыхания. Получат возможность: изучить функциональные возможности дыхательной системы. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях |
4. | Лабораторная работа № 7 «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (практикум) Цель: создать условия для изучения особенностей вдоха и выдоха. | | Особенности организма человека. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. | Научатся: объяснять изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Получат возможность: познакомиться с приемами определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях |
5. | Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. (обобщение и систематизации знаний и умений) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов дыхания. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Пищеварительная система (6 ч) |
1. | Пищевые продукты и питательные вещества. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о питательных веществах. | | Пластический обмен, энергетический обмен, пищевые продукты, питательные вещества, роль в обмене веществ. Пищеварительный тракт, пищеварительные железы. Значение пищеварения. | Научатся: выявлять закономерность между питательными веществами и ролью в обмене веществ. Получат возможность: изучить особенности пластического и энергетического обменов. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Признание ценности здоровья, своего и других людей |
2. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей пищеварения. | | Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы. Пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение. | Научатся: различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы Получат возможность: выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируют ответственное отношение к учению |
3. | Пищеварение в желудке. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей пищеварения. Лабораторная работа № 8 «Действие слюны на крахмал» | | Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, кишечная палочка, дисбактериоз. | Научатся: различать на таблицах и муляжах пищевод и желудок. Получат возможность: изучить действие слюны на крахмал. | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают свое | Формируют ответственное отношение к учению |
4. | Пищеварение в тонком и толстом кишечнике (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей пищеварения. | | Всасывание, ворсинка, воротная вена, печень, печеночная вена, заменимые и незаменимые аминокислоты, желчь, аппендикс, аппендицит, перитонит. | Научатся: различать на таблицах и муляжах отделы кишечника. Получат возможность: изучить причины нарушения деятельности кишечника. | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Формируют ответственное отношение к учению |
5. | Регуляция пищеварения. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей регуляции процессов пищеварения. | | Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление, сокоотделение желудочных желез. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Научатся: различать безусловные и условные рефлексы, связанные с сокотделением желудочных желез. Получат возможность: изучить методы исследования регуляции пищеварительной системы | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
6. | Гигиена органов пищеварения. (развернутое оценивание) Цель: контроль и оценка знаний учащихся. | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов пищеварения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Обмен веществ и энергии (3ч) |
1. | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие пластический и энергетический обмен. | | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. | Научатся: выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека Получат возможность: изучить роль ферментов в обмене веществ. | Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Познавательные: составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Формируют устойчивый познавательный интерес |
2. | Витамины. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о витаминах. Лабораторная работа № 9 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». | | Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. | Научатся: приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов Получат возможность: установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена | Регулятивные: составляют план и последовательность действий Познавательные: составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, строят логические цепи рассуждений, восполняя недостающие компоненты Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Формируют устойчивый познавательный интерес |
3. | Пищевой рацион. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для контроля и оценки знаний и умений по теме. | | Основные понятия темы. | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов пищеварения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (5 ч) |
1. | Наружные покровы тела человека. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей строения кожи. | | Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. | Научатся: выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции Получат возможность: изучить микроскопическое строение кожи | Регулятивные: составляют план и последовательность действий Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Формируют устойчивый познавательный интерес |
2. | Роль кожи в обменных процессах. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения процессов происходящих в коже. | | Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | Научатся: приводить доказательства необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями Получат возможность: освоить приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Формируют ответственное отношение к учению |
3. | Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей строения органов выделения. | | Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. | Научатся: различать на таблицах органы мочевыделительной системы Получат возможность: выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной | Формируют устойчивый познавательный интерес |
4. | Гигиена органов выделения. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о гигиенических требованиях. | | Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение и профилактика. | Научатся: приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы Получат возможность: изучить различные приемы предупреждения заболеваний мочевыделительной системы | Регулятивные: составляют план и последовательность действий Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
5. | Значение наружных покровов. (обобщения и систематизации) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме. | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Нервная система человека (5 ч) |
1. | Значение нервной системы. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения нервной системы | | Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение. Значение Н.С. для человека. | Научатся: анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека Получат возможность: изучить особенности субъективного отражения. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Формируют устойчивый познавательный интерес |
2. | Строение нервной системы. (комбинированный) Цель: сформировать понятие спинной мозг | | Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. | Научатся: составлять схему строения нервной системы. Получат возможность: изучить особенность строения нервного узла . | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Формируют ответственное отношение к учению |
3. | Строение головного мозга. (комбинированный) Цель: сформировать понятие головной мозг | | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. | Научатся: составлять схему строения головного мозга. Получат возможность: изучить аналитико-синтетическую и замыкательную функцию коры больших полушарий | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Формируют устойчивый познавательный интерес |
4. | Соматический и автономный отделы нервной системы. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о Н.С. | | Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. | Научатся: систематизировать свои знания об особенностях строения Н.С. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, выбирают критерии для сравнения Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Формируют устойчивый познавательный интерес |
5. | Мозг и психика. (обобщения и систематизации) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Анализаторы (5ч) |
