СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какими бывают корабли. (пассажирские и грузовые)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть 2. Грузовые и пассажирские суда

Просмотр содержимого документа
«Какими бывают корабли. (пассажирские и грузовые)»

_______________________________________________________________

ПАССАЖИРСКИЕ СУДА

Пассажирским (или грузопассажирским) считается всякое судно, имеющее более двенадцати мест для пассажиров. Каких бы размеров оно ни было, сколько бы груза ни вмещало — раз на судне оборудовано более двенадцати мест для пассажиров, оно относится к группе пассажирских. Так во всех странах условились организации, отвечающие за безопасность плавания на судах.

Самые строгие, самые трудные правила постройки во всех странах установлены для пассажирских судов. Эти суда строят из наилучших материалов, конструкция их корпуса должна быть очень прочной, корпус разделен водонепроницаемыми переборками на отсеки, чтобы в случае пробоины вода не распространилась бы по всему судну. Пассажирские суда должны иметь надежные водоотливные и противопожарные помпы (насосы), быть снабжены достаточным числом спасательных шлюпок, плотов, поясов, оборудованы наиболее совершенными радиолокаторами, компасами, прожекторами, радиостанциями. Жилые помещения для пассажиров запрещено располагать ниже уровня воды (высота надводного борта у этих судов больше, чем на других). На пассажирских судах почти всегда два главных двигателя, чтобы в случае поломки одного из них судно не лишилось хода. Пассажирские суда очень остойчивы. Только особенно тяжелые обстоятельства и  неблагоприятные условия могут явиться причиной опрокидывания пассажирского судна. Правила требуют также, чтобы все каюты имели дневной свет, хорошую вентиляцию, двери, лестницы и коридоры — определенную ширину, а койки — длину и ширину и т. д. Правила не требуют создания большой скорости хода, всевозможных удобств, комфорта, развлечений пассажиров, но, конечно, к этому стремится всякий проектировщик, строитель пассажирского судна. Поэтому постройка и содержание пассажирского судна обходятся очень дорого. Плата за проезд не может окупить этих затрат. Перевозка грузов гораздо выгоднее перевозки пассажиров. Каждое пассажирское судно перевозит и грузы; это окупает потери. Места же для грузовых трюмов на пассажирском судне достаточно, так как двигатели, котлы, кладовые и всевозможные подсобные помещения не занимают всей подводной части корпуса. Груз, расположенный в нижней части судна, играет роль балласта; он смещает центр тяжести судна книзу.

Машинную установку пассажирского судна стремятся делать бесшумнее, а перевод ее с хода вперед на ход назад (реверсирование) возможно более быстрым и легким. Самыми совершенными являются турбоэлектрические машинные установки; паровые котлы снабжают паром турбины, приводящие в движение электрогенераторы; ток, вырабатываемый генераторами, питает электромоторы, вращающие гребные валы, на которых насажены гребные винты. В качестве главных двигателей часто ставят и двигатель Дизеля.

По своему внешнему виду морские пассажирские суда значительно отличаются от других судов. Они имеют большие надстройки и несколько палуб над основной палубой. На рисунке показан пассажирский лайнер "ТИТАНИК". Несмотря на то что современные пассажирские трансатлантические лайнеры очень быстроходны (скорость их доходит до 50 км/ч) и комфортабельны, их вытесняют самолеты.





________________________________________________________ ГРУЗОВЫЕ СУДА

Перевозка грузов водой — самый дешевый вид грузового транспорта. Поэтому грузовые суда очень многочисленны: их в тридцать раз больше пассажирских. Ежедневно все грузовые суда мира доставляют около 7 млн. т груза.

Грузовые суда бывают сухогрузными, наливными, рефрижераторными, комбинированными (для двух видов груза). Для сокращения времени стоянки в портах грузовые суда оборудуют подъемными кранами, грузовыми стрелами, лебедками, транспортерами, насосами и т. п. В большинстве грузовые суда одновинтовые, с двигателем Дизеля, установленным в кормовой части. При расположении двигателя в средней по длине части судна вал, передающий вращение двигателя гребному винту, проходит по всей длине кормовой части и туннель валопровода (ограждение), достаточно высокий и широкий для прохода человека, уменьшает полезный объем кормовых трюмов. Меньшая загрузка кормовых трюмов, чем носовых, приводит к дифференту (разности осадок) судна на нос, что создает дополнительное сопротивление при ходе судна. Чтобы избежать этого, высоту кормовых трюмов увеличивают надстройкой.

У большинства грузовых судов двигатель Дизеля располагают в кормовой части, от чего корма получает значительную загрузку; в этом случае при ходе судна порожнем в носовую балластную цистерну принимают водяной балласт. Высота надводного борта у грузовых судов минимальная, а осадка большая, чем у пассажирских.

По своей архитектуре грузовые суда различны. При выборе числа и расположения надстроек стремятся прежде всего полнее использовать грузоподъемность судна (количество вмещаемого груза в тоннах), ускорить погрузочно-разгрузочные работы и сохранить осадки носом и кормой одинаковыми (создать осадку на ровный киль).

