СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематический план по биологии 11 класс к УМК Пономарёвой ИН

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематический план по биологии 11 класс к УМК Пономарёвой ИН разработан в соответствии с требованиями по составлению рабочих программ по ФКГОС, включает в себя название раздела, темы урока, количество часов, обязательный минимум, требования к уровню подготовки, форму контроля.

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематический план по биологии 11 класс к УМК Пономарёвой ИН»

Учебно–тематическое планирование

по биологии 11 класс,

по учебнику Пономаревой ИН, Корниловой ОА, Лощилиной ТЕ «Биология. 11 класс» (34 часов).

п/п

раздела

Название раздела и темы

Кол - во часов

Обязательный минимум знаний

Требования к уровню подготовки

Форма контроля






Основные знания

Основные умения



1.

Организменный уровень жизни

16





1

1.1

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

1

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Знать уровни организации живой природы, понятия ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь; регуляция процессов жизнедеятельности. Многообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные.

Уметь характеризовать организменный уровень организации жизни и его роль в природе; характеризовать признаки одноклеточных организмов, способы питания организмов, отличие гуморальной и нервной регуляции.

Фронтально и индивидуально устно

2

1.2

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

1

Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.

Знать основные процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии; деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Строение систем органов, их эволюционное развитие.

Уметь выделять существенные признаки биологических процессов; сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов

Фронтально и индивидуально устно

3

1.3

Размножение организмов.

1

Деление клетки - основа размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Знать сущность процессов размножения- деление клетки, его роль в преемственности поколений, типы размножения (половое и бесполое)

Уметь сравнивать половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов

Фронтально устно и письменно

4

1.4

Оплодотворение и его значение.

1

Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.


Знать биологическое значение оплодотворения, виды оплодотворения у растений и животных, искусственное оплодотворение у растений и животных.

Уметь обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды обитания, выделять эволюционные преимущества полового размножения.

Фронтально устно

5

1.5

Онтогенез.

1

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Знать особенности онтогенеза, этапы индивидуального развитие организма человека, основные стадии эмбриогенеза, причины нарушений развития организмов, закон зародышевого сходства.

Уметь выявлять признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих, объяснять отрицательное влияние источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

Фронтально и индивидуально устно

6

1.6

Репродуктивное здоровье.

1

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.



Знать причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Работа центров репродуктивного здоровья в Ижевске.

Уметь объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Фронтально и индивидуально устно

7

1.7

История развития генетики.

1

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Знать сущность закономерностей изменчивости и наследственности; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом, генетика как наука.

Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, характеризовать роль генетики в формировании естественнонаучной картины мира; значение работы медико-генетические центров в УР.

Фронтально устно

Доклады

8

1.8

Изменчивость признаков организма и её типы.

1

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Знать основные формы изменчивости, закономерности наследственной изменчивости, зависимость проявления действия генов от условий внешней среды (модификационная изменчивость). Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Уметь

характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости организмов.

Фронтально и индивидуально устно

9

1.9

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

1

Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Современные представления о гене и геноме

Знать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, биологическую роль хромосом, методы генетики, закон доминирования, закон расщепления признаков, гипотезу чистоты гамет.

Уметь характеризовать моногибридное скрещивание, объяснять цитологические основы проявления первого закона Менделя (единообразия гибридов первого поколения), второго закона Менделя (расщепления признаков).

Фронтально и индивидуально устно

10

1.10

Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов.

1

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач.

Знать цитологические основы проявления третьего закона Менделя, закон независимого комбинирования признаков

Уметь характеризовать дигибридное скрещивание, объяснять цитологические основы проявления третьего закона Менделя, составлять простейшие схемы скрещивания; решать элементарные генетические задачи.

Фронтально устно и письменно

11


1.11

Практическая работа№1 «Решение генетических задач»



1

Закономерности наследования, установленные

Г. Менделем.




Знать биологическую терминологию и символику (основные понятия генетики); сущность законов Г. Менделя

Уметь: решать элементарные биологические задачи;

находить закономерности свой способ решения задач

Фронтально письменно

12

1.12

Основы селекции.

1

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор

Знать практическое значение селекции, основы искусственного отбора; центры многообразия и происхождения культурных растений, определения - порода, сорт; методы селекции (гибридизация, искусственный отбор), приводить примеры сортов культурных растений. Селекционные работы в УР

Уметь приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий, объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Фронтально устно

Доклады

13

1.13

Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

1

Закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом. Современные представления о гене и геноме.