1. | Зрительный анализатор. (комбинированный) Цель: сформировать понятие зрительный анализатор. | | Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. | Научатся: выделять существенные признаки строения и функционирования органа зрения. Получат возможность: изучить влияние иллюзии на бинокулярное зрение. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируют ответственное отношение к учению |
2. | Гигиена зрения. (комбинированный) Цель: систематизировать знания о гигиенических требованиях. | | Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. | Научатся: приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения. Получат возможность: изучить приемы предупреждения нарушения зрения. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Формируют ответственное отношение к учению |
3. | Слуховой анализатор. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие слуховой анализатор. | | Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. | Научатся: приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. Получат возможность: изучить приемы предупреждения нарушения слуха. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Формируют устойчивый познавательный интерес |
4. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие орган равновесия, обоняния, вкуса. | | Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. | Научатся: приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений равновесия, вкуса, обоняния. Получат возможность: изучить приемы предупреждения нарушения обоняния и вкуса. | Регулятивные: составляют план и последовательность действий, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности | Формируют ответственное отношение к учению |
5. | Взаимодействие анализаторов. (обобщения и систематизации) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы. | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (10 ч) |
1. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. (открытие нового знания) Цель: создать условия для знакомства с различными теориями. | | И.М. Сеченов, И.П. Павлов, торможение условного рефлекса, формы торможения, метод условных рефлексов, доминанта | Научатся: объяснять роль отечественных ученых в разработку учения о В.Н.Д. Получат возможность научиться: описывать опыты, проведенные учеными для изучения условных рефлексов | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно работают с различными источниками информации: находят биологическую информацию, анализируют и оценивают информацию Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы | Формируют ответственное отношение к учению |
2. | Врожденные и приобретенные программы поведения. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей поведения. Лабораторная работа № 10 «Выработка навыка зеркального письма» | | Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, динамический стереотип, этология. Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность, эмоции, навыки, привычки. | Научатся: Выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: описывать врожденные и приобретенные программы поведения. | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Формируют ответственное отношение к учению |
3. | Сон и сновидения. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей сна. | | Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения, быстрый и медленный сон, сновидения. | Научатся: Выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: изучить различные виды сна. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие способы работы, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива |
4. | Особенности ВНД. Речь и сознание. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей сознания. | | Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция. Потребности человека, речь, роль речи в познании, познавательные процессы, мышление, наблюдение, представления, ум. | Научатся: Выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: изучить различные приемы изучения внимания, мышления, наблюдения и восприятия. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Устойчивый познавательный интерес |
5. | Особенности ВНД. Память, воображение и мышление. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей сознания. | | Логическая и механическая память. Представление памяти. Особенности памяти, воображения и мышления. Оперативная, длительная память, срок памяти. | Научатся: выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: изучить различные приемы изучения памяти и воображения. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Коммуникативные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
6. | Лабораторная работа № 11 «Особенности ВНД». (практикум) Цель: систематизировать знания об особенностях ВНД | | Особенности ВНД | Научатся: выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: проверить особенности своей В.Н.Д. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
7. | Воля, эмоции, внимание. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей ВНД. | | Волевые действия, внушаемость и негативизм, эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональное состояние, физиологические основы внимания. | Научатся: выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: изучить основные методики по корректировке эмоционального состояния | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях |
8. | Лабораторная работа № 12 « Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды» (практикум) Цель: создать условия для изучения особенностей ВНД | | Особенности ВНД | Научатся: выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: проверить особенности своей В.Н.Д. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
9. | Лабораторная работа № 13 «Особенности эмоционального состояния человека» (практикум) Цель: создать условия для изучения особенностей ВНД | | Особенности ВНД | Научатся: выделять существенные особенности поведения и психики человека Получат возможность: проверить особенности своей В.Н.Д. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
10 | Значение ВНД для человека. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для контроля и оценки знаний и умений по теме. | | Основные понятия темы. | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) |
1. | Органы эндокринной системы. (открытие нового знания) Цель: создать условия для изучения строения эндокринной системы. | | Единство нервной и гуморальной системы, промежуточный мозг и органы эндокринной системы, свойства гормонов | Научатся: различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем Получат возможность: выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
2. | Значение эндокринной системы для человека.(обобщения и систематизации знаний и умений) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Индивидуальное развитие организма (4 ч) |
1. | Жизненные циклы. Размножение. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения строения системы репродукции. | | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. | Научатся: выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека Получат возможность: выделяют существенные признаки процесса размножения | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения |
2. | Развитие зародыша и плода. Роды. (комбинированный) Цель: создать условия для изучения особенностей развития зародыша и плода. | | Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. | Научатся: выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека Получат возможность: изучить биогенетический закон Геккеля-Мюллера. | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
3. | Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. (комбинированный) Цель: создать условия для знакомства с видами заболеваний. | | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. | Научатся: Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекций; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Получат возможность: изучить причины заболеваний, передаваемых половым путем | Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
4. | Значение системы размножения. (обобщения и систематизации знаний и умений) Цель: обобщить и систематизировать знания по теме | | Основные понятия темы. | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
Повторение вопросов курса 8 класса. (1 ч) |
1. | Повторение вопросов курса 8 класса. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для контроля и оценки знаний и умений учащихся. | | Основные понятия курса | Научатся: оценивать свои знания об особенностях строения органов выделения. Получат возможность: взаимопроверки и оценки компьютера | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий |
( лупы, микроскопы).