Сухогрузные суда. Большинство грузов, перевозимых водой, — сухие, поэтому общая грузовместимость (объем помещений для груза) всех сухогрузных судов мира составляет около 2/3 грузовместимости всех транспортных судов. Сухогрузные суда перевозят генеральные грузы, руду, уголь, зерно, цемент, лес и т. п.


Суда для генеральных грузов. На таких судах стремятся делать как можно больше (до семи) грузовых трюмов  с широкими люками (прямоугольные отверстия в палубе), чтобы ускорить погрузочно-разгрузочные работы. Для той же цели их оборудуют мощными грузовыми устройствами: стрелами, лебедками, колоннами, а некоторые суда приспосабливают для перевозки грузов в контейнерах (больших специальных ящиках). Однако укладывать много груза друг на друга нельзя, так как нижняя партия может быть раздавлена, поэтому суда для генеральных грузов имеют не менее двух палуб. Поскольку большие водонепроницаемые люковые крышки тяжелы, то для их закрытия и открывания на некоторых судах применяют специальные механизмы, сокращающие время этих операций с 0,5 ч до 5—10 мин, а число матросов, занятых в ней, с 10 до 3. Все эти меры позволили повысить производительность грузовых работ до 40%. И все-таки время стоянки этих судов в портах составляет около половины всего времени их эксплуатации, а расходы за время стоянки — от 30 до 60% всех расходов по эксплуатации судна.

Размещение грузов в трюмах — дело непростое; его надо укладывать так, чтобы верхние грузы выгружались в ближайшем порту, а нижние — в конечном. По весу груз должен быть расположен так, чтобы судно не получило заметного дифферента и крена. Поэтому при разгрузке в крайние — носовой или кормовой — отсеки приходится принимать водяной балласт, для чего служит балластная система (насосы, трубопровод, клапаны и т. п.).

Грузовое устройство судна состоит из шестнадцати пятитонных, четырех десятитонных и двух шестидесятитонных стрел, шестнадцати пятитонных и четырех десятитонных электрических лебедок, четырех мачт Δ-образной конструкции и двух пар грузовых колонн. Судно предназначено для плавания в северных водах.

Рудовозы. Руда — навалочный (насыпной) груз большой плотности. Это отражается на конструкции и оборудовании рудовозов. Чтобы центр тяжести груженого рудовоза оказался не слишком низко, второе дно в его трюмах располагают выше, чем на других судах, или же ставят грузовые платформы на некоторой высоте над вторым дном. Слишком низкое положение центра тяжести делает бортовую (поперечную) качку судна стремительной, что расшатывает конструкцию корпуса, надстроек и утомляет экипаж.

Погрузку и выгрузку руды производят береговыми специальными кранами с черпаками или грейферами (клещевидными, раскрывающимися, самозахватывающими черпаками). Поэтому на рудовозах грузового устройства либо вовсе нет, либо оно играет вспомогательную роль.

Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ на рудовозах делают большое число люков, через которые черпаки и грейферы свободно опускаются в трюмы. Форма грузовых трюмов такова, что при погрузке не надо штывать (перебрасывать) руду с середины к бортам трюма и в его углы, а при разгрузке — от бортов к середине. Благодаря большому числу и форме трюмов удается сделать время разгрузки рудовоза вдвое меньшим, чем время, затрачиваемое на разгрузку судна для генеральных грузов. Рудовозы — суда однопалубные, с очень прочной конструкцией корпуса, с двигателями Дизеля, расположенными в корме. Большинство рудовозов — лайнеры, и им нередко приходится возвращаться порожнем, поэтому балластная система рудовозов очень мощная.



В последние годы стали строить суда-универсалы, рассчитанные на перевозку не только руды, но и других либо навалочных (уголь, зерно, цемент), либо штучных грузов и даже нефти. В последнем случае вблизи бортов ставят нефтенепроницаемые продольные переборки, что позволяет в средний отсек грузить руду, а в бортовые нефть.

Углевозы. Углевозы мало отличаются от рудовозов, так как уголь грузят и выгружают теми же береговыми средствами, что и руду. Но уголь легче руды, и потому он не смещает центр тяжести судна так значительно, как руда. Углевозы — суда однопалубные с минимальным надводным бортом, их двигатель — дизель располагают в корме. Балластная система на них мощная. Чтобы при бортовой качке уголь не пересыпался с борта на борт, в верхней части трюмов между люками посередине ширины судна ставят продольную переборку. Уголь может самовозгораться, что очень опасно для целости судна. Поэтому на углевозах делают особенно надежную естественную вентиляцию трюмов, удаляющую огнеопасные газы, вызывающие самовозгорание угля, и устанавливают температурные трубки, выходящие из глубины трюмов на главную палубу. Опуская в эти трубки термометр, следят за температурой угля и в случае, если она слишком высока, в трюм пускают углекислоту или пар. По своему внешнему виду углевозы также очень схожи с рудовозами.