Знать понятия аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, практическое значение генетики пола для человека; понятия группа сцепления, кроссинговер, морганиды, перекрест хромосом, сцепленное наследование, закон Т.Моргана (основные положения хромосомной теории) Современные представления о гене и геноме.


Уметь приводить примеры гомогаметного и гетерогаметного пола, объяснять цитологический механизм наследования признаков, сцепленных с полом, обосновывать цитологические основы проявления закона сцепленного наследования, составлять схему хромосомного определения пола, сравнивать кариотип мужчины и женщины.

Фронтально и индивидуально устно

14

1.14

Наследственные болезни.

1

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генные и хромосомные болезни. Влияние мутагенов на организм человека. Профилактика наследственных заболеваний: медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика.


Знать генные и хромосомные болезни, наследование резус- фактора, законы сцепленного наследования, генеалогический метод. Влияние мутагенов на организм человека.

Уметь характеризовать генные и хромосомные болезни, объяснять механизм наследования резус- фактора, анализировать родословные, объяснять принципы профилактики наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование, здоровый образ жизни, дородовая диагностика)

Фронтально устно Доклады

15

1.15

Достижения биотехнологии, перспективы ее развития.

1

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


Знать понятие биотехнология, ее достижения. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных организмов. Эксперименты по клонированию растений и животных. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


Уметь использовать приобретенные знания и для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); объяснять назначение биотехнологических производств в Ижевске.


Фронтально устно Доклады

16

1.16

Контрольная работа «Организменный уровень жизни»

1

Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной организменным уровнем жизни

Знать теоретические основы темы 1.

Уметь применять полученные ЗУН на практике

Индивидуальная контрольная работа


2.

Клеточный уровень жизни

9





17

2.1

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе.

1

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.


Знать химический состав клетки, роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека, отличия клеточного уровня от других уровней организации жизни; строение прокариот и эукариот; понятия химическая эволюция, биологическая эволюция, эволюция первичной клетки, ароморфозы на ранних этапах развития.

Уметь характеризовать уровни клеточной организации; сравнивать клеточный уровень с организменным; различать клетки прокариот и эукариот; характеризовать стадии в развитии Земли, различать понятия «Химическая» и «биологическая» эволюции.

Фронтально и индивидуально устно

18

2.2

Строение клетки.

1

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.


Знать особенности строения клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении.

Уметь характеризовать ключевые понятия, называть мембранные и немембранные органоиды клетки, описывать органоиды цитоплазмы и их значение в жизнедеятельности клетки

Фронтально устно и письменно

19

2.3

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

1

Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

Знать основные части и органоиды клетки, их функции, взаимосвязь между строением и функцией органоида; особенности строения доядерные и ядерные клетки

Уметь объяснять взаимосвязь между строением и функцией органоида.


Фронтально устно и письменно

20

2.4

Практическая работа №2 «Многообразие клеток»

1

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений, животных и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений, животных и бактерий; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Знать названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида, отличительные особенности клеток растений, животных и бактерий, принципы работы с микроскопом и приготовление микропрепаратов.


Уметь работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений, животных и бактерий.

Фронтально и индивидуально устно

21

2.5

Клеточный цикл.

1

Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки- основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение.


Знать сущность процессов клеточного(жизненного) цикла, этапы клеточного цикла: интерфаза и митоз, деление как важный признак жизни клетки, длительность жизни клетки

Уметь характеризовать ключевые понятия, описывать жизнь клетки, сущность и значение митоза.

Фронтально устно и письменно

22

2.6

Практическая работа №3 «Митоз в клетках корешка лука»

1

Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Знать принципы работы с микроскопом и приготовление микропрепаратов.

Уметь работать с микроскопом, наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений на разных этапах жизненного цикла.

Фронтально письменно

23

2.7

Деление клетки – митоз и мейоз.

1

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Знать сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза; сущность и биологическое значение мейоза, фазы мейоза; строение половых клеток, понятия: гаметогенез, овогенез.

Уметь описывать процесс удвоения ДНК, стадии митоза и мейоза; объяснять биологическое значение митоза и мейоза, постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Фронтально и индивидуально устно

24

2.8

Структура и функции хромосом.

1

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.

Знать строение генов и хромосом, хромосомную теорию наследственности; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот; роль ДНК и РНК в жизни организмов. ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.

Уметь выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

Фронтально устно и письменно

25

2.9

История развития наук о клетке.

1

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.


Знать основные положения клеточной теории; вклад выдающихся ученых в развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн).

Уметь называть и описывать этапы создания клеточной теории, объяснять роль клеточной теории в формировании естественно – научной картины мира.

Доклады

Тест по теме2


3

Молекулярный уровень жизни

8





26

3.1

Молекулярный уровень жизни, его роль в природе.


Положение молекулярного уровня в природе, молекулярные процессы жизнедеятельности, важнейшие биологические молекулы.

Знать положение молекулярного уровня в природе, молекулярные процессы жизнедеятельности, важнейшие биологические молекулы.

Уметь различать понятия: мономеры, полимеры; описывать строение молекул органических веществ; объяснять значение молекулярного уровня жизни.

Фронтально и индивидуально устно

27

3.2

Структура и функции нуклеиновых кислот.

1

Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека.


Знать строение мономеров ДНК и РНК, их состав и функции в клетке; процесс репликации (самоудвоения ДНК); виды РНК.

Уметь выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК, находить информацию о нуклеиновых кислотах в различных источниках и критически оценивать её.

Фронтально устно и письменно

28

3.3

Процессы синтеза в живых клетках.

1

Роль генов в процессах биосинтеза.


Знать понятия: обмен веществ, автотрофы, биосинтез, фотосинтез, автотрофный тип питания, процессы, происходящие в световую и темновую фазу фотосинтеза, строение хлоропластов

Уметь характеризовать ключевые понятия; писать уравнения реакций световой и темновой фазы фотосинтеза; объяснять биологическое и экологическое значение фотосинтеза.

Фронтально устно и письменно

29

3.4

Процессы биосинтеза белка.

1

Роль генов в биосинтезе белка.


Знать ключевые понятия: транскрипция, трансляция, матричный характер реакций биосинтеза; этапы транскрипции и трансляции; этапы процессов, принцип комплиментарности; роль ДНК (генов), и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка; генетический код.

Уметь объяснять значение понятия матричного синтеза, роль ферментов в процессах биосинтеза белка, объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК.

Фронтально и индивидуально устно

30

3.5

Молекулярные процессы расщепления.

1

Значение молекулярных процессов расщепления, взаимосвязь процессов синтеза и расщепления в биосистемах

Знать ключевые понятия: диссимиляция, гликолиз, катаболизм; строение и функции АТФ; аэробное и анаэробное клеточное дыхание; сущность и значение процессов гликолиза; ступенчатость процессов окисления

Уметь объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; характеризовать этапы диссимиляции; устанавливать связь между строением митохондрий и клеточным дыханием; взаимосвязь процессов синтеза и расщепления в биосистемах

Фронтально и индивидуально устно

31

3.6

Химическое загрязнение окружающей среды.

1

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Знать причины накопления полимерного мусора, опасность этого процесса, применение пестицидов, диоксина; основные концепции устойчивого развития; проблемы химического загрязнения окружающей среды УР

Уметь объяснять причины выпадения полимеров из круговорота веществ; последствия применения пестицидов и диоксинов; понимать глобальность химического загрязнения

Доклады

32

3.7

Царство вирусы. Вирусные заболевания.

1

Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Знать строение вируса как представителя неклеточной формы жизни, значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний, СПИДа. Вирусология в медицине Удмуртии.

Уметь давать определения ключевым понятиям, описывать процесс проникновения вируса в клетку; использовать приобретённые знания для профилактики вирусных заболеваний.

Фронтально и индивидуально устно


33

3.8

Годовая контрольная работа

1

Контроль знаний об организменном, клеточном и молекулярном уровнях жизни

Знать теоретические основы курса.

Уметь применять полученные ЗУН на практике.

Индивидуально письменно


4

Заключение.

1





34


Заключение: структурные уровни организации живой природы.

1

Повторение и обобщение знаний,

подведение итогов по курсу общей биологии.


Знать теоретические основы курса.

Уметь применять полученные ЗУН на практике.

Фронтально и индивидуально устно


Итого: 34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!