Зерновозы. Особенность зерна (как груза) заключается в том, что даже при самой полной загрузке через несколько суток хода в трюме появляется свободное место (происходит «утряска» зерна от вибрации двигателя, ударов волн) и тогда зерно может пересыпаться в трюме при бортовой качке. Ссыпавшись к одному борту, оно вызовет крен, что уменьшит мореходность судна. Чтобы этого не случилось, по всей высоте грузовых трюмов, посредине ширины судна между люками ставят постоянные продольные переборки. Под люками переборки делают съемными на случай, если судно обратным рейсом возьмет генеральный груз. С этой же целью некоторые зерновозы имеют две палубы. Так как зерно (в особенности бобовое и гороховое) при намокании разбухает, на зерновозах особенно тщательно следят, чтобы в трюмы не попала вода.

Для погрузки зерна применяют элеваторы, а для выгрузки — пневматические механизмы, высасывающие зерно из трюмов в элеваторы, вагоны, баржи. Поэтому на зерновозах ставят грузовые краны или стрелы только на случай перевозки штучных грузов.

Лесовозы. Лесовозы перевозят лес либо круглый (бревна), либо пиленый (доски). Так как лес — груз легкий, то, загружая им только трюмы, нельзя использовать всю грузоподъемность судна. Поэтому лесовозы принимают лес и на палубу. Для этого с нее снимают трапы, вентиляторы, леера (ограждение у бортов) и др. детали. При размещении груза на палубе центр тяжести груженого судна оказывается очень высоко, отчего судно может легко опрокинуться. Поэтому лесовозы строят более широкими, чем, например, рудовозы, что увеличивает способность судна сопротивляться опрокидыванию; с той же целью лесовозы иногда принимают водяной балласт в междудонное пространство. Так как брызги от волн и дождь могут намочить палубный груз (караван) и этим еще значительнее повысить центр тяжести судна, то на палубе лес укладывают так, чтобы в случае опасного накренения можно было быстро отдать (сбросить) его за борт, например, ударив топором по тросу или раскрыв откидной гак (крюк).



Лесовозы — однопалубные суда с очень прочными палубой и люковыми крышками, так как груз кладут и на люки. В качестве главного двигателя на лесовозах применяют дизели или газовые турбины, размещая их в корме. Грузовое устройство лесовозов: стрелы, колонны с перекладиной вверху и лебедки, устанавливаемые около надстроек, чтобы не загромождать палубы. Лесовозы чаще всего суда трех- или двухостровные. Так как лес большей частью груз северный, некоторые лесовозы имеют нос ледокольного типа и ледовое подкрепление к конструкции корпуса.

Наливные суда (танкеры). Танкеры — самые крупные грузовые суда. Их грузоподъемность достигает 300000 Т, длина — 350 м. Около 35% грузовых судов является наливными. Танкеры перевозят различные сорта нефти, бензин, керосин, серную кислоту, вино, масло и другие жидкости.

Погрузку и выгрузку танкеров производят либо береговыми, либо судовыми насосами.

Поскольку корпус танкера разделен на большое число танков (отсеков), то погрузку и выгрузку можно производить одновременно несколькими насосами, что значительно сокращает время стоянки танкеров в порту. Для выгрузки, например, 10 000 т нефти требуется менее двух часов.

Характерная особенность большинства танкеров — это обратный рейс порожнем. Поэтому для обратного рейса танкеры принимают в грузовые танки большое количество водяного балласта, пользуясь для этого либо грузовыми насосами, либо специальной балластной системой. Перед приходом в порт балласт выкачивают.

Танкеры, перевозящие мазут и другие вязкие нефтепродукты, густеющие в холодную погоду, оборудованы системой трубчатых змеевиков, в которую из паровых котлов пускают пар, разогревающий эти продукты перед выгрузкой.

Котельная установка на танкерах весьма мощная, так как пар требуется и для пропаривания порожних танков перед их зачисткой, когда после темных грузов танкер должен принять светлый груз, например бензин или керосин.

На танкерах необходима мощная противопожарная система. Порожний танк, в котором скапливаются пары нефти, опаснее заполненного бензином. Поэтому во все танки проводят системы парового и углекислотного, или пенного, огнетушения. Для более надежного отделения грузовых танков от других помещений на небольшом расстоянии от крайних — носовой и кормовой — переборок устанавливают вторую переборку. При перевозке бензина пространство между этими переборками (коффердам) заполняют водой.

Машинное отделение на танкерах всегда располагают в корме. В качестве двигателей на них применяются дизели или турбины.

Для удаления паров нефтепродуктов применяют специальную газоотводную систему.

Танкеры делают двух- или трехостровными. Вдоль всего судна между надстройками на высоте около трех метров над палубой устанавливают переходной мостик. Когда волны перекатываются по палубе, по мостику переходить безопасно. Под мостиком прокладывают трубопроводы и электрокабели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!